ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Протокол № 1 Приказом № 117 - А
от 28.08.2020 от 31.08.2020
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Учусь говорить правильно»
Составитель:
Удовиченко Елена Вадимовна
педагог дополнительного образования
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Год разработки: 2020
2020 год
Оглавление
1. | Пояснительная записка | |
2. | Учебно-тематический план | |
3. | Содержание изучаемого курса | |
4. | Методическое обеспечение программы | |
5. | Список использованной литературы |
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность рабочей программы.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношение речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
В связи с этим, в условиях общеразвивающих групп детского сада нет программы, предусматривающей коррекцию звукопроизношения, учитель – логопед в своей работе использует программы, предназначенные для коррекции нарушения произношения отдельных групп звуков, на их основе составляется рабочая программа. Реализуется она в индивидуальной работе с детьми, так как у каждого ребенка индивидуальный темп автоматизации и дифференциации поставленных звуков в речи, а так же разный речевой дефект звуков (недоразвитие свистящих, шипящих, сонорных). Каждая группа звуков требует специальную подготовку органов артикуляции постановке неправильно произносимых звуков.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа отнесена к программам социально-педагогической направленности. Её цели и задачи направлены на развитие речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Характеристика целесообразности построения курса.
Содержательная характеристика курса.
Программа состоит из 8 занятий в месяц на каждого ребенка и рассчитана на 1 учебный год. Всего: 56 ч.
Продолжительность занятий: 30 минут
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Структура занятия: Каждое занятие состоит из нескольких частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная: приветствие, игровая мотивация
Основная: выполнение заданий, направленных на коррекцию звукопроизношения
Заключительная: - поощрения
Ритуал приветствия, комментарии к прошлому занятию – 1 мин.
Выполнение коррекционных заданий – 23 мин. Поощрение -1 мин.
Занятия Программы имеют индивидуальный подход и общую гибкую структуру, основанную на возрастных особенностях обучающихся детей дошкольного возраста, а так же наполнены различными игровыми заданиями.
Задания ориентированы на развитие у обучающегося ребенка органов артикуляции (артикуляторная гимнастика) и развитие правильного звукопроизношения.
Отличительной особенностью данной Программы является принцип индивидуальности, принцип системности, принцип целенаправленной деятельности, а также методы и техники.
Методы и приёмы индивидуальной работы с направлены на коррекцию звукопроизношения, предупреждение дисграфии и дислексии.
Данная Программа предусматривает использование в работе практических, наглядных,
словесных методов и приемов, а также использование ИКТ.
Исходя из вышесказанного, правильное произношение в речи является значимым критерием готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Его адаптация, успешность, общение с одноклассниками зависят от его подготовленности на этапе дошкольного периода. Следовательно, предложенная программа актуальна и способна помочь воспитанникам детского сада подготовиться к начальному звену школьного обучения.
Цель обучения направлена на развитие звукопроизношения у обучающихся, имеющих недоразвитие отдельных групп звуков.
Задачи:
1. Разработать речевой аппарат, подготовить к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
2. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных звуков.
3.Поставить и закрепить неправильно произносимые и отсутствующие в произношение обучающихся детей звуков.
4. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в речь.
Основные принципы внедрения и реализации являются принцип индивидуальности, принцип системности, принцип целенаправленной деятельности.
Новизна заключается в том, что данная программа реализуется в индивидуальной работе с детьми НПОЗ общеобразовательных групп ДОУ. Занятия, предлагаемой программы выходят за рамки основной образовательной программы дошкольного образования.
Данная программа включает в себя развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и введение поставленных звуков в свободную речь.
Основными формам реализации Программы являются индивидуальные занятия с учителем-логопедом.
Основными средствами для решения программных задач являются: система артикуляционных гимнастик, дифференцированные способы постановки звука, дидактические игры и игровые упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленного звука в свободную речь.
Учебный материал Программы разработан с учетом обеспечения последовательности поэтапного развития звукопроизношения, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.
При планировании и проведении занятий учтены индивидуальные и анатомические особенности артикуляторного аппарата детей.
Программа представляет собой комплекс мероприятий рассчитанных на 1учебный год, у детей от 5-6 лет.
Форма обучения: индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
- Правильное звукопроизношение в свободной речи.
- Сформированность навыка саморегуляции за собственной речью.
- Сформированность фонетико-фонематического восприятия
- Принятие статуса ученика, ориентация на мотивацию достижений, успешность и самоэффективность.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждого этапа развития звукопроизношения (подготовительного, постановочного, этапа автоматизации и дифференциации поставленных звуков).
Динамика развития обучающихся доводиться до родителей или законных представителей через индивидуальные консультации.
Показ достигнутых результатов на индивидуальных открытых занятиях в январе и апреле.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Обследование состояния звукопроизношения | ||
Артикуляторная гимнастика | ||
Постановка звука | ||
Автоматизация изолированного звука | ||
Автоматизация в прямых и обратных слогах | ||
Автоматизация в начале слова | ||
Автоматизация в конце слова | ||
Автоматизация в середине слова | ||
Автоматизация в чистоговорках | ||
Автоматизация в слогах со стечением согласных | ||
Автоматизация в словах со стечением согласных | ||
Автоматизация в словосочетаниях | ||
Автоматизация во фразах | ||
Автоматизация в предложениях | ||
Автоматизация в тексте | ||
Автоматизация в стихотворениях | ||
Автоматизация в скороговорках | ||
Автоматизация в свободной речи | ||
Дифференциация на развитие слухового внимания | ||
Дифференциация в слогах | ||
Дифференциация в словах | ||
Дифференциация в чистоговорках | ||
Дифференциация в словосочетаниях | ||
Дифференциация во фразах | ||
Дифференциация в предложениях | ||
Дифференциация в тексте | ||
Дифференциация в стихотворениях | ||
Дифференциация в скороговорках | ||
Дифференциация в связной речи | ||
Итого: |
3. Содержание изучаемого курса
Перспективное планирование
индивидуальных занятий
с обучающимися 5 – 6лет.
Направление работы | I период обучения (октябрь, ноябрь) | II период обучения (декабрь январь) | III период обучения (февраль, март, апрель) |
Звукопроизношение | 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков 2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
Развитие звукопроизношения
1. этап – Подготовительная работа
Артикуляторная гимнастика для развития свистящих, шипящих и сонорных звуков (общий и специальный комплекс):
Игры: «Сказки веселого язычка», упр. «Мартышки», забавные стишки для каждого упражнения, «Песенка водички», «Моторчик», «Шарик» и др.
2. этап - Постановка (свистящих, шипящих, сонорных) звуков разными способами (см. приложение).
3. этап - Автоматизация и дифференциация свистящих звуков
4. Методическое обеспечение программы:
· Наглядный материал (иллюстрации, фотографии)
· Индивидуальные рабочие листы для воспитанников
· отчетной документации (конспекты)
· авторские тематические презентации
· авторские видеоряды с музыкальным сопровождением
· буклеты
· диагностический материал
· фотоотчеты
· столы и стулья по росту
· магнитная доска
· канцелярские принадлежности (карандаши, фломастеры, ластики)
5. Список использованной литературы
· Ткаченко Т.А.
· Если дошкольник плохо говорит. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
· Каше Г. А.
· Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1971.
· Нищева Н. В.
· Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство – Пресс, 2003.
· Фомичёва М. Ф.
· Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
· Кузнецова Е. В., Тихонова И. А.
· Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М.: Сфера, 2008.
· Иванова Ю. В.
· Дошкольный логопедический пункт. М.: «Издательство Гном и Д», 2008.
· Пожиленко Е. А.
· Волшебный мир звуков: пособие для логопедов. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.
· Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской
· Логопедия М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.
· С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц
· Учим ребёнка говорить и читать правильно. М.: «Гном», 2007.
· 10 Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. — СПб.: Издательство “Лань”, 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов.Специальная литература)
· Смирнова Л.Н. Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей / Смирнова,Людмила Николаевна. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 56 с. - (Библиотека воспитателя)
· Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
· Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]: логопедам-практикам и заботливым родителям. - СПб.: Каро, 2006. - 95 с
· Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.-М.: “Гном-Пресс”,1999.-136с.