Тема: «Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII века».




Класс: 6

Задание: прочитать, сделать конспект.

Владимир – третий крупный культурный центр домонгольской эпохи после Новгорода и Киева. Третий, потому что он заявил о себе позже этих городов, а, во-вторых, это молодой и новый город. Возвышение владимиро-суздальской земли началось во второй четверти 12 века (1125-1150 гг.), и было это связано с падением авторитета Киева как центра Древней Руси и началом феодальной раздробленности. В Переславле-Залесском князь Юрий Долгорукий построил и крепость, и княжеский двор. До сих пор сохранились остатки земляных валов, бывших частью крепости. Сохранилась территория бывшего княжеского двора: там стоит самый древний храм Владимиро-Суздальской Руси – Спасо-Преображенский собор (1152), построенный по заказу Юрия Долгорукого. Он построен из природного известняка Плинфа, булыжник не использовали, делали только из известняка. Этот строительный материал добывался и теперь добывается на открытой земле, но ныне он используется для облицовки.

Особенности известняка:

  • во-первых, этот камень – результат моря, существовавшего тут много миллионов лет назад. Это органические останки тех живых существ, которые населяли это море.
  • во-вторых, при добыче он очень мягкий. Его очень просто добывать, и добыча не требует каких-то механизмов.
  • в-третьих, со временем он твердеет и становится очень прочным. И эту его особенность стали использовать строители, они использовали известняк для резьбы: делали на нем узоры, орнаменты. Храмы Владимиро-Суздальской Руси богато украшены наружной белокаменной резьбой.

Считается, что храм в Переславле строили черниговские мастера, уже имевшие тогда опыт строительства и овладевшие сложными формами строительства христианского храма. Уже целенаправленно возвысить эту территорию решил сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. Юрий тут бывал наездами, а Андрей целенаправленно обустраивал, возвышал эту землю, и практически с нуля создал Владимир. С 1160-х годов князь Андрей Юрьевич ведет очень большое, массивное строительство во Владимире. Он начал со строительства укреплений во Владимире, с широкомасштабного строительства крепости. Город тем и отличается от сельского поселения, что там есть крепость, что он огорожен. Это огромные валы, на которых стояла деревянная крепость. В значимых, узловых местах стояли каменные башни, которые играли также роль парадных ворот города. И вот во Владимире мы имеем первый случай, когда одна из этих каменных башен сохранилась. Это так называемые Золотые ворота.

Было несколько ворот: золотые, серебряные, водяные, но сохранились только Золотые ворота. Что из себя представляют Золотые ворота? Это белокаменная башня, внизу которой проходит высокая арка-проезд, наверху она увенчана церковью. Посвящена она положению Ризы Богоматери. Посвящение очень важное и закономерное. Башня была предназначена не только для укрепления валов и стен, даже внутренняя конструкция арки была предназначена для защиты от врагов, даже если они ломают ворота и входят в крепость. Конечно, сломать каменную крепость в домонгольскую эпоху было тяжело, но и такой вариант учитывался.

Почему эта башня с надвратным храмом называется Золотые ворота? В названии совершенно очевидно подчеркнуть приверженность Владимира Киеву. Но не только. На название повлияло и то, что глава надвратной церкви тоже была позолочена, это был своеобразный маяк на всю округу. Золотом были украшены и сами створы ворот, и они тоже сияли, блистали на солнце. Золото тут реально присутствует. Кремль Владимира расположен на естественном природном возвышении, на высоком, почти вертикальном, плато, и на его территории Андрей построил Успенский собор и княжескую резиденцию.

Успенский собор Владимира – главный храм новой столицы.

Успенский собор построен из белого камня. В Успенском соборе был наружный белокаменный декор, он снаружи был украшен белокаменными резными деталями. Любимый и самый популярный мотив резьбы – аркатурно-колончатый пояс. Успенский собор был одноглавым и относительно небольшим. В конце 12 века Успенский собор сильно пострадал во время пожара и был сильно перестроен. По описанию 12 века храм имел не только золотые купола, он был украшен золотым орнаментом на закомарах и высокие шесты с позолоченными флюгерами.

1164 – в битве на Нерли, под Владимиром, с волжскими булгарами, князь Андрей Боголюбский выиграл, но потерял сына, и построил белокаменный храм Покрова Богородицы, храм Покрова на Нерли. До этого храма (Покрова на Нерли) не было на Руси храмов с таким посвящением. При князе Андрее была использована старая Византийская легенда о покрове Богородицы, про юродивого, которому было видение Богородицы. И Андрей сделал праздник в честь этой легенды. И, соответственно, была создана своя церковная служба для этого праздника, появились иконы с изображениями этого праздника. Праздник этот установили осенью, 14 октября, и он стал необычайно популярен в народе.

В селе Боголюбове под Владимиром князь Андрей создал загородную резиденцию, практически маленький княжеский городок. Это первый случай, когда князь отстроил резиденцию для своих нужд. И единственное место, которое дошло до нас от этой резиденции, — это лестничная башня, где его убили.

Князь Андрей сделал огромную работу за короткий срок. Он почти на пустом месте построил город Владимир. Князь Андрей Боголюбский фактически создал культ иконы Богоматери Владимирской, которая со временем стала считаться покровителем всей Руси. Что делал Андрей для объединения людей этими культами? Он сделал праздник, очень радостный, торжественный, хлебосольный.

Икона Владимирской Богоматери – это греческая икона, не имевшая своего почитания на Руси. Был создан литературный памятник – «Сказание об иконе Богоматери Владимирской», сказание о чудесах (как правило, чудесах исцеления), которые совершала эта икона. В «Сказании…» было написано, что она была создана евангелистом Лукой. Сохранилось описание оклада и коны и праздников, проводившихся в ее честь. В праздники в честь иконы Богоматери Владимирской люди, которые входили в город через белокаменные ворота, оказывались в коридоре, созданном из драгоценных тканей.

Территория Владимиро-Суздальской Руси оказалась государствообразующей. Богоматерь Владимирская является единственным памятником в нашей истории, который повлиял на все стороны жизни русского общества:

на искусство. Нет другого архитектурного сооружения, картины, скульптурного изображения, которое также повлияло бы на все стороны жизни общества. Культ иконы Владимирской богоматери повлиял на живопись: с нее писали много копий.

на политические представления Руси. В 12 в. культ иконы уже создан и распространен, принят. Ни тогда, ни в 13 в. на Руси не было образов, которые были бы сравнимы по популярности с иконой. И, когда в 14 в. на Русь двинулось войско Тамерлана (1395), икону перевезли в Москву и молятся ей о защите Руси. Русские войска и войска Тамерлана сошлись, и вдруг Тамерлан ушел из Москвы без боя. И после этого икона становится защитницей Москвы и остается в Москве. 1480 – на Русь идет Ахмат, чтобы восстановить зависимость Руси. И опять бескровная победа.

икона – политический символ Руси. В 16 веке первого русского царя Ивана (1547) венчают на царство перед иконой. С той поры всех русских царей, а позднее и императоров венчают на царство перед иконой. 1589 – поставление первого патриарха на Русь перед иконой Владимирской Богоматери. И следующее поставление также будет перед иконой Владимирской Богоматери, и все следующие поставления тоже будут перед ней.

на исторические представления. Поскольку считалось, что икона была написана Лукой, Русь считала себя законной наследницей Ромейской империи и хранительницей истинного православия. И это найдет отражение в теории «Москва – Третий Рим».

Андрей погиб в 1173, сохранилось описание его гибели, драматичное и эмоциональное. После него владимирский престол занял Всеволод Большое Гнездо. Он был заказчиком Дмитриевского собора во Владимире. Храм Посвящен воину-мученику Дмитрию Солунскому. Это удивительная постройка, созданная на основе очень глубокого знания традиций каменного зодчества. Фантастические орнаменты покрывают этот храм. Там много изображений святых, растительных орнаментов, изображений всадников, львов, грифонов, фантастических животных, изображение царя Давида на престоле, необычно изображение сюжета вознесения Александра Македонского, еще изображен сам Всеволод, сидящий на престоле с младенцем на руках. Что необычно и замечательно? Белокаменный декор создавался не после строительства храма, а до. Были отдельные блоки белого камня, и на них вырезалось то, что потом стало на наружном фасаде храма. Сохранились фрески этого Собора (конец 12 – начало 13 века), их создавали греки, на них сохранилась композиция Страшного суда.

Несмотря на то, что от 13 века памятников сохранилось мало, именно в 13-14 веках на Руси шел важный процесс — процесс создания национальной формы интерьера храма, который стал иконостасом. Как он шел, мы не знаем, мы имеем готовые формы. Но это выдающиеся произведения: иконостасов нет ни в католических, ни в протестантских храмах. Тогда сложилась особая, русская форма интерьера храма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: