ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЯ




ЛЕКЦИЯ 6

Содержательный модуль4 Линейная перспектива

Тема: Построение перспективных изображений методом архитекторов

Изучаемые вопросы:

1. Сущность способа архитекторов

2. Выбор точки зрения

3. Построение перспективного изображения здания

 

СУЩНОСТЬ СПОСОБА АРХИТЕКТОРОВ

Построение перспективного изображения заданного объекта по способу архитекторов основано на использовании прямоугольных проекций объекта, по которым выполняется его перспектива.

Этот способ сводится к определению проекций точек объекта на картинную плоскость лучами, идущими из точек зрения к каждой точке объекта. Строится перспектива отдельных точек и линий, взятых с горизонтальной и фронтальной проекций заданного объекта. Вертикальные размеры определяются по масштабу высоты.

Изображение перспективы любого объекта по способу архитекторов включает и художественные моменты, предъявляемые к художнику при построении им композиции картины. Имеется в виду следующее: выбор точки зрения, композиция изображения на листе, графическое выявление светотени (отмывка). Удачный выбор точки зрения и размещения перспективного изображения объекта на листе достигается в основном путем практических упражнений. Окончательная композиция объекта на картине устанавливается архитектором путем выполнения нескольких предварительных эскизов т выбора наилучшего из них.

ВЫБОР ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

Чтобы изображение в перспективе хорошо смотрелось, надо учитывать естественный угол зрения человека, поэтому относительное расположение объекта, картины и точки зрения не может быть произвольным.

Пи выборе точки зрения рекомендуется придерживаться следующих положений:

- главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картинной плоскости и делить картину приблизительно пополам или находиться в средней трети картины. Картиной называется то. Что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету;

- угол между основанием картины и сооружением должен составлять 20°... 40°;

- зритель должен находиться на таком расстоянии от предмета, чтобы предмет был включен в конус ясного зрения или был бы в поле ясного зрения. Для этого угол между крайними лучами зрения (угол зрения) должен быть в пределах 28°… 37°;

- в том случае, когда у сооружения вертикальные размеры больше горизонтальных, зрителю следует отойти на полторы-две высоты от сооружения для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказался в допускаемых границах.

По расположению картинной плоскости относительно объекта перспективы могут быть двух видов: центральная фронтальная перспектива применяется для построения интерьеров, т.е. перспективы внутреннего вида помещений; угловая перспектива применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае картинная плоскость располагается под углом к объекту.

По расположению линии горизонта перспективные изображения могут быть (рис.2.1): с нормальной высотой горизонта, т.е. на высоте человеческого роста 1,5 … 1,7 м, применяется при построении перспективы на ровном месте; при виде снизу применяется для отдельных деталей наблюдаемых снизу, и для зданий, стоящих на возвышении; с высоким горизонтом, при этом высоту горизонта берут до 100 м и выше.

 

 

Рис. 2.1

 

По расстоянию точки зрения от предмета перспективы могут быть разделены на перспективы с острым, резким ракурсом и перспективы с тупым, пологим ракурсом. Ракурсом называется положение изображаемого предмета относительно картинной плоскости, при котором получается резкое укорочение удаленных от переднего плана частей. Мерилом ракурса является отношение перспективного изображения ребер ВВ0 на переднем плане (рис.2.2) к ребру А1А0 наиболее удаленного ребра той же грани В| В0 | А0.

Рис. 2.2

 

При выборе точки зрения необходимым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наилучшее. Намечая точки стояния, мысленно нужно представить, как будет выглядеть здание. На рисунке 2.3 первое изображение показывает вид здания сбоку. Основная часть фасада скрыта. На втором изображении хорошо раскрыт основной фасад, но не видны боковые стороны; третье изображение дает вид на оба фасада, но так как перспективный ракурс для обоих фасадов одинаков, перспектива здания оказалась невыразительной; четверное изображение можно считать наиболее удачным, так как с этой точки зрения композиция здания раскрывается наилучшим образом.

 

Рис. 2.3

 

ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЯ

При построении перспективы здания методом архитекторов картинную плоскость располагают под углом к зданию и проводят след ее через один из углов (рис. 3.1)

Рис. 3.1

Зрителя устанавливают так, чтобы главный луч зрения был перпендикулярен картинной плоскости, а сам зритель находился бы на таком расстоянии, чтобы угол зрения ɑ, определяемый крайними лучами зрения S1 и S5 , был равен 23° … 37°. Главный луч зрения S Р должен делить картину приблизительно пополам, чтобы точка Р находилась в средней трети картины.

Точки схода для основных направлений плана найдутся, если провести прямые из точки стояния S1 параллельно сторонам сооружения до пересечения с картинной плоскостью в точках F1 и F2. Точка схода F1 (левая) будет являться точкой схода для всех прямых, параллельных сторонам 1-2, 3-4, 5-6, 8-9, а точка схода F2 (правая) – для параллельных сторон 1-7, 11-10, 2-3, 4-5 и им параллельных.

После установки зрителя, картинной плоскости и нахождения точек схода проводятся лучи зрения из всех точек сооружения и на следе картинной плоскости КК фиксируются все точки пересечения 1к … 6к и т.д.

Для построения самой перспективы переносим след картинной плоскости со всеми нанесенными на нем точками на то место, где будет строиться перспектива (рис. 3.2).

 

Рис. 3.2

Линию горизонта проводим параллельно основанию картинной плоскости КК на заданной высоте и на нее переносим точки схода с основания картинной плоскости.

Так как картинная плоскость проведена через ребро 4, то оно в перспективе будет в натуральную длину. Из точки 4к восстанавливаем перпендикуляр к следу картинной плоскости и на нем откладываем высоту ребра 4, взятую с фронтальной проекции ортогонального чертежа.

Нижнюю и верхнюю точки ребра 4 соединяем с точками F1 и F2, получая направление сторон здания.

Восстанавливая перпендикуляры из точек 3к и 5к до пересечения с лучами, идущими в точки схода, получим стороны здания. Таким же образом находим все ребра и стороны сооружения в перспективе.

Для получения точек 8, 9, 10, и 11 в перспективе продолжим линии конька 11-10 (Рис3.1) до пересечения с картинной плоскостью КК в точке N11, а линию 8-9 до пересечения в точке N12 и переносим эти точки в перспективу. Из полученных точек восстанавливаем перпендикуляры, на которых откладываем высоты от земли до конька.

Соединяя точки N11 и N12 с точками схода и пересекая полученные линии перпендикулярными прямыми, восстановленными из точек 11к, 10к, 8к и 9к, получим перспективное изображение прямых 11-10 и 8-9, принадлежащих конькам кровли. Найденные точки соединяем, согласно ортогональному чертежу, с соответствующими точками, получая перспективное изображение кровли. Чтобы сооружение не казалось висящим в воздухе, необходимо около него начертить тротуар, дорогу и т.п., соблюдая при этом направление линий в точки схода.

На рисунках 3.5 и 3.6 приведен еще один пример построения перспективы здания, на плане которого штриховыми линиями показаны крыша и дымовая труба. Точку зрения выбираем так, чтобы была обеспечена видимость основных элементов здания и угол между крайними лучами был равен 30°. Линию горизонта принимаем на уровне низа окон проемов. След картинной плоскости проводим через точку А.

Так как ортогональные проекции здания даются в довольно мелком масштабе и перспектива получается еще мельче, можно при построении перспективного изображения все размеры увеличивать в n раз, например 2: 1. Если точки схода не помещаются на листе, его следует временно надставить с обеих сторон.

 

Рис. 3.5

 

Рис. 3.6

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: