Образование как педагогический процесс и результат. Педагогические




Закономерности

 

Ряд исследователей (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.В. Сериков и др.) разграничивают понятия «образовательный процесс» и «образовательная система» с учетом их реального научно-практического статуса. Еще до организации педагогического (образовательного) процесса (реального взаимодействия педагога и учащихся) должны быть научно спроектированы все компоненты соответствующей образовательной системы определенного уровня и профиля – цели, содержание, методы, форм, технологии. По мнению Ю.К. Бабанского, образовательная система, в которой осуществляется педагогический процесс, выступает в качестве материализованной основы этого процесса. С позиции научной школы В.А. Сластенина, педагогический процесс – это образовательная система в динамике.

2.1. Рассмотрим педагогический процесс как динамическую систему, его сущностные и нормативные основания.

Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (материально-технических и педагогических – методов, форм, технологий) с целью освоения обучающимися социокультурного опыта, а также их развития и саморазвития. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Педагоги и обучающиеся – активные участники, субъекты педагогического процесса, определяющие его ход и результаты. Связи таких компонентов, как педагоги и обучающиеся, содержание образования и средства образования, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы. Цель образования как социальный заказ выступает в качестве детерминанты (предпосылки) возникновения педагогической системы. Она является имманентной (внутренне присущей) характеристикой содержания образования. На уровне содержания образования цель конкретизируется и педагогически интерпретируется. Цель в явном или неявном виде присутствует в педагогических средствах. В педагогах и обучающихся цель функционирует на уровне осознания и проявления в деятельности. Таким образом, в концепции В.А. Сластенина цель является системообразующим фактором (внешней по отношению к системе силы), а не компонентом педагогической системы (рисунок 9).

 

 

 

 

 


Рис. 9. Педагогический процесс как динамическая система

Ряд исследователей предлагают учитывать тот факт, что определение цели как фактора (а не компонента системы) справедливо только в отношении стратегических социально детерминированных (внешне заданных) целей образования. В реальности педагог должен постоянно осуществлять целеполагание: конструировать, структурировать разноуровневые, по возможности, операционально заданные цели педагогического процесса (цели учебного курса, раздела, системы уроков, урока), в той или иной степени коррелирующие с социально заданной целью. Источниками целеполагания являются не только программно-нормативные документы (педагог должен осуществлять критическую рефлексию нормативно заданных целей), но и философские, педагогические и психологические концепции, результаты диагностики (например, уровни обученности и воспитанности), собственный педагогический опыт и ценностные установки, аксиологические предпочтения обучающихся и др. Таким образом, педагог не только является реализатором внешне заданных целей, но и субъектом педагогического целеполагания. Более того, он призван формировать и у обучающихся умение целеполагания. В идеале обучающиеся должен быть соучастниками, субъектами целеполагания.

Все вышесказанное позволяет рассматривать цель в качестве системообразующего компонента любой образовательной системы, определяющего содержание, методы, формы, технологии педагогического взаимодействия. В реальном педагогическом процессе цель может выступать также продуктом педагогического взаимодействия. В частности, педагогическое взаимодействие может быть направлено не только на освоение нормативно заданного содержания, но и на конструирование, присвоение сверхнормативного содержания, разработку и реализацию совместных проектов, разработку индивидуальных образовательных траекторий, диагностику и самодиагностику, рефлексию, оценку и самооценку и др. С учетом этого структура педагогического процесса как динамической системы может быть представлена в виде схемы, изображенной на рис. 10.

 

 
 

 

 


Рис. 10. Закономерно-нормативная модель

педагогического процесса как динамической системы

Данная схема отражает закономерные связи между компонентами любой образовательной системы («цель ® содержание ® методы»), нормы педагогического взаимодействия (принципы полисубъектности, рефлексии, доминантности развития (саморазвития) и др.), содержание, технологию реального педагогического процесса.

Следует также подчеркнуть, что такие характеристики, как «развитие субъектов», «субъект-субъектные отношения», «целостность» и др. являются нормативными основаниями педагогического процесса (требованиями, нормами, предписаниями, регулятивами практической педагогической деятельности), а не сущностными, как это нередко декларируется в теории педагогического процесса. Чтобы доказать это, необходимо ответить на следующие вопросы: Всегда ли педагогический процесс обеспечивает развитие всех учащихся? Всегда ли учащиеся занимают субъектную позицию в педагогическом процессе: выстраивают собственную образовательную траекторию, участвуют в целеобразовании, планировании, рефлексии? Правомерно ли отождествлять ««активность» воспитанников с их «субъектностью»? Всякий ли педагог является «субъектом» педагогической деятельности, т.е., занимает профессиональные позиции «целеполагающего субъекта», «проектировщика», «методолога», «методиста», «конструктора», «перманентно рефлексирующего субъекта»? Ведь ряд педагогов являются только трансляторами нормативно заданного содержания образования!

Во избежание разночтений необходимо разграничивать «сущее» («что есть педагогический процесс?») и «должное» («как необходимо проектировать и осуществлять педагогический процесс?»), т.е. теоретическое и нормативное знание.

Что же является сущностью педагогического процесса? Большинство исследователей указывают, что именно взаимодействие педагога и обучающихся (педагогическое взаимодействие) на содержательной основе с использованием педагогических средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

2.2. Одной из основных задач педагогической науки, как указывалось ранее, является выявление объективно существующих, инвариантных, то есть закономерных связей образовательного процесса. Исследователи выделяют ряд признаков закономерной связи: объективный, причинно-следственный характер, инвариантность, всеобщность (тотальность). Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Педагогические закономерности являются для педагога научной основой проектирования педагогического процесса; сквозь призму педагогических закономерностей педагог осуществляет рефлексию («переосмысление с целью коррекции») его процедуры и результатов.

В научно-педагогической литературе (И.Я. Лернер, В. В. Краевский, В.А. Сластенин, В.В.Сериков) в качестве основных педагогических закономерностей выделяют:

· Социальная сущность образования: обусловленность его целей и содержания социокультурным контекстом, социокультурными факторами (образование есть подсистема социальной системы, функция которой – трансляция, освоение и присвоение воспитанниками социокультурного опыта).

· Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников в образовательном процессе есть закономерное отношение, без которого невозможно существование самого процесса.

· Содержание педагогического процесса детерминировано его ценностно-целевыми приоритетами. Цель педагогического процесса обусловливает его содержание, интерпретируется и конкретизируется на уровне содержания.

· Единство содержательного и процессуального аспектов педагогического процесса. (Для освоения определенного содержательного компонента необходим адекватный педагогический инструментарий – метод, технология. Методы, формы, технологии обусловлены целью и содержанием. Если цель педагогического процесса заключается в формировании творческого опыта, то доминирующим инструментарием будут являться исследовательские и проектные методы и технологии, предполагающие самостоятельное решение воспитанниками научно-практических проблем. Демонстрируя только образцы продуктивного решения проблем, невозможно сформировать творческий опыт их решения.)

· Качество педагогического процесса (адекватность результата заявленной цели) закономерно зависит от комплекса педагогических средств – содержания, методов, форм, технологий.

· Качество и эффективность («ресурсозатратность») педагогического процесса зависит от условий его осуществления: как объективных (материально-технических, психологических, педагогических), так и субъективных (педагогическая техника, культура педагогического проектирования, уровень развития методической рефлексии педагога; эмоциональное состояние и мотивированность педагога и воспитанников, степень развития когнитивных, креативных, методологических, коммуникативных, рефлексивных и др. способностей).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: