Рассмотрим технологию формирования понятий.





1. Определение существенных признаков понятия и их раскрытие на конкретном правовом материале. Например, при формировании понятия «административный проступок» учитель предлагает учащимся просмотреть диафильм и перечислить примеры административных проступков, которые содержатся в фильме. Учащиеся имеют представление об административном проступке как об одном из видов правонарушений. После проведенной беседы учитель предлагает дать определение административного проступка. При этом он акцентирует внимание на существенных признаках понятия. К ним относятся: нанесение государству или обществу вреда, нарушение, установленного административным кодексом правила поведения, наличие участников административно-правовых отношений, наложение соответствующего взыскания. Очень важно отделить существенные признаки от несущественных. Так, появление на улице в нетрезвом виде – это нарушение правил поведения в общественных местах, существенный признак административного правонарушения. Несущественными признаками могут быть пол, возраст, правонарушителя, мотивы, побудившие совершить проступок.


2. Установление связи данного понятия с другими, усвоенными ранее. На данном этапе учитель включает понятие в систему уже имеющихся понятий. Административный проступок – частное проявление более широкого понятия – правонарушение. Учитель предлагает привести примеры правонарушений. А затем определить к какой отрасли права они относятся.


3. Умение находить уже известные признаки понятия на ином конкретном материале. Учащимся предлагаются учебные познавательные задачи, решая которые они должны показать умение вычленить существенные признаки данного понятия.


4. Сообщение термина и его определение (записывается в тетрадь).


5. Умение оперировать понятием (при решении задач творческого характера).

 

 

Рассмотрим методические условия формирования понятий

1. Не всегда учитывается специфика формируемых понятий. Для этого необходимо акцентировать внимание на всеобщности регулятивной функции права, обязательного его характера, участников правоотношений и т.д.


2. Часто определение понятия дается на основе единичного восприятия того или иного явления без проведения предварительной работы. Например, на основе показа одного-двух нарушений административного права дается его определение, в результате чего ученики путают нарушения, подпадающие под нормы административного и трудового, административного и гражданского права.


3. Не всегда проводится работа по разграничению существенных и несущественных признаков. В результате второстепенные признаки затрудняют усвоение содержания понятия, мешают процессу формирования понятий. Подобные ошибки приводят к тому, что учащиеся затрудняются охарактеризовать то или иное правовое явление вне конкретных условий и обстоятельств его протекания. Они нередко путают органы государственной власти и органы государственного управления. Не могут отличить ответственность за нарушение дисциплины труда от ответственности за совершение административного проступка и т.п.


4. При формировании понятия необходимо дополнительное разъяснение отдельных терминов, его составляющих. Например, понятие «юридическая ответственность» будет усвоено тогда, когда ученики уяснят, что такое «норма права».


5. Не всегда проводится классификация понятий, не раскрываются ее принципы. В результате учащиеся путают понятия, относящиеся к разным отраслям права.


6. Нередко преподаватель стремится сформировать понятие за один-два урока, мало уделяя внимания конкретизации и обобщению понятия. Это приводит к тому, что учащиеся не могут оперировать казалось бы уже сформированным понятием. Поэтому необходимо постоянное оперирование понятиями.


7. Незначителен удельный вес самостоятельной работы учащихся по овладению понятиями на уроке и при выполнении домашнего задания, а когда она имеет место, то носит воспроизводящий характер и не способствует активизации познавательной деятельности.


8. Не всегда реализуются при формировании понятий внутрикурсовые и межпредметные связи. что препятствует установлению преемственности между учебными предметами.


9. Учителя недостаточно используют при составлении проблемных заданий материал из жизни.


10. Необходимо посредством специальных приемов развивать мыслительные способности школьников, формировать интеллектуальные умения (анализа. Синтеза, абстрагирования).


11. Объяснение сложных понятий требует специальных уроков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: