успешность учения – это дух школы».




Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации обучающихся.

«Есть в школе что-то неопределённое,

Почти не поддающееся руководству учителя,

Что-то совершенно неизвестное в науке педагогике

И вместе с тем составляющее сущность,

успешность учения – это дух школы».

Л. Н Толстой

Ещё в прошлом столетии был сделан мудрый вывод: ключ ко всему – в воспитании. В нем развязка всего; это самый длинный и верный путь.

Дух учебного заведения, и педагогические средства создаются конкретным учителем, воспитателем, директором. Мир школы – это система взаимосвязей в которой материальная и духовная составляющие находятся в органичном единстве.

Ребёнок – активный субъект. Кем он станет, жертвой (поликультурной?) среды или создателем, зависит и от особенностей среды и от того, поможет ли педагог в этом окружении позитивной самореализации школьника, возможной только в условиях её разностороннего взаимодействия.

Наиболее крупными направлениями в вопросе создания педагогических условий для успешного осуществления работы в полноценной творческой реализации обучающихся можно считать следующие:
1) анализ общих вопросов современных педагогических технологий в образовании объединяет:

ü разработку педагогических условий реализации современных технологий образования;

ü условия гуманизации учебно-воспитательного процесса;

ü приобщение младших школьников к духовным ценностям.

2) изучение личности школьника в целом рассматривает:

ü педагогические условия формирования личности учащихся младших классов;

ü вопросы развития и управления эмоциональной сферой;

ü тенденции развития познавательной активности;

ü воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста;

ü особенности формирования рефлексии в учебном процессе;

ü вопросы саморазвития учащихся.
3) исследование творческого развития учащихся выявляет педагогические условия творческого развития детей в целом:

ü анализ художественно-творческого мышления младших школьников;

ü творческого воображения;

ü литературных способностей;

ü возможности художественно-творческой деятельности учащихся;

ü преемственности в развитии данных процессов.
4) формирование учебной деятельности. В этом направлении наибольший интерес представляют:

ü исследования по выявлению педагогических условий развития познавательной активности младших школьников;

ü формирования стиля учебной деятельности и развитие индивидуально-познавательных стилей деятельности;

ü предрасположенности к овладению знаниями младших школьников;

ü формирования положительной мотивации учениия и положительного отношения к изучаемым предметам;

ü факторы, формирующие образовательный статус школьников.


Анализ научной литературы по проблеме выявления педагогических возможностей в различных направлениях учебно-воспитательного процесса показал, что условия, о которых пишут ученые, достаточно традиционны и часто повторяются в тех или иных сочетаниях. Все они группируются вокруг трех составляющих образовательной среды: Учитель. Урок. Ученик.

Ведущим и значимым компонентом в этой триаде является Учитель, обеспечивающий педагогические условия благодаря:

а) осознанию значения современных задач воспитания и творческого развития;

б) личным качествам;

в) методике преподавания.


Во второй составляющей педагогической среды – Урок – учитель обеспечивает ряд педагогических условий, ведущими из которых являются:

а) творческая атмосфера;

б) творческое взаимодействие участников деятельности;

в) наличие различных форм и видов деятельности.


Третья составляющая образовательной среды – Ученик. Именно на него, собственно, и ориентирована реализация педагогических условий. Ученик должен обрести и проявить ряд качеств:

а) интерес к познавательной деятельности;

б) удовлетворение познавательной активности;

в) потребность к самовыражению;

г) потребность в общении со сверстниками;

д) ощущение радости от успехов в учебной и творческой деятельности и др.


Именно доброта, чуткость, справедливость учителя, сочетающиеся с его эрудицией, артистизмом, умением организовать познавательный интерес, формируют у школьников положительную эмоциональную оценку как к самому наставнику, так и к его предмету-педагогу.
Рассмотрим на примере создания педагогических условий развития творческого мышления младших школьников. В этом случае на продуктивность творческого мышления влияют не только произведения искусства, но и отдельные элементы окружающей среды (цвет, форма, звук, ритм и т. д.).


Сформулированы эстетико-педагогические условия развития творческого мышления детей, объединѐнные в четыре группы:
1). Учебно-дизайнерские

- эргономические условия (создание инженерно-архитектурного пространства: система освещения, шумоподавления, воздухоочищения и т. д.);

- эстетические (создание пространства самим учителем: цветовое, музыкальное, формообразующее оформление интерьера, его озеленение и т. д.);

- обеспечение детей учебниками, школьными принадлежностями и материалами, необходимыми для учебно-познавательной деятельности.


2). Социально-эмоциональные

- наличие эстетики межличностных отношений (мажорный тон общения учителя с учениками; проявление дружелюбия, взаимного уважения, эмоциональной отзывчивости, вежливости, которые обеспечивают эмоционально-психологическую комфортность);
- эстетическое отношение к деятельности (свобода выбора форм и методов деятельности, проявление эстетических реакций (эмоциональность, активность, заинтересованность, гармоничность действий)).


3).Эвристико-дидактические
Данная группа объединяется с эстетическим содержанием как учебно-воспитательного процесса, так и продуктов деятельности. Эстетическое содержание учебного процесса характеризуется эмоциональностью и образностью, новизной и оригинальностью, возможностью импровизации и юмором. Эстетическая сторона продуктов художественно-творческой деятельности младших школьников характеризуется оригинальностью, гармоничностью использования выразительных средств.

 

4).Индивидуально-творческие.
- внешний облик педагога и учеников, соответствующий таким эстетическим показателям, как стиль одежды, гармония с окружающей предметно-цветовой средой и т. д.;

- гармония морально-эстетических, интеллектуальных и профессиональных качеств учителя, которые определяют, прежде всего, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

 

Из сказанного можно сделать вывод:
- первая группа условий удовлетворяет физиологические потребности детей, соответствует их психологическим, интеллектуальным и эстетическим характеристикам;


- вторая и третья группа обеспечивают атмосферу, в которой протекает творческая деятельность. Причем, выбор разнообразных форм и методов учебной деятельности осуществляются педагогом исходя из психолого-интеллектуальных особенностей детского коллектива и возможностей личного творческого потенциала каждого его члена;


- четвертая группа демонстрирует образец творческой личности в лице учителя, что при учете возрастной особенности подражания стимулирует функционирование и развитие творческой активности.


Любой учитель общеобразовательной школы, сторонник гуманистической, личностно ориентированной позиции, характеризующейся вышеназванными признаками, имеет возможность помочь ребенку осознать и преодолеть трудности в обучении, поддержать его «движение» в учебной ситуации, ощутить свои возможности, интересы, т. е. поддержать то, что уже есть и развивается в ученике, что связано с его стремлениями, желаниями, а значит, в той или иной мере переживаемо.

В этой работе учителя заключается другая педагогическая инновация – «педагогическая поддержка», которую мы рассматрим в качестве еще одного условия раскрытия творческого потенциала ребенка.
Подчеркнѐм, что поддерживать и развивать в ребенке следует «субъектность», т. е. способность личности к преобразующему отношению, к собственной жизнедеятельности, а также «индивидуальность» (неповторимость, особенность человека), которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой.
Реализация педагогической поддержки возможна в случае готовности ребенка к ней: без ожидания поддержки со стороны взрослого сама педагогическая поддержка будет скорее профанацией, чем действительным актом встречного движения ребенка и взрослого.
В профессиональной позиции учителя как носителя педагогической поддержки заложены ее нормы:

vлюбовь к ребенку, принятие его как личности, проявление душевной теплоты, милосердия, терпимости, отзывчивости;

vприверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески, умение слушать и слышать ребенка;

vуважение достоинства ребенка, вера в миссию каждого учащегося, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

vготовность оказать помощь при решении возникающих трудностей, отказ от субъективных оценок и выводов в отношении проявлений творческих результатов, взглядов;

vожидание успехов в решении творческих задач;

vпризнание права ребенка на свободу поступка, способ творческого самовыражения;

vпоощрение и одобрение самостоятельности и инициативы, уверенности, признание равноправия в диалоге и в решении собственных творческих задач;

vумение быть другом для ребенка, товарищем в сотворчестве, выступая в качестве символического защитника;

vсамоанализ и самоконтроль педагога, способность изменить представление о творческих возможностях учащегося.

 

 

Заметим, что педагогическая поддержка в современной науке используется широко и многогранно. Мы не рассматриваем ту сторону данного явления, которая связана с деятельностью различных служб, заинтересованных в защите социальных прав ребенка, а остановимся на педагогической поддержке, которая обращена к склонностям, интересам детей, их жизненным устремлениям.


Все рассмотренные педагогические условия являются весьма актуальными и необходимыми в системе развития способностей учащихся, однако не исчерпывают всего комплекса условий, поскольку урок изобразительного искусства и художественно-творческая деятельность, представляющая инструмент развития способностей, выдвигает ряд специфических условий.

Кроме этого, специфическими условиями, организованными педагогом для целенаправленной работы по развитию способностей, являются этапы творческого роста, которые проходят все школьники в разные годы обучения. Этапы, являющиеся логической цепью проживания детьми определѐнных ситуаций, созданных педагогом, обусловливают одно из ведущих педагогических условий, в содержание которых входят все перечисленные выше позиции.


В заключение сформулируем общие выводы:

1. Разработка педагогических условия учебно-воспитательного процесса является актуальной проблемой современных исследователей, занимающихся развитием личности.
2. Наиболее крупными направлениями в разработке педагогических условий стали общие вопросы современных технологий образования; личность школьника в целом; творческое развитие учащихся; учебная деятельность и др.
3. Педагогические условия развития школьников группируются в основном вокруг трѐх компонентов образовательной среды: Учитель. Ученик. Урок.
4. Педагогические условия во многом перекликаются между собой, дополняя, усиливая или меняя свой компонентный состав.

5. Педагогические условия могут быть сведены к трем крупным педагогическим инновациям: 1) педагогической поддержке; 2) личностно ориентированному обучению и 3) гуманистической позиции учителя.
6. В результате реализации учителем гуманистической позиции образование для школьников обретает личностно-смысловое значение, а для учителя:
- художественно-творческая деятельность становится инструментом раскрытия индивидуальных возможностей в обогащении художественного мышления, художественного восприятия и воображения, художественной моторики руки, а также в обогащении опыта творческой самореализации средствами изобразительного искусства;
- педагогическая поддержка воплощается в заинтересованном отношении учителя в творческом росте каждого школьника, заботе о создании комфортных условий детям на уроках, выявлении трудностей на начальных этапах художественного образования, развитии творческого сотрудничества с детьми;
7. Коллектив становится условием создания атмосферы творчества для развития индивидуальности каждого его члена.

 

Работать над таким уроком и внеклассным мероприятием, где идёт, по Е. Н Ильину «Таинство сообщения Добра и становление Личности», где не только воспитываются, но и перевоспитываются характеры – весьма и весьма непросто, но результат стоит того.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: