сметное финансирование образовательного учреждения




Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

сметное финансирование образовательного учреждения

    Студентки 4 курса группы ЕСС 429  
  Селюковой Дарьи Андреевны  
  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»    
  Научный руководитель:  
  кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин  
  Костенко О.А.  
     
   
   
   
   
         

 

Ессентуки, 2019

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1. Смета: ее роль и правовое значение. Виды смет..........................Стр. 4

Глава 2. Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества……………………………………………………………………..Стр. 9

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 18

Список литературы……………………………………...………………....Стр. 20

 

Введение.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых отношений состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение: они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях, решаемых обществом экономических, социальных задач и т.п.

 

Глава 1. Смета: ее роль и правовое значение. Виды смет.

Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих функционирование бюджетных учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных средств. Смета действует в течение финансового года - с 1 января по 31 декабря.

Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета - руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности. С принятием Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) кардинально возросло значение сметы. Особенно значение сметы возрастает с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета. И поскольку для федерального уровня такая система юридически сложившийся факт (есть соответствующие нормативные акты), смета начинает проникать во все сферы государственной деятельности. Применительно к сметно-бюджетному финансированию это означает, что ни один расход не сможет быть осуществлен без обоснованной сметы.

Сметы подразделяются:

- На индивидуальные, содержащие расходы и доходы только одного учреждения и позволяющие учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Они составляются бюджетным учреждением и содержат только расходы этого бюджетного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;

2) оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т.д.);

3) расчеты по отдельным статьям сметы;

- Сводные, в которых объединяются индивидуальные сметы; обычно они формируются федеральными министерствами и ведомствами по своему ведомству, исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления в территориальном размере. Сводные делятся на:

1) индивидуальные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных; 2) сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных. Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет; сметы централизованных мероприятий, которые составляются федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления для централизованных мероприятий (например, учебный семинар для врачей). Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт). Статьи расходов составляются на основе норм расходов. Составление проектов сметы совпадает по времени с составлением проекта бюджета. Составление сметы осуществляется на основе контрольных цифр, которые сообщаются высшими органами управления. Контрольные цифры сообщают информацию о лимитах бюджетных ассигнований. Вышестоящие организации доводят такие контрольные цифры до каждого подведомственного учреждения, причем сами вышестоящие организации получают цифры от соответствующего финансового органа.

При составлении сметы помимо контрольных цифр бюджетное учреждение руководствуется нормативами расходов (размеры затрат на расчетную единицу, установленные компетентными органами). Нормы затрат определяются по различным объектам Правительством РФ.

Сметы бюджетного учреждения составляются и подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, и направляются в вышестоящую организацию, где включаются составной частью в сводную смету вышестоящей организации; в свою очередь сводные сметы включаются составной частью в расходную часть соответствующего бюджета. Сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств. Ежемесячно, ежеквартально, по истечении года, бюджетные учреждения составляют отчеты об исполнении сметы. Существуют типовые сметы, которые утверждаются в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Необходимо также сказать, что из всех составных расходов сметы, главной является статья оплаты труда. Бюджетный кодекс РФ ввел новую форму сметы (ст. 221 БК РФ) - теперь в ней может быть не только расходная часть, но и доходная.

Под сметным бюджетным финансированием понимается порядок выделения средств из бюджетных и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям в соответствии с их сметой. В свою очередь, под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти или местного самоуправления для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы.

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т.е. учреждениям и организациям, действующим в отраслях непроизводственной сферы: обороне, органах государственного управления, социально-культурном блоке и т.п.

Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Бюджетные учреждения, как правило, не имеют доходов, а имеют лишь соответствующие расходы, которые финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов органов государственной власти или местного самоуправления. Но бывают ситуации, когда бюджетное учреждение имеет значительные доходы.

Сметное бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов:

- государственные или муниципальные учреждения в области образования - школы, училища, техникумы, вузы. Закон РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1991утверждает порядок финансирования образовательных учреждений - в расчете на каждого обучающегося. Образовательное учреждение помимо получения бюджетных средств, может получать доход за счет предоставления платных услуг, а также за счет получения добровольных пожертвований от физических и юридических лиц. Для образовательных учреждений дополнительные финансовые средства называются внебюджетными средствами. Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней. В негосударственных образовательных учреждениях нормативы финансирования не должны быть ниже, чем в государственных и муниципальных. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов, в том числе и валютных. За счет предоставления платных дополнительных образовательных и других услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования. Такие образовательные учреждения, как школы, финансируются в основном за счет местных бюджетов. Расходы отдельных школ предусматриваются в смете, составляемой на основе укрупненных нормативов, исходя из количества классов и числа учащихся;

- государственные и муниципальные организации в области культуры и здравоохранения - театры, больницы, поликлиники и т.д. Значительны государственные расходы на здравоохранение по долговременным экономическим нормативам. Однако по качественным параметрам наше здравоохранение уступает современному мировому уровню, поэтому, наряду с увеличением бюджетных затрат здравоохранение постепенно переходит на страховое обеспечение. На новые оценки качества труда медиков, новые формы организации медицинской помощи. Наряду с коммерческими стоматологическими поликлиниками, получают развитие такие же консультационно-диагностических центры, различные лаборатории. Платные услуги населению оказываются по ценам и тарифам, предусмотренным прейскурантами. А новые виды услуг - по ценам (тарифам), устанавливаемым с разрешения местных властей. Предоставляются платные услуги взамен деятельности, финансируемой из бюджета. Также как и образовательные учреждения, организации культуры и здравоохранения вправе привлекать внебюджетные средства;

- органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, организации, участвующие в обороне государства и др.

Глава 2. Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

История образования началась задолго до того, как она стала государственной системой. Уже в первобытном обществе, когда не было еще никаких государств, люди учились объясняться друг с другом сначала жестами, а потом с помощью языка. Библейская легенда о Вавилонской башне рассказывает о том сказочно прекрасном времени, когда все люди понимали друг друга, потому что говорили на одном языке. Вероятно, человечество нарушило какие-то законы Природы, потому что, рассердившись, Бог смешал все языки. Каждому народу пришлось веками трудиться над формированием своего родного языка. Дальнейшая потребность в общении привела к возникновению письменности, которая развивалась параллельно в различных культурах. Появление письма дало возможность обучаться грамоте самим и учить других. Так от берестяных грамот и рукописных азбук к первым русским букварям, от первых школ к первым высшим учебным заведениям и университетам, от начала Петровского профессионального образования к учреждению первого органа государственного управления образованием и ведет нас «история – учительница жизни».

Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства – информационного общества – принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии.

Как отрасль социальной сферы образование — это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.

Современное образование — это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В традиционном обществе получение образования в учебных заведениях было доступно не многим. В основном, это были религиозные деятели, священники, т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же членов общества процесс образования ограничивался спонтанным перениманием социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения.

Процесс индустриализации стимулировал потребность в учебных заведениях. Постепенно стало появляться образование в его современной форме, предполагающей передачу знаний с помощью профессиональных педагогов, в специально построенном здании по специальным учебным программам. В настоящее время в процессе обучения преобладают абстрактные дисциплины, так как члены современного общества должны не только обладать базовыми умениями и навыками (чтение, письмо, счет), но и иметь представления об окружающем их физическом мире, о жизни общества, его хозяйственной деятельности. Важно также, чтобы люди умели учиться сами, порождая новые и порой весьма специфические формы знаний. XX век стал переломным в развитии системы образования. Изменились цели образования к идеализированности, существенно возросло количество людей, имеющих высшее образование, научные звания.

Постепенное выдвижение сферы высшего образования во второй половине ХХ века на первый план общественной жизни нашло отражение в ее бурном развитии за последние десятилетия. Оно выразилось, в частности, в том, что за три послевоенные десятилетия в системе образования в мире обучалось столько учащихся, сколько их не было за всю предыдущую историю. По данным ЮНЕСКО, число учащихся выросло в мировом масштабе с 436,1 млн. человек в 1960 году до 845,3 млн. человек в 1980 году. Одним из важнейших итогов этого стало то, что доля неграмотных в мире сократилась с 44% в 1950 году до 26,5% в 1990 году.

Однако отмеченные значительные достижения в развитии образования во второй половине ХХ века не отражают полностью состояния сферы образования в современном мире. Экспоненциальное ее расширение, принявшее характер «образовательного взрыва», «образовательной революции», сопровождалось обострением различных проблем в этой сфере, которое уже в 60-х годах было осмыслено как мировой кризис образования, то есть кризисное состояние образовательной системы в целом, проявляющееся в обострении проблем доступа к образованию, в частности проблем равенства этого доступа, в усугублении проблем качества и релевантности образования, эффективности и производительности образовательной системы, обострении проблем ее финансирования и управления.

При этом отмечается, что «формирующееся информационное общество предъявляет все более высокие требования к грамотности. Продвижение вперед невозможно без крупного прорыва в областях ликвидации неграмотности среди самых широких масс населения». В большинстве стран число детей, желающих обучаться в средней школе, больше, чем она может набрать, а спрос на высшее образование, в общем, растет быстрее, чем его предложение.

Таким образом, образование становятся тем «фундаментальным социальным фактом», который лежит в основе экономического развития.

То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Постепенно потребители все активнее участвуют в производстве продукции для собственных нужд (распространение «просьюмеризма»). Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития.

