СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ ДО 1917 ГОДА

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания – подготовка к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании заняла церковь. Появились такие средства как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер.

В 16 веке появилось книгопечатание. В 1572 году издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова. Примерно в это же время вышел в свет сборник «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту. «Домострой» обособлял домашний уют от окружающего мира, рекомендовал жестокие формы обращения с домочадцами (мужа с женой, отца с детьми). В детях воспитывалась любовь к Богу, страх перед ним, беспрекословное подчинение старшим. Однако в «Домострое» были и позитивные положения. В нем давались рекомендации по воспитанию вежливости, по обучению домашним работам и ремеслам.

В 17 веке Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражения лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Е.Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовым отношением к детям.

В начале 18 века происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром 1. Одно из направлений реформирования – образование. В это время в России открывается большое количество учебных заведений, издается много научной и учебной литературы (переводной). Был введен новый гражданский алфавит. На нем печатались книги и первые газеты. В 1701 году создана новая школа математических и навигационных наук для низших слоев (Леонтий Магнитский). В 1715 году в Петербурге создается Морская Академия. В 1725 году учреждается Академия наук с университетами и гимназиями.

Дошкольное образование в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени.

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) был ученым – энциклопедистом, вел активную научную и просветительскую деятельность. И.И. Бецкой (1704-1795) – один из самых просвященных людей своего времени. Образование он получил за границей, во Франции. От Екатерины 2 получил задание преобразовать существовавшую в России систему образования. Он был создателем Смольного института.

Н.И. Новиков (1744-1818) – деятель просвещения, который, помимо прочего, занимался изданием литературы для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила для родителей: «Не погашайте любопытства детей ваших, упражняйте детей в употреблении чувств (радость, эмоции); остерегайтесь давать

детям ложные знания, гораздо лучше не знать, чем знать неверно; не учить детей тому, что они по возрасту уразуметь не могут».

В 1763году в России был открыт первый воспитательный дом. В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11 лет; от 11 до 14 лет. До 2-х лет дети воспитывались у кормилиц. Детей первой группы воспитывали в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек – домашним делам и домоводству.

В первой половине 19 века в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г. Белинский придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он высказал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений, подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое назначение до сих пор.

В последней трети 19 века появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге. В том же году редактор педагогического журнала «Детский сад», который выходил в то время, А.А.Симонович открыла несколько детских садов. Один из них (платный, частный) для детей интеллигенции просуществовал в Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это время был открыт первый бесплатный саддля детей работниц Петербурга. Сады просуществовали недолго.

А.С.Симонович были разработаны некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. В д/саду должны находиться дети от 3 до 7 лет.

Цельдетских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей д/садов и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает д/саду свежий колорит, поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей».

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и д/садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.

Значительный вклад внесла детская писательница Е.Н.Водовозова. Ею созданы замечательные для своего времени очерки и рассказы. В конце 60-х гг. Водовозова была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации д/садов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

 

СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К началу 20 века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных д/садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В 1900 году в Москве появился первый д/сад для глухонемых детей. Позднее подобные заведения открылись в Петербурге и Киеве.

Перед революцией по примерным данным, в России работали 250 платных д/садов и около 30 бесплатных. В 1913-1917 гг. Вице - президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. Она создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Ее основные идеи – преемственность воспитания в д/саду, семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника. В 1913 г. вышло первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась и переиздавалась несколько раз. В 1937 г. вышло последнее издание. Некоторые положения этой книги сохранили свое значение до сих пор.

Е.И.Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный д/сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Более того, Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке воспитателей.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.

Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938г. были опубликованы «Устав детского сада», определивший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные д/сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. С 1938 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

К 40-м годам 20 века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание.

В 1959 году была принята «Декларация прав ребенка». Основной ее тезис – «человечество обязано давать лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей, местные власти, правительство обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с учетом собственного достоинства.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения – ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 60-х годов была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: