Развязка (обобщение урока)




Тема: Лад

 

Цель: Познакомить учащихся с понятием «лад» и его видами; научиться определять лады на слух; выполнять задания творческого характера; закрепить понятие «тембр»; поработать над художественным исполнением песни.

Задачи:

Обучающие:

1. Введение понятий «лад», «мажор», «минор».

2. Выявление выразительных возможностей лада в музыкальном произведении.

3. Формирование умения использовать возможности лада в собственной художественной деятельности.

Развивающие:
1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.
2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

 

Методы:

· Индивидуальная работа, работа группами;

· Метод сравнения и сопоставления;

· Метод пластического интонирования;

· Проблемно- поисковый;

 

 

Ход урока

Мативационный этап

· Музыкальное приветствие («Здравствуйте ребята. Здравствуйте учитель»).

· Музыкальная разминка.

1) Упражнение на дикцию

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Музыкальная игра

Ру-ру-ру,ру-ру-ру

Очень любим мы игру.

Учащиеся повторяют и запоминают текст упражнения. Затем исполняется упражнение в разных вариантах. Сначала тихо, затем громко, потом быстро и громко.

2) От разных звуков исполняются начальные фразы песен «Наш край» и «Веселые путешественники».

3) Покажите на своей руке на какой линеечке пишется нота «соль».

На какой линеечке пишется нота «до».

Споём звукоряд до- соль вверх и вниз.

4) Как называется ряд звуков от одного до другого с тем же названием?

(Гамма).

Послушайте как звучит гамма на фортепиано и спойте.

Что мы проходили на прошлом уроке? (Тембр).

Прослушайте музыкальные фрагменты из музыкальной сказки «Петя и волк» и определите тембр какого инструмента исполняет тему.

Звучит тема «птички» (флейта).

Звучит тема «волка» (валторны).

 

Завязка

Учитель предлагает учащимся прослушать два разнохарактерных музыкальных фрагмента: В. Салманова «Утро в лесу» и «Вечер». Давайте сравним их.

Утро в лесу Вечер
Настроение: светлое, радостное Настроение: грустное, мечтательное
Темп: умеренный Темп: медленный
Инструмент: фортепиано Инструмент: фортепиано

 

Описывая характер музыки, учащиеся укажут на различную окраску настроения каждого произведения.

Рассмотрите иллюстрации картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и

И. Левитана «Вечерний звон»

Опишите настроение этих картин и сравните с музыкальными фрагментами.

Разработка

Вы обратили внимание на то, что характер одного фрагмента светлый, весёлый, а другого- грустный, мягкий, нежный. Это зависит от того, в каком музыкальном ладу написана та или иная музыка. Сейчас мы с вами поговорим о понятии «музыкальный лад». В музыке существует два лада. А какие вы ответите сами, когда прослушаете сказку.

Сказка про Мажор и Минор

Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу.

«Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники.

О каких ладах говорилось в сказке? (Мажор, минор).

Повторите эти термины хором.

А что такое «лад»?

Лад- это настроение в музыке.

Повторите хором.

 

Запомнить, что обозначают каждое из этих слов, вам помогут рисунки (показ слайдов на экране).

Принято считать, что если мажорное настроение- музыка звучит весело, бодро, ярко… Если минорное настроение- музыка грустная, таинственная, мягкая.

 

Кульминация урока.

· Постановка проблемы: «Зачем нужны разные лады»? (Чтоб передать разное настроение в музыке, сделать музыку красочнее и разнообразнее).

Выбор лада зависит от содержания произведения.

Давайте проверим, можете ли вы на слух определить, какой музыкальный лад звучит в музыке.

· Игра «Узнай лад» (работа с карточками).

Учащиеся прослушивают отрывки из сочинений разных композиторов и поднимают карточку с названием лада данного произведения.

· Физкультминутка.

Исполнение песни «Веселый музыкант» с движениями.

В каком ладу написана песня? (Учащиеся подымают карточку «мажор»).

 

· Импровизация.

Вспомните какой текст для вокальной импровизации мы разучивали на прошлом уроке? («Бедный котёнок промок под дождём»).

Какой характер музыки, надо выбрать для сочинения мелодии к этому тексту? (Грустную, печальную…).

Какой музыкальный лад вы используете для этой мелодии? (Минор).

А теперь развеселим и себя и котёнка. Представьте, что дождь кончился, котёнок высох, солнышко пригрело. Какие слова возьмём дальше для импровизации («Счастливый котенок играет с клубком…»).

Какой будет характер музыки? (Радостный бодрый…).

Какой музыкальный лад подойдёт? (Мажор).

· Работа над песней.

Повторение первого куплета песни «До, ре, ми, фа, соль».

В каком ладу композитор написал эту песню? (Мажор).

А почему композитор выбрал «мажор»?

Приведите примеры песен в мажорном ладу.

Разучивание второго куплета песни.

Мы разучили оба куплета песни, теперь их надо объединить. Обратите внимание что в песне есть вступление.

Исполнение песни «До, ре, ми, фа, соль».

 

Развязка (обобщение урока)

Что означает слово «лад»? (Настроение в музыке).

Какой бывает «музыкальный лад»? (Мажор, минор).

Чем отличается «мажор» от «минора»?

От чего зависит выбор лада? (От содержания произведения).

 

Эпилог.

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

-Я знаю…

-Я запомнил…

-Я выяснил…

Рефлексия.

Красная карточка- урок понравился. Я активно работал на уроке, с заданиями справлялся успешно.

Синяя карточка- урок понравился., но некоторые задания были сложными для меня.

 

Давайте закончим наш урок песней «Вместе весело шагать».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: