Лекция
Качество медицинской помощи - это степень соответствия медицинской помощи заранее установленным критериям и стандартам.
Качество медицинской помощи является характеристикой, отражающей степень адекватности медицинских технологий, выбранных для достижения поставленной цели и соблюдения их профессиональных стандартов. В этом определении "медицинские технологии" представляют собой совокупность выполнения диагностических, лечебных, реабилитационных, профилактических и иных мероприятий, необходимых для достижения конкретных результатов, а термин "профессиональные стандарты" обозначает правила выполнения конкретных мероприятий, входящих в ту или иную технологию.
Всемирная организация здравоохранения для определения конкретных задач и содержания деятельности по обеспечению качества имеет в виду четыре компонента:
1) использование профессиональных функций (техническое качество);
2) использование ресурсов (эффективность);
3) контроль системы риска (опасность травм или заболевания в результате медицинского вмешательства);
4) удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.
Предусмотрев эти четыре элемента, ВОЗ определяет задачи программы по обеспечению качества следующим образом:
"С ее помощью каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как его возраст, заболевания, сопутствующий вторичный диагноз, реакция на выбранное лечение и другие родственные факторы. При этом для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства: риск дополнительного травмирования или нетрудоспособность в результате лечения должен быть минимальным, пациент должен получать максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи, максимальными должны быть и взаимодействие пациента с системой медицинской помощи, а также получаемые результаты".
При оценке качества медицинской помощи принципиальное значение имеет выбор компонентов, подлежащих анализу и оценке. Попытки оценить качество медицинской помощи по таким показателям здоровья, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, смертность по ведущим классам болезней, младенческая и материнская смертность, интенсивность распространения хронических социально значимых заболеваний, показатели временной и стойкой утраты трудоспособности и другие, оказались недостаточно информативными. Во-первых, потому, что показатели здоровья отражают влияние на человека не только качества медицинской помощи, но и воздействие целого ряда социальных, климатогеографических, экологических, биологических и других факторов. Результаты научных исследований показали, что вклад в общие показатели здоровья составляют: условия и образ жизни людей -50-55%, состояние окружающей среды - 20-25%, генетические факторы - 15-20%, а вклад от деятельности учреждений здравоохранения - всего 10-15%. Следовательно, показатели здоровья отражают эффективность функционирования всей системы охраны здоровья граждан. Во-вторых, качество характеризует свойства конкретного объекта и может выражаться с помощью показателей, относящихся только к данному объекту. Поэтому качество медицинской помощи следует оценивать с помощью показателей, относящихся к объекту "медицинская помощь", а не к объекту "состояние здоровья".
При анализе разных подходов к оценке качества медицинской помощи наиболее видной представляется методика Г.БопаЬеё1ап (1966), в основу которой заложен комплекс структурного, процессуального и результативного компонентов анализа.
Структурный подход предполагает лицензирование, аккредитацию и сертификацию ресурсной базы учреждений здравоохранения: кадров, оборудования и медицинской техники, материально-технического обеспечения условий для пребывания больных и работы медицинского персонала (архитектурно-планировочные решения и состояние помещений). Они позволяют определить потенциальные возможности имеющихся ресурсов конкретного медицинского субъекта (лечебно-профилактического учреждения, медицинского кооператива, частнопрактикующего врача и т.д.) для выполнения поставленных перед ним целей по оказанию медицинской помощи. Этот подход основан на предположении, что совершенная структура ресурсов и уровень их развития создают реальные возможности для соблюдения необходимой медицинской технологии, что обеспечит высокую вероятность получения хороших результатов и гарантирует потребителям медицинских услуг определенное (хотя бы минимальное) качество диагностики, лечения и реабилитации.
Лицензирование и аккредитация лечебно-профилактических учреждений, аттестации и сертификация медицинских кадров как наиболее существенные направления структурного анализа получают правовую, организационную и экономическую основу с введением Закона "О медицинском страховании граждан в РФ".
Процессуальный подход призван ответить на вопрос: как соблюдается технология лечебно-диагностического процесса? Основным методом в рамках процессуального подхода, в том числе и в отечественном здравоохранении, долгие годы является метод экспертной оценки медицинской помощи по первичной документации. Сознавая все недостатки такого источника медицинской информации, как история болезни (карта амбулаторного или стационарного больного), тем не менее, никто пока не может предложить другого, более эффективного и объективного метода оценки качества медицинской помощи.
Логическим завершением процесса оценки качества является результативный подход- оценка качества медицинской помощи по результатам. Основывается он на оценке степени достижения намеченных целей на каждом этапе оказания медицинской помощи. Направление прогрессивное, но весьма трудно реализуемое на практике. Эта трудность заключается в сложности определения, что есть цель и конечный результат деятельности различных специалистов и учреждений системы здравоохранения.
При всех методических сложностях конечные результаты деятельности относительно четко определены для стационаров. Их цель - оказать квалифицированную помощь пациентам: излечить, купировать патологический процесс, восстановить нормальное функциональное состояние, облегчить боли и страдания, предупредить или устранить осложнения. Кроме того, известен момент, когда следует определить: достигнута ли цель? Это естественный, момент выбытия пациента из стационара. Исходя из поставленной цели, конечные результаты могут быть выражены в показателях, характеризующих исход лечения различных болезней или клинико-диагностических групп больных: больничная летальность, процент осложнений, процент выздоровления и т.д.
Гораздо более сложной является система экспертной оценки конечных результатов деятельности амбулаторно-поликлини-ческих учреждений в силу многообразия и полиморфности их видов деятельности.
Оценка качества медицинской помощи основана на сопоставлении объема выполненных лечебно-диагностических мероприятий определенного вида медицинской помощи и достигнутых результатов с установленными "стандартами" или "эталонами" (требованиями). При оказании медицинской помощи в условиях рыночных отношений между лечебными учреждениями (производителем) и пациентом (потребителем медицинской услуги) ключевым элементом оценки ее качества является обнаружение свойств, характеризующих взаимосвязь между результативностью медицинской помощи, оказанной по определенной технологии, и финансовыми затратами. Поэтому при оценке качества медицинской помощи приоритет должен быть отдан показателям, отражающим ее эффективность, учитывающую медицинскую результативность удовлетворенность потребителя и произведенные затраты.
Эффективность медицинского обслуживания - это степень достижения эталонного результата в оказании медицинской помощи населению, или степень достижения поставленных задач в профилактике заболеваний, инвалидности, диагностике, лечении и реабилитации больных. Эффективность медицинской помощи в первую очередь зависит от уровня профессиональной подготовки медицинских кадров, их способности соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии, а также от выбора и соблюдения технологии оказания медицинской услуги. Зависимость эффективности помощи от медицинских технологий обуславливает необходимость правильного выбора конкретного вида и объема медицинской помощи на разных этапах ее оказания (догоспитальный, госпитальный, санаторный, амбулаторно-поликлинический этап реабилитации) при различных заболеваниях и неотложных состояниях и оказание ее в соответствии с принятым стандартом или эталоном качества. Отсюда становится очевидным, что при проведении экспертизы качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении для объективной оценки уровня квалификации медицинских кадров, объема выполняемых лечебно-диагностических мероприятий, а также сложности и надежности применяемых технологий должны использоваться специальные показатели.
Система оценки качества медицинской помощи обязательно должна включать показатели удовлетворенности потребителя медицинской услугой, так как оценка потребителем является окончательным (основным) критерием качества медицинской услуги. Однако практическое использование результатов оценки качества медицинской помощи потребителем должно осуществляться с учетом одного очень важного фактора - степень удовлетворенности потребителя медицинской услуги должна соответствовать профессиональным медицинским стандартам, требованиям врачебной этики и медицинской деонтологии.
Эксперт ВОЗ Вуори Х.В. считает, что оценка качества медицинской помощи носит комплексный характер и включает четыре составляющих ее компонента:
- эффективность - соотношение между фактическим воздействием и максимальным, которое возможно в идеальных условиях;
- экономичность - соотношение между фактическим воздействием службы или программы и ее стоимости;
- адекватность - удовлетворение потребностей населения;
- научно-технический уровень - степень применения при оказании медицинской помощи имеющихся знаний и техники.
Однако здесь не отражено мнение, интерес пациента, его родственников. Нужно с помощью социологических опросов пациентов изучать степень их удовлетворенности медицинской помощью и условиями, в которых она оказывается. Это тоже составляющая качества. Таким образом, для оценки качества медицинской помощи нужна концепция качества, которая предусматривает сравнение фактических и стандартных параметров. В НИИ им. Н.А.Семашко предложил единую схему оценки медицинской помощи для лечебно-профилактических учреждений, их структурных подразделений, различных категорий медицинского персонала.
Основным элементом этой системы является определение ее эффективности - степени достижения конкретных результатов, которыми в зависимости от оцениваемого объекта могут быть:
- показатели динамики состояния пациентов при оценке эффективности лечебно-диагностического процесса;
- показатели динамики их здоровья при оценке здоровья определенных контингентов (например, переход из одной диспансерной группы в другую);
- удовлетворенность пациента, медицинского работника;
- показатели качества медицинской помощи.
Для того, чтобы оценить эффективность т.е. степень достижения конкретных результатов, лечащий врач и заведующий отделением в каждом конкретном случае должны планировать реально достижимый результат. Эталоны или стандарты конкретных результатов разрабатывают главные специалисты для каждого учреждения с учетом материально-технической базы, кадровых ресурсов, их квалификации.
В условиях внедрения независимой экспертизы качества медицинской помощи и изменения системы оплаты труда медицинских работников по конечным результатам предполагается широкое применение в здравоохранении метода экспертных оценок. При этом важнейшей задачей является совершенствование способов экспертизы и методов анализа полученных результатов, выработка у организаторов здравоохранения и клиницистов навыков по адекватному использованию результатов экспертных оценок, а главное профессиональная подготовка экспертов лечебно-профилактических учреждений, органов здравоохранения, врачебных ассоциаций, страховых организаций, обществ потребителей медицинских услуг и т.д. Применение метода экспертных оценок может быть широко использовано при анализе полноты и сроков обследования качества лечебного процесса, правильности и сроков диагностики, адекватности сроков пребывания больного в стационаре и на больничном листе в поликлинике, обоснованности госпитализации анализа летальных исходов в стационаре и на дому, преемственности в работе лечебно-профилактических учреждений и т.д.
Экспертиза качества медицинской помощи - это исследование качества выполнения медицинской технологии, адекватности использования имеющихся ресурсов (эффективности лечения), степени риска возникновения травмы или заболевания в результате медицинского вмешательства (ятрогении) и удовлетворенности пациента медицинским обслуживанием с вынесением мотивированного заключения. Экспертиза качества медицинской помощи в первую очередь направлена на защиту интересов потребителей медицинских услуг и одновременно является инструментом защиты профессионально производителей медицинских услуг - от необоснованных претензий потребителей. Поэтому инициаторами (заказчиками) экспертизы качества медицинской помощи могут быть представители органов государственного управления, страховых медицинских организаций, руководители лечебно-профилактических учреждений, лицензионные комиссии, другие профессиональные и общественные организации, а также отдельные врачи и пациенты.
В задачи экспертного метода входит выявление дефектов в работе лечебно-профилактических учреждений различных уровней, недостатков в работе отделений, кабинетов или отдельных врачей, установление причин и факторов, приводящих к недостаткам в работе, особенно в том случае, когда эти факторы трудно учитываются. При этом результаты экспертных оценок следует рассматривать на фоне уровня и динамики из официальной статистической документации.
Анализ результатов экспертных оценок должен явиться основанием для разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе.
Основными этапами в проведении экспертных оценок качества медицинской помощи являются: формирование целей и задач экспертизы, составление программ исследования, выбор источников информации, отбор необходимого числа документов, выбор экспертов, непосредственное проведение экспертизы и анализ результатов исследования.
Успех проводимых экспертных оценок во многом определяется четкостью постановки цели и задач исследования. После окончательного установления цели экспертной оценки следует определить перечень показателей, необходимых для достижения этой цели. В практике здравоохранения большую роль играет отбор экспертами необходимых показателей эмпирическим путем.
Исходя из ожидаемых показателей и требуемой для их получения информации, составляется программа исследования и оформляется карта экспертной оценки.
Процедура экспертизы завершается составлением мотивированного экспертного заключения, в котором основное внимание обращается обоснованию оценки качества медицинской помощи. Выводы по результатам экспертизы должны быть четкими, объективными, обязательно содержать рекомендации инициатору (заказчику) экспертизы в виде перечня мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе медицинского учреждения, его подразделения или отдельного специалиста и тем самым способствовать повышению качества медицинской помощи.
Экспертиза предусматривает выявление фактов (идентификацию) врачебных ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с указанием реальных и возможных их влияний на течение заболевания.
Опыт показал, что для практических целей и оперативного управления качеством лечебно-диагностического процесса, а также для удобства вычисления экстенсивных показателей достаточно подвергнуть экспертной оценке 50-100 карт стационарных и амбулаторных больных. При анализе документации стационара используется и поликлиническая документация данного больного или документация станции скорой помощи. Врач-эксперт на каждый вопрос, поставленный в карте, отвечает знаком плюс при положительной оценке и знаком минус при отрицательной.
Метод экспертной оценки позволяет не только выявить недостатки, но и проверить, как они исправляются. Через любой промежуток времени экспертную оценку повторяют по тем же вопросам, и полученные данные сравнивают, что позволяет судить об улучшении или ухудшении показателей каждого пункта экспертной оценки и вопроса в целом. Полагаем, что этот метод является объективным, так как, применяя его, можно проверить любой вопрос, любую службу и получить конкретные данные об использовании коек и о постановке лечебно-диагностического процесса.
Нами разработаны программы экспертных оценок различных видов медицинской помощи. Приводим примерную программу экспертной оценки качества диспансеризации больных:
1. Своевременность взятия на диспансерный учет по данному заболеванию /учитывается стадия и тяжесть заболевания/.
2. Соблюдение сроков осмотров /регулярность наблюдения/ по нозологическим формам.
3. Проведены ли необходимые лабораторные и другие диагностические исследования /сравнивают перечень обследования, предусмотренных схемой - программой диспансерного наблюдения по данной нозологической форме/.
4. Полнота и своевременность консультаций со специалистами /окулист, невропатолог, стоматолог, хирург и др./ - проведена, не проведена.
5. Выполнение плана лечебно-оздоровительных мероприятий:
- госпитализация с профилактической целью /необходима,
проведена, не проведена/;
- своевременность и качество противорецидивного лечения в условиях амбулаторий /оценивает применение апробированных схем профилактического лечения по предупреждению рецидивов ревматизма, язвенной болезни и т.д., а также современных методов лечения/;
- полнота и своевременность использование физиотерапевтических методов лечения, массажа, ЛФК;
- лечение в санаториях-профилакториях /необходима, проведена, не проведена/;
- санация очагов хронической инфекции / необходима, проведена, не проведена/;
- диетическое питание /необходимо, назначено, не назначено/;
- трудоустройство /необходимо, трудоустроено/.
6. Учитывается ли при составлении индивидуального плана лечебно оздоровительных мероприятий таких факторов как, улучшение условий труда и быта в соответствии с нозологической формой, тяжестью заболевания и профессией больного.
7. Анализ эффективности диспансеризации (улучшение, выздоровление, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, первичного выхода на инвалидность, смертность и др.).