Актуальность проекта.
Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения,
Задачи.
· Закреплять и расширять знания детей о растениях их красоте и пользе.
· Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
· Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Предполагаемый результат.
· Проявляет интерес к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
· Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
· Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
· Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
· Проявляет бережное отношение к природе.
·
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Деятельность педагога.
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей.
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога.
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно-развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Создание презентаций для занятий по темам: "Мир растений», «Загадки о цветах», пословицы, поговорки.
Деятельность детей.
• Посадка семян цветов, лука в землю. Посадка травки.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей.
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
Заключительный этап.
Деятельность педагога.
· Мастер-класс для родителей.
· Презентация проекта.
· Презентации родителей.
Деятельность детей.
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта "Растительный мир".
• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта.
Беседы и наблюдения.
· «Растения – это жизнь».
· «Деревья в нашем саду».
· «Какая польза от растений».
· «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
· Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.
· Наблюдение за одуванчиками.
· «Что бывает на растениях после цветов».
· Рассматривание бархатцев и пересадка их из грунта.
Опытно-экспериментальная деятельность.
· «Строение растений».
· «Рост и развитие растений».
· «Земля, какая она?»
· «Вода и росток».
· «Солнце и росток».
Социально – коммуникативная деятельность.
· Отбор и посев семян.
· Полив, уход и наблюдения за растениями.
· Речевое развитие. Экологические занятия по темам.
· «Волшебная корзинка».
· «Мир овощей».
· «Семена».
· «Первые всходы».
Игровая деятельность.
· Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
· Настольные игры: «Парные картинки», «Овощи», «Времена года».
· Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ёжик», «Мы с друзьями», «Солнышко и дождик», «По тропинке».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.