Определение темы урока. Постановка целей и задач.




Музыка 5 класс 19.02

Тема «Музыкальная живопись и живописная музыка.»

Цель: познакомить учащихся с музыкальной живописью и живописной музыкой (какие краски есть у композиторов и чем они схожи с изобразительным искусством).

Образовательная цель:

- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых понятий.

Развивающая цель:

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель:

- формирование уважения к традициям своего народа;

- расширение кругозора и познаний о творчестве композиторов, художников.

Задачи:

Образовательная:

- научить учащихся ориентироваться в понятиях: мелодия, рисунок, колорит, фактура, звуковая гамма.

Развивающая:

- пробудить интерес к музыке С.Рахманинова через слушание и исполнение музыки соответствующих жанров;

- пробудить интерес к творчеству великого русского живописца В.Борисова - Мусатова.

Воспитательная:

- воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на классическую музыку и живопись.

Вид урока: урок - игра

Актуализация знаний.

Какое музыкальное сочинение композитора С. Прокофьева вы вспоминали на прошлом уроке?

Какому историческому событию посвящена кантата «Александр Невский»?

Какие слова принадлежат Александру Невскому?

Чем прославился этот русский герой?

Что такое кантата?

Какие музыкальные отрывки из кантаты вы слушали?

С музыкой и живописью какого характера вы познакомились в этом музыкальном произведении? (С героической, патриотической, мужественной).

Определение темы урока. Постановка целей и задач.

Учитель: Ребята, напомните мне тему 2 полугодия. «Музыка и изобразительное искусство».

Приветствие вам подсказало, о чем пойдет речь на нашем уроке? Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня мир окружающих нас звуков будет новым и неожиданным. Тема нашего урока звучит так: Музыкальная живопись и живописная музыка.

Скажите, ребята, как бы вы сформулировали цель нашего урока? Узнать новые музыкальные краски.

Задачи? Услышать новую музыку, познакомимся с творчеством художников.

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композиторов от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтической мелодией.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

4. Открытие новых знаний.

Учитель: Мы с вами потихонечку, не мешая, заглянем в мастерскую художника Виктора Эльпидофоровича Борисова – Мусатова. …Вот он ставит на мольберт одну из своих готовых картин, садится на подоконник и долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию- звучание разных тонов в сочетании красок.

Выставить репродукции картин художника на мольберт.

Откроем учебники на с. 98 и найдем слова Виктора Эльпидофоровича, которые он пишет в своем дневнике. Выбрать музыкальные слова из прочитанного.

Учитель: Всмотритесь в полотна художника и каждый выберет ту, которая созвучна больше со следующим музыкальным произведением.

Слушание музыки. Рахманинов. Романс «Островок».

Вопросы учителя во время просмотра:

· Какая из картин созвучна по настроению и характеру музыки С. Рахманинова?

· Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна? (Мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска, тембр-колорит, форма-композиция).

· Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников и слушаете музыку Рахманинова?

· Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленного художника?

Прочитать стихотворение, какие слова непонятны?

Работа над средствами музыкальной выразительности (по карточкам)

Выставить следующий ряд картин художника А. Рылова.

Учитель: Всмотритесь в полотна художника и каждый выберет ту, которая созвучна больше со следующим музыкальным произведением.

Слушание музыки. Рахманинов. Романс «Весенние воды».

Вопросы учителя во время просмотра:

· Какая из картин созвучна по настроению и характеру музыки С. Рахманинова?

· Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна? (Мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска, тембр-колорит, форма-композиция).

· Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников и слушаете музыку Рахманинова?

· Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленного художника?

Прочитать стихотворение, какие слова непонятны?

Работа над средствами музыкальной выразительности (по карточкам)

5. Первичное закрепление знаний.

Учитель: Какому жанру изобразительного искусства родственен этот романс. Пейзаж.

Обратите внимание на ритм и состав исполнителей? (Сравнение ритмических рисунков на с.100 и 102). Ровный и пунктирный.

Сравни язык произведения двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя композиции романса и картины? Тишина, неподвижность, мечтательность, покой, задумчивость – Радость, восторг, ликование, торжество наступающей весны.

6. Самостоятельная работа. Практическая часть.

Учитель: А теперь предлагаю вам самостоятельную работу. На листках бумаги вы импровизируйте, как художники или поэты. Создаёте своё произведение и выражаете своё эмоциональное состояние от увиденного, прослушанного, осмысленного и прочувствованного вами. Каждый вносит свою «лепту» на бумаге. Постарайтесь быть самобытными, креативными и удачи.

Приложение к уроку

Увлекшись в юности живописью, Виктор Борисов-Мусатов картины начинает писать очень рано. В шестнадцатилетнем возрасте, пробуя передать своё художественное видение окружающего его домашнего быта, он создаёт один из первых своих шедевров – картину «Окно». Большую и загадочную жизнь, полную иллюзий и загадок, художник передает в образе огромного цветущего сада, уголок которого можно разглядеть сквозь окно дома.

Его картины словно иллюстрации минувших дней, полны покоя и гармонии, свойственных воспоминаниям.

Картины свои не пытался привязывать к конкретному историческому периоду. Рисуя старину, он называл её «просто красивая эпоха», в которой ему так уютно было продолжать поиски своего идеала.

Зрелость художественного таланта, вершину его творческого расцвета являет собой картина Борисова-Мусатова «Водоём», написанная в 1902 году.Вместе с супругой и сестрой художник посещает поместье князей Прозоровских-Голицыных в Саратовской губернии. Владельцы редко наведывались в имение, и оно находилось в запустении.Именно там, в Зубриловке, в заросшем старом парке на фоне старинной усадьбы Борисов-Мусатов делает наброски и создаёт этюды к картине. Его вдохновенное восприятие пространства глухого поместья порождает простор для фантазии. Силой своего воображения автор придаёт налёт поэтичности и загадочности окружающему его увяданию.

Картина вышла строго композиционной, четкие линии и сложные формы придают ей монументальность. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур. Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы.

Легкий контраст покоя природы и волнения на лицах женщин подчёркивается композиционно: водоём имеет округлую форму, а человеческие фигуры слегка сдвинуты в сторону. Нереальности картине придают некоторые детали, овал пруда выходит за рамки холста, как и дублирующая его по форме юбка одной из девушек. Это сочетание напоминает ритм в музыке, делая структурным холст. Ещё одной особенностью картины стало отсутствие линии горизонта. Использование этого приёма помогло художнику сблизить изображения переднего плана с фоном. Героини располагаются внизу картины, а водная гладь оказывается над ними, как в приподнятом зеркале. Необычность цветовой палитры, свежесть красок и интимно-лирическая подача материала поразила современников, которые по достоинству оценили мастерство художника.

 

Аркадий Александрович Рылов (17(29).01.1870, с. Истобенское, ныне Истобенск Кировской области, — 22.06.1939, Ленинград), – русский художник, искусный пейзажист, анималист, известный педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Ассоциация художников революционной России», член-учредитель Ленинградского Союза художников, профессор ИЖСА Всероссийской Академии художеств.

С 1925 по 1930 Аркадий Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи. Сотрудничал в журнале «Чиж», иллюстрировал книги В. В. Бианки («Теремок», «Сказки зверолова» и др.). С 1902 года художник вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, с 1917 года преподавал в Академии художеств.

Обучение и особенности творчества Аркадия Рылова

В 1888 г. Аркадий Рылов приехал в Петербург и по совету родственников поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. Здесь его наставником был Константин Крыжицкий. Параллельно занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. В 1893 г. Рылов поступил в Академию художеств, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А. И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Аркадия Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи. Они удивительно близки по характеру художественного дарования. Рылов навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре. Основные работы художник хотя и писал в мастерской, но при этом использовал опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных на пленэре. В окрестностях Петербурга и в Финляндии Рыловым были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Колорит картин художника Рылова строится на сочетании насыщенных цветовых отношений, которое усиливает динамичное пространственное решение. Создавая преимущественно пейзажные картины, Рылов стремился дать обобщённый, национально-романтический по настроению образ родной страны. В советский период творчества Рылов в ряде случаев показывал в пейзаже преобразовательную деятельность людей ("Трактор на лесных работах", 1934, Третьяковская галерея), обращался непосредственно к историко-революционной теме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: