Важнейшим направлением реформ стало совершенствование системы хозяйственного управления.
В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные центры — Советы народного хозяйства (Совнархозы).
Для обоснования этой акции использовался опыт деятельности ВСНХ в первые годы Советской власти при Ленине.
В центре было ликвидировано 141 общесоюзное и республиканское министерство, и на их месте были сформированы небольшие государственные отраслевые комитеты, призванные координировать научно-техническую политику.
Образованные 105 совнархозов должны были стать региональными коллегиальными административными органами, в состав которых вошли,
· помимо главных руководителей,
· также и руководители крупнейших предприятий.
Для решения проблемных вопросов в совнархозах также создавались технико-экономические советы из
· научных,
· инженерных работников
· и администраторов.
Созданные совнархозы подчинялись правительству своей республики и были в значительной степени автономны в руководстве трестами, предприятиями, стройками и учреждениями регионов.
Параллельно с децентрализацией управления экономикой Хрущев принял решение приблизить партийные комитеты и советы к конкретному управлению производством.
С этой целью парткомы и советы были разделены на промышленные (городские) и сельские. Все комитеты должны были специализироваться на конкретном руководстве определенными отраслями экономики.
Предпринятые меры на первых порах способствовали
· развязыванию инициативы специалистов и местных органов,
· повышению уровня специализации регионов и их определенной кооперации,
· развитию местного производства,
· улучшению снабжения населения товарами широкого потребления.
Объем производства в 1957—1960 гг. увеличился в 1,5 раза.
Однако властям не удалось найти правильное сочетание централизованного государственного руководства и местной самостоятельности.
· Возникли затруднения в управлении предприятиями отраслей крупной промышленности общегосударственного значения,
· развивался местный бюрократизм и корпоративизм,
· нарушение пропорций развития регионов и их внутренних связей друг с другом в рамках всего народнохозяйственного комплекса.
· Резко ослабло использование достижений научно-технического прогресса, так как местные совнархозы не испытывали потребности внедрения новых дорогостоящих технологий.
Стремясь преодолеть эти недостатки, хрущевское правительство
· попыталось усилить централизацию в планировании и сократило число местных совнархозов до 43,
· одновременно создав в начале 1960-х гг. республиканские совнархозы
· и Высший совет народного хозяйства СССР.
Существование этих органов наряду с правительством и госкомитетами привело к многоступенчатости управленческой системы и пересечению функций ее отдельных звеньев.
В это же время в сельском хозяйстве проходило укрупнение колхозов, совхозов, управляемых через территориально-производственные органы.
Развитие сельского хозяйства было приоритетным в системе первоочередных мер Хрущева начиная с его утверждения на посту Первого секретаря ЦК КПСС.
Еще на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС Хрущев продемонстрировал иное понимание значения колхозно-кооперативной собственности, нежели завещанная Сталиным концепция, согласно которой
· колхозная собственность начинает тормозить развитие производительных сил страны
· и поэтому должна быть превращена в общенародную.
В постановлении Пленума было указано, что артельная форма колхозов является ведущей формой коллективного хозяйства на весь период строительства социализма.
В течение трех лет по настоянию Хрущева были приняты постановления ЦК КПСС и Совмина СССР
· об отмене излишней централизации планирования,
· праве колхозов дополнять и даже изменять положения Устава сельхозартели с учетом местных условий.
Все это способствовало развитию инициативы и самостоятельности коллективных производителей сельскохозяйственной продукции, Однако, не могло сразу сказаться на снабжении населения продовольственными товарами.
В этот период остро встала зерновая проблема, которая была объявлена на XIX съезде КПСС в 1952 г. решенной окончательно и бесповоротно. Чтобы продемонстрировать стране и народу свою политическую компетентность и перспективность, Хрущев предпринимает в феврале 1954 г. одну из самых крупных своих акций — подъем целинных и залежных земель. На Восток страны направляются по комсомольским путевкам свыше 300 тыс. добровольцев. В результате распахиваются гигантские пространства в Казахстане, и на Юге Западной Сибири — свыше 13 млн. га, а всего по стране — 60 млн. га.