Приобщение дошкольников к традиционной культуре




Содержание

 

Введение

1. Традиционная культура

1.1 Научное обоснование

1.2 Приобщение дошкольников к традиционной культуре

2. Программы

2.1 Народная кукла в игре современных детей

2.2 "Менам мада акань"

3. Исследовательская работа

Список используемой литературы

Приложения

 


Введение

 

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень. Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

народная кукла традиционная культура

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Цель: поиск эффективных педагогических условий знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы

Объект: процесс знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы

Гипотеза: знакомство старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы будет эффективным если создать следующие условия:

. Формирование интереса у старших дошкольников к представителям различных языковых групп России.

. В процессе использования народной куклы старшие дошкольники будут знакомиться с культурой народа.

. Народная кукла активно должна включаться в типичные для старших дошкольников виды деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, музыкально-художественная).

Метод исследования: аналитико-синтетический, по средством изучения материалов по истории, краеведению, народным традициям народов России; опрос (среди воспитанников старших групп).


Традиционная культура

 

Развитие культуры Российской Федерации основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общественного сознания как целостной системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство Российского государства, влияющей на все сферы государственного и гражданского бытия.

У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, складывающиеся на протяжении многих веков их существования. В них проявляется душа народа, отражается его история, в них спрессован опыт прошлого, передаваемый поколениями. Не потеряли своей актуальности в наше время и прогрессивные идеи народной педагогики.

В последнее время все больше уделяется внимание патриотическому воспитанию детей, введение в ФГТ, ФГОС национально-регионального компонента. Большую роль в формировании личности играет краеведение, народные традиции в образовательном процессе.

Начало формированияпатриотизма, любви к Родине, прикосновение к традициям происходит в семье. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно - прикладного искусства - все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. На помощь семье приходят образовательные учреждения (детские сады, школы, дополнительное образование).

Научное обоснование

 

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия "традиционная народная культура". Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию "традиционная народная культура". Исходя из этого, автор считает, целесообразным рассмотреть определения, которые смогли бы раскрыть значение понятия и сущность "традиционной народной культуры". В качестве таковых ключевых терминов автор рассмотрит понятия "культура", "народная художественная культура", "традиция".

Толкование термина " культура" многозначно и зависит от сферы применения. Слово " культура" пришло из латинского языка и переводится как - обработка, возделывание. " Культура" представляет собой очень сложное, многогранное явление. Как форма деятельности "культура", в конечном итоге, предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Социолог С. Радугин рассматривал "культуру" в широком смысле слова как специфическую генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

По словам известного ученого, культуролога Г.Н. Волкова, "культура" понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности.

С. Фролов же полагал, что "культура" - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, закон и обычаи, а также способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.

В связи с этим весьма обоснованно звучит введенное академиком Д.С. Лихачевым понятие "культура" - это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией".

В фундаменте нашего культурного общества лежит "традиционная народная культура". Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Развитие традиционной культуры всех народов России крайне важно. Но не менее важны и взаимовлияния, взаимоприобретения, синтез, на основе которых рождается наша многонациональная общероссийская культура.

Понятие "традиция" применительно к народной культуре, имеет несколько специализированное содержание. По мнению Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, Р.Ф. Итса, "традиция" - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по-своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа - его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия - благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И. Даль, И.С. Сахаров, М. Забылин, А.Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В. Алексеева, К.В. Чистов, Т.В. Черник, Н.Е. Черноиванова, С.Б. Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры - человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия "историческая память", так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура - глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Приобщение дошкольников к традиционной культуре

 

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным педагогам помогает традиционная народная культура. Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. В само понятие "фольклор" входят все виды устного народного творчества - пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизация к поощрению, движению и активной деятельности. А также играет немало важную роль в забавах и развлечениях.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в работе, действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной задачи нужно использовать разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, считают организованную образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре в ДОУ нужно создать определенные условия:

многофункциональные уголки в группах ДОУ ("Уголок ряженья", "Уголок уединения");

Центр "Театр", где размещены различные виды театров;

аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;

музей национального быта, организация экскурсий, посещение музеев;

организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря;

произведения декоративно - прикладного искусства, живопись и предметы народного быта;

библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира;

картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла;

реализуемый проект "Календарно-обрядовые праздники";

совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках "Осенних посиделок";

организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является "народная культура". Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми "Сороки-вороны", "Козы рогатой", от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте народная культура по-прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

В дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.

Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.

У детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, "Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча"), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.

В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре русского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

Народная культура - предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.

Дошкольный возраст - особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, - ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден.

Подтверждением тому могут служить обучающие программы таких авторов, как Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Е.Г. Воронина; методические разработки по различным направлениям: А.Н. Зимина - русские народные игры с пением; Л.И. Мельникова - земледельческие и календарные песни; А.Н. Рытов - обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее, остаётся актуальным вопрос организации учебного процесса в дошкольном учреждении, вопрос выбора методов, приёмов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного), а также подбор музыкального материала.

В результате рассмотрения понятия "Традиционная народная культура" можно сделать вывод, что это сложное общественное явление, в котором нашло выражение духовная и материальная жизнь народа. Заложенный в нем эстетический, нравственный, эмоциональный заряд бесспорен: он противостоит злу, агрессии, насилию над личностью, человеконенавистническим взглядам, деструктивным силам. Гуманистическая идея утверждения жизни и ее ценности является доминирующей ценностью в традиционной культуре.

 


Программы

 

Краеведческий, региональный подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В практике работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время используются разнообразные программы и методики приобщения детей к традиционной народной культуре русского народа, а так же программы регионального значения, целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

В действующих современных программах заложены разные требования к приобщению детей к народной культуре и традициям.

В программе "Детство" задачи приобщения к культурным традициям представлены в образовательной области "Социализация". Например, в старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичные занятия различных народов.

В настоящее время существует множество региональных программ: примерный региональный модуль программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живем" авторы О.В. Бурляева и др.; (Г.Т. Алифанова, Н.В. Бибикова, З.А. Серова и др. - Санкт-Петербург; Н.В. Алешина и др. - Москва; С.В. Никитина, О.Ю. Тимонина - Великий Новгород и др.), предоставляющих возможность ознакомления с историческим, культурным, национальным своеобразием родного региона.

Среди данных программ следует выделить программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой "Приобщение детей к истокам народной культуры". Данная программа содержит годовой тематический план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Программа предусматривает использование рабочих тетрадей для самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ и в семье.

Программа предполагает решение следующих задач: заложить основы нравственности и морали, духовности, самосознания, культуры общения, практические навыки и умения. Все содержание программы разбито на тематические недели в четырех основных блоках: осень, зима, весна, лето для всех возрастных групп ДОУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: