Некоторые процессуальные нарушения




Вестник Высшей квалификационной коллегии судей

Российской Федерации № 1(7) 2006 год

Обзор практики рассмотрения дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей

Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ являются органами судейского сообщества и выполняют задачи кадрового обеспечения судебной деятельности, утверждения авторитета судебной власти, принимают решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Верховным Судом РФ проведено выборочное изучение дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей, рассмотренных судами за период с конца 2002 г. по первое полугодие 2005 г.

Так, например, в 2004 г. Верховный Суд РФ по первой инстанции рассмотрел 12 дел об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассмотрела пять дел этой категории.

За 2004 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела 90 кассационных жалоб на решения, принятые верховными судами республик, краевыми, областными и приравненными к ним судами, по делам об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ, и 44 частные жалобы и представления, связанные с оспариванием решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Было отменено 16 решений и 18 определений судов.

В 2004 г. Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел в надзорном порядке два дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей и отменил одно из судебных решений.

Таким образом, число дел невелико, однако, они являются очень значимыми, поскольку касаются судей, наделенных особым правовым статусом.

Некоторые процессуальные нарушения

Изучение судебной практики показало, что чаще всего оспаривались решения квалификационных коллегий судей:

-об отказе в рекомендации на должность судьи или о рекомендации на должность судьи;

-о наложении дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи;

-о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения,

-о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

-о досрочном прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством;

-о прекращении отставки судьи;

-о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о даче согласия на привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу;

-о пересмотре ранее принятого квалификационной коллегией судей решения по вновь открывшимся обстоятельствам или об отказе в таком пересмотре.

При разрешении вопроса о том, имеет ли заявитель право оспаривать решение квалификационной коллегии, суды руководствовались положениями статьи 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» о возможности оспаривания решения лицом, в отношении которого оно принято, а также о наличии такого права в некоторых случаях и у заинтересованных лиц.

Судебные инстанции не признавали граждан и организации заинтересованными лицами, которые имеют право оспаривать решения квалификационных коллегий, вынесенные в отношении судей, и отказывали им в принятии заявлений на основании части 1 статьи 134 ГПК РФ (пункта 1 статьи 129 ранее действовавшего ГПК РСФСР).

Так, с выводом Владимирского областного суда (определение от 17 января 2003 г.) об отсутствии у коммерческого банка права на оспаривание решения квалификационной коллегии судей Владимирской области о наложении на судью А. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (определение от 5 июня 2003 г.).

Доводы представителей банка о том, что он вправе оспаривать в суд решение квалификационной коллегии, признаны судебной коллегией несостоятельными, поскольку обжалуемое банком решение квалификационной коллегии судей не затронуло права и законные интересы банка.

В судебной практике по-разному решался вопрос о порядке оспаривания решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий председателей, заместителей председателей районных судов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

Так, заявления об оспаривании решений квалификационных коллегий судей Астраханской области и Алтайского края о досрочном прекращении полномочий председателей районных судов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей рассматривали соответственно Астраханский областной и Алтайский краевой суды.

А решения квалификационных коллегий судей Московской и Рязанской областей о досрочном прекращении полномочий заместителей председателей одного из городских судов Московской области и одного из районных судов г. Рязани были оспорены в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, а затем последовали обращения в Верховный Суд РФ. Именно такой порядок оспаривания решений о досрочном прекращении полномочий председателей и заместителей председателей районных судов предусмотрен пунктом 13 статьи 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Несоблюдение заявителем досудебного порядка оспаривания решения квалификационной коллегии судей Алтайского края о досрочном прекращении полномочий председателя одного из районных судов Алтайского края в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей и рассмотрение Алтайским краевым судом (решение от 12 ноября 2003 г.) неподсудного ему дела послужило основанием к отмене решения этого суда определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2004 г.

При этом судебная коллегия, руководствуясь статьями 365 и 222 ГПК РФ, оставила без рассмотрения заявление об оспаривании решения квалификационной коллегии судей.

Для подачи заявлений об оспаривании решений квалификационных коллегий судей Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» установлен десятидневный срок.

В случае обращения в суд после истечения этого срока суды выясняли причины такой задержки и при наличии уважительных причин восстанавливали этот срок в соответствии со статьей 112 ГПК РФ.

По изученным делам неуважительной причиной признавалось, например, обращение заявителя в разные судебные инстанции, к подсудности которых не относилось рассмотрение заявления об оспаривании решения конкретной квалификационной коллегии судей.

Такой вывод сделал, например, Московский областной суд (решение от 3 сентября 2003 г.). Судом установлено, что заявление С. об оспаривании решения квалификационной коллегии судей Московской области от 6 декабря 2002 г., полученного С. 26 декабря 2002 г., сначала было подано в Московский городской суд (определением судьи этого суда от 24 января 2003 г. в принятии заявления отказано), затем в Верховный Суд РФ (определением судьи от 6 марта 2003 г. заявление возвращено в связи с неподсудностью дела Верховному Суду РФ), и только 11 июля 2003 г. – в Московский областной суд, к подсудности которого относилось это дело. Причем, и судья Московского городского суда, и судья Верховного Суда РФ разъясняли заявителю, что его требование подсудно именно Московскому областному суду.

Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласилась с выводом Московского областного суда о неуважительных причинах пропуска срока на оспаривание решения квалификационной коллегии судей (определение от 18 февраля 2004 г.).

Пропуск без уважительных причин установленного статьей 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» десятидневного срока на оспаривание решения квалификационной коллегии судей является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления (решение Верховного Суда РФ от 18 марта 2003 г.).

Оспаривание решений квалификационных коллегий судей об отказе в рекомендации на должность судьи и о рекомендации на должность судьи.

Для назначения на должность судьи гражданин, отвечающий законодательным требованиям и успешно сдавший квалификационный экзамен, должен получить рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей, осуществляющей отбор кандидатов на должность судьи на конкурсной основе в соответствии с порядком, установленным статьей 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 указанной статьи после получения сообщения от председателя суда, в котором открылась вакантная должность судьи, квалификационная коллегия судей в установленный срок объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на вакантную должность.

Объявление конкурса до открытия вакантной должности судьи Новосибирского областного суда послужило основанием для вывода Новосибирского областного суда (решение от 5 марта 2003 г.) о нарушении квалификационной коллегией судей Новосибирской области установленного порядка отбора кандидатов на должность судьи и для отмены принятого квалификационной коллегией решения об отказе в рекомендации на должность судьи.

С таким выводом суда согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (определение от 20 мая 2003 г.), указавшая, что конкурс мог быть объявлен только после истечения срока полномочий судьи, принятия квалификационной коллегией решения о прекращении полномочий судьи по этому основанию и при наличии вакантной должности.

Вакантной должностью признается незамещенная судьей должность, предусмотренная штатным расписанием суда.

Объявление конкурса до истечения срока полномочий предусмотрено только в отношении председателя, заместителя председателя суда (пункт 12 статьи 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

После объявления конкурса претендент на должность судьи вправе обратиться в квалификационную коллегию судей с соответствующим заявлением и представить указанные в пункте 6 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» документы и сведения.

На основании содержащихся в них данных о профессиональных качествах и личности претендента квалификационная коллегия судей решает вопрос о его соответствии либо несоответствии требованиям, которые федеральное законодательство предъявляет к кандидатам на должность судьи.

Одним из профессиональных требований к кандидатам является наличие высшего юридического образования.

Степень «бакалавр» согласно статье 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» определена в качестве первой ступени высшего профессионального образования и не дает права на занятие должности судьи (решение Тамбовского областного суда от 23 сентября 2003 г., оставленное без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2003 г.).

Подобную позицию Высшая квалификационная коллегия судей РФ (разъяснения и рекомендации от 18 марта 2004 г., опубликованные в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» за 2004 г., №6 и размещенные на интернет-сайте ВККС по адресу www.vkks.ru) обосновывает тем, что предъявляемые статьей 119 Конституции РФ требования к высшему юридическому образованию кандидатов на должность судьи на момент ее принятия (12 декабря 1993 г.) соответствуют требованиям, необходимым для получения высшего юридического образования, подтверждаемого присвоением квалификации «дипломированный специалист». Срок освоения основных образовательных программ для ее получения составляет не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами. Срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации «бакалавр» составляет не менее четырех лет, что является недостаточным для назначения на должность судьи, особенно в условиях постоянного повышения требований к кандидатам.

Помимо наличия высшего юридического образования претенденты на должность судьи должны иметь необходимый стаж работы по юридической профессии.

Например, для лиц, претендующих на занятие должности судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мирового судьи, этот стаж должен составлять не менее 5 лет.

Однако ни Конституция РФ, ни федеральные конституционные законы, ни федеральные законы не содержат правил о подсчете стажа по юридической профессии, если работа по ней имела место до получения высшего юридического образования.

При рассмотрении в кассационном порядке дела об оспаривании решения квалификационной коллегии судей Амурской области об отказе Р. в рекомендации на должность судьи районного суда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (определение от 21 февраля 2003 г.) пришла к выводу о том, что работа на должности, требующей юридического образования, до момента получения лицом юридического образования должна включаться в стаж, необходимый для назначения на должность судьи.

С таким подходом не согласился Президиум Верховного Суда РФ (постановление от 13 октября 2004 г.), указавший следующее: в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующей требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в стаж работы по юридической профессии включается время работы на тех должностях, указанных в пункте 1 этой статьи, для замещения которых требуется юридическое образование. Таким образованием является не только высшее, но и среднее специальное юридическое и неполное высшее юридическое образование.

Иными словами, первоначально гражданин, претендующий на должность судьи, обязан получить юридическое образование (среднее специальное, неполное высшее или высшее), которое является необходимым условием для замещения должностей, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

То обстоятельство, что претендент Р. был принят на работу на одну из этих должностей при отсутствии указанного юридического образования, не может служить основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им данной должности.

С учетом изложенного Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу о том, что время работы Р. на должностях, требующих юридического образования, могло включаться в стаж работы по юридической профессии лишь при условии, если он в период работы на указанной должности имел среднее специальное юридическое образование, неполное высшее или высшее юридическое образование.

Представленные кандидатом на должность судьи материалы проверяются на достоверность.

Если в процессе проверки установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи (абзац 1 пункта 8 статьи 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи (абзац 1 пункта 8 статьи 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

В случае, если ни один из претендентов не соответствует предъявляемым требованиям, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из них мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи (абзац 2 пункта 8 статьи 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Как показывает изучение практики, в судебном порядке оспаривались решения квалификационных коллегий судей, которые отказывали в рекомендации на должность судьи, ссылаясь на:

- недостоверность представленных сведений;

- слабые или посредственные знания действующего законодательства;

- недостаточный опыт работы или отсутствие практического навыка применения нормативных актов;

- совершение проступков, которые не позволяют сделать вывод о высоких моральных принципах претендента;

- состояние здоровья, которое значительно затруднит исполнение обязанностей судьи.

Среди мотивов отказа в рекомендации кандидатам из числа судей основным являлось низкое качество работы судьи.

Принимать во внимание сведения о количестве рассмотренных дел и качестве принятых решений за последние три года исполнения судьей своих полномочий при рассмотрении вопроса о рекомендации кандидатов из числа судей обязывает статья 9 Положения о квалификационных коллегиях судей.

Так, квалификационная коллегия судей Красноярского края отказала Е. в рекомендации на должность судьи районного суда в связи с тем, что в период осуществления полномочий судьи он допускал многочисленные нарушения норм материального и процессуального права, повлекшие отмену вынесенных под его председательством судебных постановлений и свидетельствующие о его недопустимо низкой квалификации.

Красноярский краевой суд (решение от 12 февраля 2003 г.) отказал в удовлетворении заявления Е. об отмене этого решения квалификационной коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила решение суда без изменения (определение от 22 апреля 2003 г.).

При рассмотрении дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей, которыми было отказано в рекомендации на должность судьи, судебные инстанции учитывали, что по смыслу пункта 6 статьи 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» право дачи рекомендации на должность судьи принадлежит исключительно квалификационной коллегии судей. Именно этот коллегиальный орган вправе при обсуждении данного вопроса учесть и оценить совокупность всех обстоятельств, характеризующих личность кандидатов, и на основе данной оценки, а также с учетом проверки представленных документов и сведений, результатов квалификационного экзамена принять большинством голосов членов коллегии соответствующее решение.

Суд не наделен полномочиями решать вопрос о соответствии кандидата должности судьи, на которую он претендует. Поэтому при проверке заключения квалификационной коллегии судей об отказе в даче рекомендации на должность судьи суд не вправе вторгаться в обоснованность оценки данных, характеризующих личность претендента, и обсуждать степень мотивированности решения этого коллегиального органа. Такое решение может быть признано неправильным по существу и отменено судом в тех случаях, когда в даче рекомендации отказано по основаниям, указанным в пункте 8 статьи 5 Закона РФ«О статусе судей в Российской Федерации».

Эти выводы содержатся, например, в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2004 г., от 8 июня 2005 г., определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г.

В случае признания решения квалификационной коллегии судей об отказе в рекомендации кандидата на должность судьи неправильным по существу суд не вправе обязать коллегию дать рекомендацию данному лицу. Это следует из позиции Верховного Суда РФ, опубликованной в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ» за 2003 г., №3.

В отличие от решений квалификационных коллегий судей об отказе в рекомендации на должность судьи, которые согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» могут быть оспорены в судебном порядке как по существу решения, так и в связи с нарушением порядка отбора претендентов, решения о рекомендации на должность судьи могут быть оспорены только в связи с нарушением порядка отбора претендентов.

Этот порядок установлен статьей 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным 15 июля 2002 г. Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

По изученным делам наиболее частыми нарушениями порядка, которые послужили основанием к отмене решений квалификационных коллегий судей, признавались лишение претендента возможности ознакомиться со всеми имеющимися у квалификационной коллегии материалами, подписание протокола заседания квалификационной коллегии секретарем, не принимавшим участия в заседании.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (определение от 4 августа 2004 г.) отменила решение квалификационной коллегии судей Новосибирской области в связи с нарушением процедуры его принятия, а также решение Новосибирского областного суда от 27 января 2004 г., признавшего правильным это решение квалификационной коллегии, поскольку в нарушение положений статьи 21 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» кандидат на должность судьи Д. была лишена возможности ознакомиться со всеми имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами, затрагивающими ее интересы, и дать по ним объяснения.

А нарушение правил оформления протокола привело к тому, что проверить процедуру рассмотрения квалификационной коллегией судей Республики Башкортостан материалов о рекомендации на должность судьи не представлялось возможным. Поэтому решение квалификационной коллегии было отменено решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2004 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2004 г.

Оспаривание решений о наложении на судей дисциплинарных взысканий.

Статья 3 Закона РФ«О статусе судей в Российской Федерации» определяет требования, предъявляемые к судье, и устанавливает, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. Судья при исполнении полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи и вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., указывает на обязанность судьи при осуществлении профессиональной деятельности и во внеслужебной деятельности руководствоваться не только нормативно-правовыми актами, но и правилами поведения, установленными кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Нарушение положений Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики является дисциплинарным проступком, за совершение которого на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи (статья 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Решение о наложении на судью конкретного вида дисциплинарного взыскания принимается соответствующей квалификационной коллегией судей.

Поскольку квалификационная коллегия судей является единственным органом, к компетенции которого отнесено рассмотрение вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, она не связана предложенным в представлении видом дисциплинарного взыскания (решение Вологодского областного суда от 26 февраля 2004г., оставленное без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2004 г.).

Для правильного рассмотрения дел об оспаривании решений квалификационных коллегий о привлечении судей к дисциплинарной ответственности существенное значение имеет не только характер совершенного судьей проступка, но и тяжесть его последствий для правосудия, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г.).

Исследовав и оценив представленные по делам рассматриваемой категории материалы, суды соглашались с законностью наложения на судей дисциплинарных взысканий в виде предупреждения за совершение таких дисциплинарных проступков, как:

-нарушения процессуальных сроков рассмотрения гражданско-правовых споров (волокита) по причинам ненадлежащей организации судебных процессов и неумелого планирования рабочего времени, слабого знания норм материального закона, которые хотя и умалили авторитет судебной власти, но не привели к существенному нарушению прав участвующих в деле лиц;

-нарушения процессуального законодательства, а именно немотивированное удовлетворение ходатайства о принятии мер по обеспечению жалобы, выход за пределы заявленных требований, которые не привели к значительному ущемлению интересов граждан и организаций;

-пренебрежение требованиями уголовно-процессуального законодательства при исполнении служебных обязанностей и нарушение норм Кодекса судейской этики, которое выразилось в отказе судьи рассмотреть ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей по окончании времени дежурства и не повлекло тяжелых последствий для правосудия, прав и интересов граждан;

-неисполнение судьей служебных обязанностей, а именно, отказ от рассмотрения дел, переданных в производство судьи распоряжением председателя районного суда, которые не привели к нарушению прав и интересов участвующих в деле лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила несколько решений судов и решений квалификационных коллегий судей о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения, не согласившись с выводами о наличии в действиях судей дисциплинарных проступков.

Так, определением от 15 декабря 2004 г. отменено решение Волгоградского областного суда от 14 сентября 2004 г. и решение квалификационной коллегии судей Волгоградской области о наложении на судью В. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении процессуальных сроков, поскольку нельзя было признать преднамеренным несоблюдение сроков в связи с назначением по делу экспертизы и с отменой кассационной инстанцией вынесенных по делу решений.

В другом случае определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. было отменено решение Кемеровского областного суда от 29 января 2003 г. и решение квалификационной коллегии судей Новосибирской области о наложении на судью Ф. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения за нарушение положений Кодекса чести судьи и совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти и причиняющих ущерб престижу Новосибирского областного суда, которые выразились в обращении Ф. в различные органы по вопросам недостаточного, с ее точки зрения, финансирования оплаты труда судей. Отменяя решения, судебная коллегия указала, что в своих обращениях судья высказывала мнение по вопросу о распределении средств в областном суде, реализуя свое право на обращение в государственные органы, гарантированное статьей 33 Конституции Российской Федерации. Эти действия Ф. не носили виновный, умышленный и противоправный (заведомо ложный) характер и не подпадали под понятие «дисциплинарного проступка».

По сравнению с вынесением предупреждения досрочное прекращение полномочий судьи является значительно более суровой мерой дисциплинарной ответственности, при применении которой помимо характера совершенного проступка и тяжести его последствий учитываются и другие обстоятельства.

Обязанность квалификационной коллегии судей при рассмотрении материалов о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка принимать во внимание также данные, характеризующие судью, установлена статьей 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

На нарушение указанной нормы квалификационной коллегией судей Республики Бурятия, а также Верховным Судом Республики Бурятия, рассмотревшим 29 марта 2004г. дело об оспаривании решения о наложении на судью одного из районных судов Республики Бурятия дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, указывала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (определение от 17 июля 2004 г.).

Судебная коллегия отметила, что данные, характеризующие судью Б., сведения о ее работе в целом с учетом качества рассмотрения дел не стали предметом исследования ни квалификационной коллегии судей, ни суда. То есть фактически не были проверены доводы заявителя о том, что привлечение ее к дисциплинарной ответственности является ничем иным как гонением со стороны руководства.

Материалы проведенного обобщения свидетельствуют о том, что при рассмотрении дел об оспаривании решений о наложении дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судебные инстанции исходили из того, что этот вид взыскания налагается за более грубый характер совершенного проступка, при наличии тяжелых последствий для правосудия, государства, граждан, при значительном ущемлении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в случае, если ранее применяемые к судье меры убеждения, воздействия и дисциплинарной ответственности (проведение бесед о недопустимости нарушений, вынесение в адрес судьи частных определений или частных постановлений, наложение дисциплинарного взыскания в виде предупреждения) не возымели должного действия.

С учетом конкретных обстоятельств и последствий совершенных проступков, данных, характеризующих судью, суды признавали правильным наложение дисциплинарных взысканий в виде досрочного прекращения полномочий судьи за совершение, например, таких дисциплинарных проступков, как:

- умышленное нарушение процессуальных сроков рассмотрения дел (грубая волокита), которое причинило ущерб репутации суда, умалило авторитет судебной власти, повлекло значительное нарушение прав лиц, участвующих в деле (в частности, затягивание судьей без объективных причин сроков рассмотрения дел (одного из дел – до трех лет) привело к нарушению прав участвующих в деле лиц на судебную защиту, гарантированную частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, и на справедливое судебное разбирательство в разумный срок в соответствии с частью 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод);

-неоднократные умышленные нарушения процессуального законодательства, которые умаляют авторитет судебной власти, подрывают доверие к правосудию и вызывают сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности суда (например, нарушение арбитражным судьей правил подсудности, рассмотрение дела в предварительном судебном заседании, обращение решения к немедленному исполнению при отсутствии законных оснований, выдача исполнительного листа по другому делу с грубым нарушением установленных правил);

-грубое нарушение процессуальных норм, повлекшее тяжкие последствия для человека (в частности, неоднократное незаконное изменение меры пресечения лицу, подозреваемому в особо тяжком преступлении, с заключения под стражу на освобождение под залог, которое позволило этому лицу совершить другое преступление – похищение малолетнего ребенка с целью вымогательства и убийство ребенка);

-грубейшие нарушения процессуальных норм, которые повлекли существенные нарушения прав организаций (в частности, нарушение правил подведомственности при принятии к производству исковых заявлений, принятие обеспечительных мер, несоразмерных заявленным требованиям, а порой и не связанных с ними);

-ненадлежащее исполнение мировым судьей обязанностей по контролю за работой сотрудников аппарата, в результате чего был нанесен ущерб субъекту РФ (в частности, были сфальсифицированы судебные решения и исполнительные листы о взыскании денежных средств из бюджета субъекта РФ).

Одним из оснований досрочного прекращения полномочий судей признавалось совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи и умаляющего авторитет судебной власти.

Такими проступками являются действия и бездействия, несовместимые с высоким званием судьи, например:

-нарушение правил трудового распорядка и предоставление подложных медицинских документов в оправдание своих действий (при этом пострадал не только авторитет судебной власти, но и авторитет медицинского учреждения);

-злоупотребление служебным положением, фальсификация судебных постановлений;

-распространение оскорбительных надуманных измышлений в адрес судей и судебной власти, публичное высказывание суждений по неразрешенному делу, находящемуся в производстве другого судьи.

В судебном порядке в связи с отсутствием оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности был отменен ряд решений квалификационных коллегий судей о наложении дисциплинарных взысканий в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Так, решением квалификационной коллегии судей Брянской области были досрочно прекращены полномочия судьи М. за совершение дисциплинарных проступков, выразившихся в грубом и нетактичном поведении в общественных местах и в суде; в обжаловании действий председателя районного суда о введении дежурства судей в выходные дни; в обращении в органы внутренних дел по факту пропажи денежных средств из сейфа с обвинением в этом своего коллеги (в последующем факт пропажи не подтвердился, и в возбуждении уголовного дела было отказано); в обращении в Управление Судебного департамента в Брянской области с заявлением о недостаточном материально-техническом обеспечении его судебной деятельности, не подтвержденном последующими проверками. Учитывалось невысокое качество рассмотрения дел судьей М. и нарушения сроков рассмотрения некоторых дел.

Брянский областной суд (решение от 3 июля 2003 г.), исследовав имеющиеся материалы обо всех действиях М., послуживших основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, данные, характеризующие судью, отменил решение квалификационной коллегии. Основания весомы: не нашли достоверного подтверждения факты недостойного поведения М. в общественных местах и несвоевременного рассмотрения дел; обращения М. в соответствующие органы за защитой своих законных интересов (в правоохранительные органы по поводу хищения из его сейфа денежных средств, в управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Брянской области в связи с нарушениями в распределении финансовых средств в суде, а также обжалование действий председателя районного суда при фактическом выполнении его указаний) сами по себе не могли свидетельствовать о нарушении положений Кодекса чести судьи.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласилась с такими выводами областного суда и определением от 26 августа 2003 г. оставила решение суда без изменения.

Показательно решение квалификационной коллегии судей Астраханской области о досрочном прекращении полномочий судьи К. за совершение служебного подлога и необоснованную волокиту по гражданским делам, находящимся в его производстве.

Решением Астраханского областного суда от 22 декабря 2003 г. это решение квалификационной коллегии отменено в связи с отсутствием в действиях судьи К. дисциплинарного проступка. В судебном заседании не подтвердился факт ф<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: