Приемы рефлексии в работе современного учителя




Морозова Наталья Александровна

учитель иностранного языка МБОУ «СШ №90 п.Кулой» п.Кулой, Вельский район, Архангельская область

natalya.ignatova.94@mail.ru

 

Приемы рефлексии в работе современного учителя

(на примере уроков английского языка)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты рефлексивной деятельности как одного из обязательных этапов современного урока, построенного с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Сформировать у обучающихся активность, сознательность и творчество помогают приемы рефлексивной деятельности. В зависимости от выполняемых функций можно выделить рефлексию эмоционального состояния, рефлексию деятельности и рефлексию содержания учебного материала. Новизна заключается в изучении и применении разнообразных приемов рефлексивной деятельности на уроках английского языка. В результате выделены приемы рефлексии для каждого уровня образования.

 

Ключевые слова: рефлексия, самостоятельная учебная деятельность, рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

 

Современному учителю очень важно добиться такого результата, чтобы в окружении педагога ученик чувствовал себя любимым, нужным, а самое главное успешным. В основе образовательного процесса лежит принцип активности, творчества и сознательности. Воспитание личности, готовой к саморазвитию, самообразованию и самоменеджменту является основой концепции современного образования. Одним из обязательных условий создания развивающей среды является рефлексивная деятельность. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта рефлексия - это неотъемлемая часть урока. Современные образовательные технологии ориентированы на самостоятельную деятельность обучающегося, а такой вид деятельности включает в себя не только поиск чего-то нового, но и осознание выполненных действий, мотивацию, целеполагание, оценку результатов деятельности [1].

Современный урок английского языка базируется на активном использовании речевой деятельности, что требует повышенной концентрации внимания и умственного напряжения. Продуктивным приемом, направленным на раскрытие потенциала обучающихся и повышение мотивации к деятельности, является рефлексия, то есть способность осмысливать свои поступки и действия со стороны, определять личные результаты [9].

Слово «рефлексия» происходит от латинского слова «reflexio» - «обращение назад». Словарь методических терминов и понятий трактует данное определение как «размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки» [2]. Рефлексия – это навык, который характеризуется умением осознавать, куда нацелено собственное внимание, а также это способность контролировать свое состояние, мыслительные процессы, деятельность и шаги для достижения намеченного результата. В процессе рефлексии обучающийся может самостоятельно обнаружить затруднения, определить вид работы, которая не получилась в ходе урока. Цель рефлексии – построить смысловую цепочку пройденного на уроке материала, проанализировать применяемые в учебном процессе способы и методы получения новой информации, сравнить свою деятельность с деятельностью других обучающихся [4].

Использование рефлексивной деятельности на уроке способствует развитию важных качеств личности, таких, как:

¾ независимость, что предполагает организацию самостоятельной деятельности обучающегося, ее самоанализ, осознанность, самооценку;

¾ предприимчивость, что заключается в возможности обучающегося принимать решения для того, чтобы изменить ситуацию;

¾ конкурентоспособность, то есть способность обучающегося выполнять определенные учебные действия лучше других учеников [6].

Рефлексивная деятельность на уроке способствует формированию универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных), достижению метапредметных результатов обучения, приобщает обучающегося к самоконтролю, самооценке, осмыслению окружающих его событий, развитию критического мышления и навыков самоменеджмента. Рефлексивная деятельность мотивирует обучающегося на открытое общение, избавление от страха и коммуникативного барьера, развивает умение влиться в команду, формирует собственную точку зрения, развивает обучающегося как личность [3].

Рефлексия интересует учителя не только с точки зрения формирования универсальных учебных действий, но и как средство достижения образовательного результата, так как помогает школьникам понять связи в учебном материале, объединить изученные факты в единую цепочку [7].

В связи с тем, что рефлексивная деятельность способствует формированию перечисленных качеств, она может быть проведена на любом этапе урока. В зависимости от этапа урока и выполняемых функций можно выделить следующие виды рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционально состояния. Данный вид рефлексии можно использовать с целью установления эмоционального контакта с классом в начале и в конце урока и оценить эмоциональный настрой каждого обучающегося в течение учебного процесса. Среди наиболее распространенных приемов рефлексии настроения и эмоционального состояния можно назвать следующие:

¾ «Смайлики» (обучающийся выбирает смайл, соответствующий настроению);

¾ «Букет настроения» (обучающиеся должны прикрепить цветок соответствующего цвета к букету, изображенному на доске. Если урок понравился, прикрепляют красный цветок, если нет, то синий);

¾ «Яблоня» (обучающиеся прикрепляют на доску яблоко соответствующего цвета. Если на уроке все было понятно, настроение хорошее, берут красное яблоко, если что-то не усвоили, то зеленое).

Кроме того, учитель может включить музыку, соответствующую теме урока, или прочитать стихотворение по теме урока, а затем задать вопрос «What emotions do you feel?» (Какие эмоции ты ощущаешь?) нескольким обучающимся;

2) рефлексия деятельности. Данный вид рефлексии возможен на этапе проверки домашнего задания и выполнения проектных работ, позволяет оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Ученик способен осознать, какие вопросы остались нераскрытыми и непонятными, и на что следует обратить внимание на следующем уроке. Среди приемов рефлексии деятельности можно назвать следующие:

¾ «Ступени» (каждый этап урока находится на соответствующей ступени, что прописано учителем и доведено до сведения обучающихся, задача ученика – показать, на какой ступени ему было сложнее всего);

¾ «Звездочки» (учитель раздает символы в виде «звездочек» каждому ученику, задача – записать свои личные достижения на уроке);

3) рефлексия содержания учебного материала применяется для выявления уровня осознания пройденного материала. В качестве примеров такого вида рефлексии можно назвать следующие:

¾ «Корзина идей» (ученикам предлагается написать на листе бумаги свои идеи по поводу пройденного на уроке материала и положить листы в корзину. Учитель выборочно зачитывает ответы учеников, происходит обсуждение ответов);

¾ «Поляна» (учитель рисует поляну с цветами на доске, каждый цветок обозначает соответствующий этап урока. Задача учеников – прикрепить бабочку на тот цветок, какой этап урока понравился больше всего) [9].

На уроках английского языка я применяю виды рефлексии, ориентируясь не только на этап урока, но и на возрастные особенности обучающихся. Для каждого уровня образования можно выделить приемы рефлексии.

1) Начальное общее образование.

¾ “A mincing machine, a dustbin, a suitcase” («Мясорубка, мусорная корзина, чемодан») – учитель прикрепляет на доске изображение мусорной корзины, чемодана и мясорубки (можно принести реальные предметы на урок). Задача учеников – распределить новые слова по группам: мясорубка (слова, которые необходимо запомнить), мусорная корзина (слова, которые сложно запомнить с урока), чемодан (слова, без которых нельзя обойтись, активная лексика);

¾ “Say “Goodbye” («Скажи «До свидания») - по окончании урока ученики должны сказать слово, которое им запомнилось с урока, сказочному персонажу / игрушке;

¾ “Snowball” («Снежок») – ученики пишут на листе бумаги то, что запомнилось с урока, затем делают комок и подкидывают его. Все комки оказываются на полу, каждый ученик берет 1 комок и читает ответы свих одноклассников [11].

2. Основное общее образование.

¾ “Word race” («Гонка слов») – класс делится на 2-3 команды, задача каждой команды - в течение 3 минут написать на доске как можно больше слов по изученной теме. Победителем становится та команда, которая правильно написала как можно больше слов по теме урока;

¾ “Continue the phrase” («Продолжите фразу») – учитель предлагает ученикам продолжить фразу (фразу можно написать на доске или произнести ее: I think that … / I hope … / The most interesting thing is …);

¾ “True or False” («Правда или ложь») – учитель предлагает несколько высказываний по теме урока, задача учеников согласиться с фразами или нет;

¾ “Parking for questions” («Парковка для вопросов») – ученики пишут на отдельных листах бумаги вопросы по теме урока, которые остались для них непонятными, а затем прикрепляют их на доску или на ватман. Учитель зачитывает несколько вопросов, и происходит их обсуждение;

¾ “One word” («Одно слово») – ученики называют по 1 слову по теме урока;

¾ “Make a riddle” («Придумайте загадку») – задача учеников – придумать загадку, связанную с темой урока;

¾ “Let’s do exercises” («Давайте сделаем зарядку») – ученикам предлагается встать и оценить себя: если материал урока был понятен, необходимо поднять вверх руки, если некоторые вопросы остались нераскрытыми, нужно стоять смирно, а если материал оказался трудным, присесть;

¾ “Make a picture” («Сделай рисунок») – ученикам необходимо сделать обложку к теме урока [10].

3) Среднее общее образование.

¾ “Exit tickets” («Вопросы на выходе») – учитель прикрепляет под парты задания по теме урока (“Translate the word….” \ “Answer the question …” \ “Give synonyms …” \ “Continue the phrase …” \ “True or false …”), задача учеников – выполнить задания;

¾ “Thank you” («Спасибо») – каждый ученик должен поблагодарить своего одноклассника за проделанную работу;

¾ “Write a message” («Напиши сообщение») – ученики должны написать друг другу короткое сообщение по теме урока, используя социальные сети, затем происходит обмен мнениями;

¾ “5 Ws” («5 Ws») – ученикам предлагается задать 5 вопросов по теме урока. Вопросы должны начинаться со слов what \ where\ when\ why\ who;

¾ “Make an ad” («Придумайте рекламу») – обучающимся необходимо придумать краткую, но яркую рекламу урока [10].

Анализируя свою деятельность, обучающиеся видят, на каком этапе урока были допущены ошибки, какой материал остался неусвоенным, на какие моменты стоит обратить внимание. Этап рефлексии – это многогранный процесс, что включает в себя не только самооценку, но и оценивание обучающимися друг друга. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность участников учебного процесса, способствующая его совершенствованию с учетом личностных особенностей каждого обучающегося.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.03.2021).

2. Азимов Э. Г. Щукин А. Н.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс]. – URL: https://methodological_terms.academic.ru/1645/%D0%A0%D0%95%D0%A4%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A1%D0%98%D0%AF (дата обращения: 23.03.2021).

3. Бизяева А. А. Педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИим. С. М. Кирова, 2004. - 216 с.

4. Кретова И. Н. Рефлексия личностных достижений обучающихся как регулятор развития личности // Парадигма. - 2019. - №3. - С. 112-116.

5. Осипова Л. Н. Необходимость использования рефлексии в учебном процессе // Проблемы педагогики. - 2019. - С. 71-73.

6. Прокудин Ю. П. Миленко Е. А. Формирование универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки. – 2018. - №173. - С. 136-144.

7. Теплоухова Л. А. Использование рефлексивных приемов на уроках немецкого языка для формирования комплекса УУД // Пермский педагогический журнал. – 2018. - №9. – С. 99-103.

8. Хуторской А. В. Анализ, самоанализ и рефлексия урока. [Электронный ресурс]. – URL: https://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm (дата обращения: 21.03.2021).

9. Эминова Э. Р. Рефлексивная деятельность на уроках иностранного языка как условие повышения мотивации учащихся // Школьные технологии. – 2019. – С. 110-116.

10. Lakeheadu.ca [Электронный ресурс]. – URL: https:// teachingcommons. lakeheadu.ca /closure-strategies-ways-end-lesson.

11. Teflnet [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tefl.net/elt/ideas/young learners/finishing-preschool-english-lessons/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: