Конспект лекции 16 (Тема 5.3)
Под моделью в науке понимают искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логикоматематических формул, физической конструкции и т. д., который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту, отражает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта». Моделирование является важным средством педагогических исследований, так как предполагает построение системы, которая адекватно отображает предмет исследования и функционирует аналогично исследуемому процессу.
Рассмотрим педагогическую модель формирования здорового образа жизни школьников, разработанную А.С. Шинкаренко.
Педагогическая модель формирования здорового образа жизни школьников разработана с позиций системно-деятельностного, онтогенетического и компетентностного подхода, исходя из методологического представления о компетентностном подходе к формированию личности педагога, концепции здорового образа жизни, деятельностного подхода к личности учащегося и процессу его развития.
С целью формирования безопасного и здорового образа жизни через дополнительное образование на основе интегративного и дифференцированного подходов проанализированы концептуальные подходы к решению данной проблемы в педагогической теории и практике, а также выявлены факторы, способствующие и препятствующие сохранению и укреплению здоровья и безопасности школьников.
Педагогическая модель формирования здорового образа жизни рассматривается в теоретико-методологическом и организационно-педагогическом аспектах.
Теоретико-методологический аспект отражает цели, задачи, принципы, критерии, компоненты, содержательные характеристики деятельности по формированию здорового образа жизни школьников.
Организационно-педагогический аспект определяет структуру и функции каждого компонента в направлении непрерывности процесса формирования здорового образа жизни школьников, прогнозируемые результаты деятельности.
Новизна представленной педагогической модели заключается в том, что все ее структурные компоненты и их функции определены в соотношении со структурой процесса формирования здорового образа жизни школьников, данная модель состоит из теоретического, практического и личностного компонентов.
Содержательная составляющая модели – дополнительная образовательная программа формирования безопасного и здорового образа жизни школьников, полностью ориентированная на теоретическую, практическую и личностную компоненты.
Целью педагогической модели, предложенной нами, является расширение у педагогов и школьников знаний о здоровье и безопасности учащихся, способах их сохранения (теоретический компонент), развитие умений и навыков безопасного и здорового образа жизни (практический компонент), формирование мотивации безопасного и здорового образа жизни, ценностных установок на здоровье и безопасность (личностный компонент) через совокупность урочной и внеурочной деятельности на основе интегративного и дифференцированного подходов.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- формировать мотивационную, когнитивную и деятельностную основу безопасного и здорового образа жизни учащихся;
- способствовать формированию психофизической устойчивости к стрессорным воздействиям;
- разработать и апробировать целевую программу по формированию безопасного и здорового образа жизни школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Социально-педагогическая деятельность по формированию безопасного и здорового образа жизни учащихся реализуется на базе следующих принципов:
- принцип триединого представления о здоровье и безопасности;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип интегрального представления и здоровье и безопасности;
- принцип индивидуализации и учета возрастных и типологических особенностей субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- принцип системности и комплексности;
- принцип субъект-субъектного взаимоотношения с обучающимися;
- принцип комплексности междисциплинарного подхода;
- общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих, развивающих и образовательных педагогических воздействий.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) – один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. Неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие обучающихся оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений и т. д., превалирующих как в профессиональной, так и в родительской педагогике. Привычка преподавателей (а дома родителей) фиксировать внимание молодого человека преимущественно на недостатках, ошибках, ограничениях и т. д. формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящих целей и добиваться их достижения, что является признаком нарушения здоровья и снижением уровня психологической устойчивости, психологического нездоровья.
Организационно-педагогический аспект педагогической модели формирования безопасного и здорового образа жизни школьников содержит описание взаимосвязи таких компонентов модели, как формы деятельности (урочная, внеурочная деятельность, корректировка педагогического процесса), методы (социально-педагогические, психологические, психофизиологические) и содержательный компонент, который заключается в создании организационно-педагогических условий для решения обучающих, воспитательных, развивающих, социально-оздоровительных задач в урочной и внеурочной образовательной деятельности. Сочетание этих видов деятельности должно позволить, по нашему мнению, существенно повысить уровень мотивационной, когнитивной и деятельностной функции школьников; актуализировать их ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья и безопасности индивида на основе межпредметной интеграции и коррекции педагогического процесса, осуществляемых с учетом возрастных и регуляторно-поведенческих возможностей организма, факторов, укрепляющих и препятствующих формированию безопасного и здорового образа жизни.
При этом, по нашему мнению, следует обратить особое внимание на:
- организацию физической активности учащихся, профилактику гиподинамии (учебные перегрузки школьников, интенсификация обучения, увлечение Интернетом и видеофильмами, компьютерными играми, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения среди городских школьников гиподинамии, что приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма, общему ухудшению состояния здоровья; физическая активность учащихся в школе должна быть организована на основе взаимодополняющего сочетания двух направлений: занятий больших форм (уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время) и занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения;
- охрану и укрепление психологического здоровья, психологической устойчивости учащихся: предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. п. (накопление стрессов (кумуляция) приводит к ухудшению психологического здоровья, снижению уровня нервно-психического благополучия, успеваемости, ухудшению дисциплины; появляются проблемы личного плана, к числу которых относится использование такого средства преодоления стрессов, как употребление психоактивных веществ (ПАВ));
- формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих и развивающих технологий (эти вопросы могут быть выделены в отдельную область – педагогику здоровья, решающую проблему повышения эрудиции учителей в вопросах интеграции педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий);
- организацию сотрудничества с родителями учащихся по вопросам формирования безопасного и здорового образа жизни школьников.
Общие подходы, в ходе реализации программы, направлены на использование интегрированного и дифференцированного подходов на основе реализации образовательных, воспитательных, развивающих и социальных функций.
Содержание интегративного подхода: интеграция содержания ОБЖ и физической культуры с другими предметами естественно-научного и гуманитарного цикла для формирования системы знаний, умений и навыков по безопасному и здоровому образу жизни.
Содержание дифференцированного подхода: ориентация на более глубокое проникновение в мотивационную сферу личности школьника с целью активизации его внутреннего психосоматического потенциала в процессе урочной и внеурочной деятельности с учетом регуляторно-поведенческих особенностей индивида.
С учетом уровня сформированности безопасного и здорового образа жизни школьников (низкий, средний, высокий) реализуются образовательные, развивающие, воспитательные и социальные функции.
С целью контроля за процессом формирования безопасного и здорового образа жизни школьников мы проводили комплексный социально-педагогический и психолого-физиологический мониторинг, предусматривающий оценку как психолого-педагогических, так и медико-физиологических параметров.
При разработке критериев и показателей, позволяющих определить уровень сформированности безопасного и здорового образа жизни школьников (высокий, средний, низкий), мы отталкивались от ранее разработанных и апробированных при нашем участии в процессе реализации экспериментальных программ в образовательных организациях – когнитивного (идеи, мнения, знания), эмоционально-волевого (чувства, ценности), мотивационно-поведенческого (мотивы, потребности, готовность и желание осуществлять деятельность), деятельностного (действия и деятельность), адаптивно-ресурсного (функциональное состояние, уровень функционального резерва и стрессоустойчивости). Исходя из специфики разрабатываемой проблемы, мы идентифицировали индивидуальные критерии сформированности безопасного и здорового образа жизни следующим образом:
- мотивационно-поведенческий – сформированность навыков регуляции, поведения, направленного на поддержание рационального режима дня, питания, двигательной активности, закаливания, отказа от вредных привычек, устойчивого интереса к безопасному и здоровому образу жизни;
-когнитивный – сформированность системы знаний и представлений о социально-экологической, социально-экономической безопасности, здоровье, здоровом образе жизни, сформированность негативного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ;
-деятельностный – сформированность полезных привычек, способов организации и практических навыков безопасного и здорового образа жизни, владение индивидуальными стратегиями когнитивного поведения, сформированность двигательных умений и навыков;
- эмоционально-волевой – сформированность навыков регуляции, психоэмоционального самочувствия, саморегуляции стрессоустойчивости; степень психологического благополучия и эмоционального комфорта, удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом, ведением безопасного и здорового образа жизни;
-адаптивно-ресурсный – показатели социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости, величина функционального резерва организма, степень напряжения ведущих регуляторных механизмов, характеристика нейродинамических процессов и типа вегетативной регуляции.
В практике реализации представленной нами педагогической модели в воспитательно-образовательном процессе следует указать на то, что это означает расширение возможностей внедрения в мотивационную сферу учащихся за счет:
1) когнитивного компонента, предполагающего получение знаний по данной проблеме с помощью обеспечения интегрированных межпредметных связей (ОБЖ, физической культуры, дисциплин естественнонаучного и гуманитарного цикла) в процессе урочной и внеурочной деятельности;
2) деятельностного компонента, позволяющего во внеурочном педагогическом процессе формировать умения и навыки безопасного и здорового образа жизни, направленные на повышение психологической устойчивости (безопасности), физической подготовленности, стрессоустойчивости к разным субэкстремальным и экстремальным воздействиям;
3) коррекционного компонента, предполагающего учитывать индивидуально-типологические особенности регуляторно-поведенческого (личностного) потенциала школьников, уровень их психосоциальной, физиологической адаптации и стрессоустойчивости, характер ценностных ориентаций, отношение к ЗОЖ, физической культуре в процессе внеурочной деятельности в условиях интеграции основного и дополнительного образования.
Совокупность данных подходов может позволить конкретизировать структуру социально-педагогической деятельности по формированию безопасного и здорового образа жизни школьников, к которой относятся: рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами, физиологогигиеническими и психофизиологическими требованиями; оптимизация двигательной активности обучающихся, включающая не только предусмотренные программой занятия физкультурой, но и внеурочные формы, включающие динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивномассовую работу; организация рационального питания обучающихся; система работы по формированию психологической и физической безопасности, устойчивости к стрессу, ценности здоровья, безопасного и здорового образа жизни.
В качестве конечного результата реализации педагогической модели формирования безопасного и здорового образа жизни школьников является разработка и внедрение целевой программы, позволяющей: сформировать устойчивую мотивацию индивида к безопасному и здоровому образу жизни; повысить социально-психологическую безопасность личности в условиях стрессовых воздействий; оптимизировать физическую подготовленность учащихся; улучшить качество образования по ОБЖ и другим предметам гуманитарного и естественно научного цикла.
Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни школьников //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – №. 1-2 (61).