Однако формирование информационного общества меняет взаимоотношения образования не только с экономикой, но и со всеми другими сферами общественной жизни, поскольку информация, знания оказываются в основе не только экономического, но и всего общественного развития.

Деятельность в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни предполагает постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования оказывается тесно переплетена со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.

Во всех национальных и международных проектах становления информационного общества центральное место занимает развитие сферы образования. От состояния образовательной системы, ее способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Бурный рост сферы образования во второй половине ХХ века, выдвижение этой сферы на первый план общественной жизни, усложнение ее взаимосвязей со всеми другими областями жизни общества, кризисные явления в образовательной системе вызвали к жизни разнообразные и настойчивые попытки решения острых проблем образования. В ходе критического анализа существующей образовательной системы были выдвинуты различные идеи о способах выхода из кризиса образования и характерных чертах новой образовательной системы, соответствующей требованиям и запросам современного общественного развития.

Постепенно стало меняться само понятие «образование», если раньше оно отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения в начальной, средней, высшей школе, т.е. в специальной системе, созданной для реализации целей образования, то теперь такое образование стало называться формальным и получила развитие идея о том, что понятие «образование» гораздо шире, чем понятие «формальное образование». В этой расширенной трактовке под «образованием» понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

В связи с расширением самого понятия образования иногда выделяются три основных типа процессов обучения:

1) Произвольное обучение, включающее неструктурированную учебную деятельность, которую Д. Эванс подразделяет на инцидентальное (случайное) и информальное образование. В первом случае нет осознанного стремления к обучению ни со стороны источника информации, ни со стороны обучающего, т.е. в этом случае ни учитель, ни ученик не создают «учебной ситуации». Во втором случае либо обучающийся, либо источник информации осознанно стремится к обучению (но не сразу оба, когда нужно говорить не о произвольном, а о неформальном образовании).

Именно благодаря произвольному обучению человек в течение своей жизни приобретает наибольшую часть знаний и навыков, таким путем он осваивает родной язык, основные культурные ценности, общие установки и модели поведения, передаваемые через семью, общественные организации, средства массовой информации, музеи, игры и все другие культурные институты общества.

2) Неформальное (или внешкольное) образование.

3) Формальное (школьное) образование отличается от неформального тем, что оно осуществляется в специальных учреждениях по утвержденным программам и должно быть последовательным, стандартизованным и институциональным, гарантирующим определенную преемственность.

Наиболее важным в этом отношении является развитие понятия «неформальное образование», которое отразило появление соответствующего сектора в сфере образования и возрастание его значения. Как «неформальное образование» стала трактоваться «любая организованная образовательная деятельность вне рамок существующей формальной системы, рассчитанная на идентифицируемую клиентуру и отвечающая определенным учебным целям».

Развитие неформального образования связано с тем, что школа перестала рассматриваться как единственно допустимое и возможное место обучения, ее монополия на просветительскую роль в обществе нарушена, образование и обучение уже не воспринимаются как синонимы «учебы в школе».

Тождество образования и формального образования — это идея, которая постепенно дискредитируется под влиянием кризисных явлений в существующей образовательной системе. В докладе теоретиков Римского клуба «Нет пределов просвещению» повышение интереса к неформальному образованию объясняется «разделяющей людей пропастью», их неспособностью адаптироваться к быстрым изменениям в мире. В связи с этим ставится задача создания новой парадигмы обучения — «необходимой предпосылки для разрешения любых глобальных проблем», предлагается концепция «инновационного обучения», ориентированная на «человеческую инициативу», а не на неосознанное социальное воспроизводство, свойственное обучению в традиционных школах.

Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не удовлетворены формальным образованием.

Как отмечается в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», «образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет… должны использоваться в образовательных целях».

 

Заключение.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

Мировая история создания и функционирования практически всех информационно-консультационных служб свидетельствует, что основой финансирования всегда служил государственный бюджет (по крайней мере, в начале их формирования и в периоды становления и развития). Именно за счет государственных средств в этот период создается материально-техническая научная базы информационно-консультационной службы, осуществляется широкомасштабная подготовка консультантов высокой квалификации, специалистов и организаторов службы, строятся информационные потоки, формируется сеть и система взаимосвязей с организациями-участниками. Разумеется, все эти задачи требуют крупных инвестиций в короткий промежуток времени. И это не под силу самостоятельно функционирующей службе без государственной поддержки.

 

Список литературы.

1. Коровяковский Д.Г., Смета: ее роль и правовое значение. "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2018.

2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: учебник.-2-е изд.,испр. и доп.-М.: «Флинта», 2016.

3. Деева А.И. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2017.

4. Вахрин П.И., Нешитов А.С. Финансы: Учебник для вузов.-2-е изд., - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2014.

5. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. - М.: «Дашко и Ко», 2016.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: