Тема: Лад
Цель: Познакомить учащихся с понятием «лад» и его видами; научиться определять лады на слух; выполнять задания творческого характера; закрепить понятие «тембр»; поработать над художественным исполнением песни.
Задачи:
Обучающие:
1. Введение понятий «лад», «мажор», «минор».
2. Выявление выразительных возможностей лада в музыкальном произведении.
3. Формирование умения использовать возможности лада в собственной художественной деятельности.
Развивающие:
1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.
2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
Методы:
· Индивидуальная работа, работа группами;
· Метод сравнения и сопоставления;
· Метод пластического интонирования;
· Проблемно- поисковый;
Ход урока
Мативационный этап
· Музыкальное приветствие («Здравствуйте ребята. Здравствуйте учитель»).
· Музыкальная разминка.
1) Упражнение на дикцию
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
Музыкальная игра
Ру-ру-ру,ру-ру-ру
Очень любим мы игру.
Учащиеся повторяют и запоминают текст упражнения. Затем исполняется упражнение в разных вариантах. Сначала тихо, затем громко, потом быстро и громко.
2) От разных звуков исполняются начальные фразы песен «Наш край» и «Веселые путешественники».
3) Покажите на своей руке на какой линеечке пишется нота «соль».
На какой линеечке пишется нота «до».
Споём звукоряд до- соль вверх и вниз.
4) Как называется ряд звуков от одного до другого с тем же названием?
(Гамма).
Послушайте как звучит гамма на фортепиано и спойте.
Что мы проходили на прошлом уроке? (Тембр).
Прослушайте музыкальные фрагменты из музыкальной сказки «Петя и волк» и определите тембр какого инструмента исполняет тему.
Звучит тема «птички» (флейта).
Звучит тема «волка» (валторны).
Завязка
Учитель предлагает учащимся прослушать два разнохарактерных музыкальных фрагмента: В. Салманова «Утро в лесу» и «Вечер». Давайте сравним их.
Утро в лесу | Вечер |
Настроение: светлое, радостное | Настроение: грустное, мечтательное |
Темп: умеренный | Темп: медленный |
Инструмент: фортепиано | Инструмент: фортепиано |
Описывая характер музыки, учащиеся укажут на различную окраску настроения каждого произведения.
Рассмотрите иллюстрации картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и
И. Левитана «Вечерний звон»
Опишите настроение этих картин и сравните с музыкальными фрагментами.
Разработка
Вы обратили внимание на то, что характер одного фрагмента светлый, весёлый, а другого- грустный, мягкий, нежный. Это зависит от того, в каком музыкальном ладу написана та или иная музыка. Сейчас мы с вами поговорим о понятии «музыкальный лад». В музыке существует два лада. А какие вы ответите сами, когда прослушаете сказку.
Сказка про Мажор и Минор
Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу.
«Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники.
О каких ладах говорилось в сказке? (Мажор, минор).
Повторите эти термины хором.
А что такое «лад»?
Лад- это настроение в музыке.
Повторите хором.
Запомнить, что обозначают каждое из этих слов, вам помогут рисунки (показ слайдов на экране).
Принято считать, что если мажорное настроение- музыка звучит весело, бодро, ярко… Если минорное настроение- музыка грустная, таинственная, мягкая.
Кульминация урока.
· Постановка проблемы: «Зачем нужны разные лады»? (Чтоб передать разное настроение в музыке, сделать музыку красочнее и разнообразнее).
Выбор лада зависит от содержания произведения.
Давайте проверим, можете ли вы на слух определить, какой музыкальный лад звучит в музыке.
· Игра «Узнай лад» (работа с карточками).
Учащиеся прослушивают отрывки из сочинений разных композиторов и поднимают карточку с названием лада данного произведения.
· Физкультминутка.
Исполнение песни «Веселый музыкант» с движениями.
В каком ладу написана песня? (Учащиеся подымают карточку «мажор»).
· Импровизация.
Вспомните какой текст для вокальной импровизации мы разучивали на прошлом уроке? («Бедный котёнок промок под дождём»).
Какой характер музыки, надо выбрать для сочинения мелодии к этому тексту? (Грустную, печальную…).
Какой музыкальный лад вы используете для этой мелодии? (Минор).
А теперь развеселим и себя и котёнка. Представьте, что дождь кончился, котёнок высох, солнышко пригрело. Какие слова возьмём дальше для импровизации («Счастливый котенок играет с клубком…»).
Какой будет характер музыки? (Радостный бодрый…).
Какой музыкальный лад подойдёт? (Мажор).
· Работа над песней.
Повторение первого куплета песни «До, ре, ми, фа, соль».
В каком ладу композитор написал эту песню? (Мажор).
А почему композитор выбрал «мажор»?
Приведите примеры песен в мажорном ладу.
Разучивание второго куплета песни.
Мы разучили оба куплета песни, теперь их надо объединить. Обратите внимание что в песне есть вступление.
Исполнение песни «До, ре, ми, фа, соль».
Развязка (обобщение урока)
Что означает слово «лад»? (Настроение в музыке).
Какой бывает «музыкальный лад»? (Мажор, минор).
Чем отличается «мажор» от «минора»?
От чего зависит выбор лада? (От содержания произведения).
Эпилог.
Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
-Я знаю…
-Я запомнил…
-Я выяснил…
Рефлексия.
Красная карточка- урок понравился. Я активно работал на уроке, с заданиями справлялся успешно.
Синяя карточка- урок понравился., но некоторые задания были сложными для меня.
Давайте закончим наш урок песней «Вместе весело шагать».