Образование Народного фронта и его программа




Вскоре после образования кабинета Думерга, в марте 1934 г., палата предоставила правительству чрезвычайные полномочия в области бюджета. Думерг издал серию декретов, на основании которых (под предлогом экономии) было уволено 85 тыс. государственных служащих, сокращены оклады железнодорожникам и пенсии бывшим участникам войны. Проведенная реформа налоговой системы уменьшила обложение крупных доходов, но в то же время увеличила прямые и косвенные налоги, ложившиеся на мелких и средних собственников.

Забастовки, демонстрации и митинги, организованные коммунистами, синдикатами, антифашистским комитетом «Амстердам — Плейель» и другими массовыми организациями, заставили правительство Думерга отказаться от сокращения окладов служащим и пенсий инвалидам войны, а также от некоторых других мероприятий. Движение против чрезвычайных декретов способствовало сплочению рядов рабочих и образованию широкого антифашистского фронта. В апреле 1934 г., несмотря на запрещение постоянной административной комиссии СФИО, многочисленные секции социалистической партии департаментов Сены, Сены и Уазы приняли участие в подготовке антифашистского собрания, созванного 20 и 21 мая руководством движения «Амстердам — Плейель». Коммунистическая партия старалась закрепить единый рабочий фронт, стихийно возникший в февральские дни 1934 г., и весной вступила в переговоры с социалистической партией с целью заключения пакта о единстве действий. На 31-м конгрессе социалистической партии, проходившем в конце мая в Тулузе, почти треть делегатов (1309 против 2754) высказалась за «единство действий на революционной основе с коммунистами».

Размах антифашистского движения, действия рабочих-социалистов, позиция некоторых социалистических федераций (к этому времени уже было достигнуто соглашение о единстве действий между социалистами федерации Сены, возглавляемыми Жиромским, и коммунистами Парижского района) вынудили руководство СФИО пойти на переговоры с компартией. 14 июля 1934 г. в помещении социалистической партии на улице Мальзерб в Париже состоялась встреча делегаций двух партий для обсуждения проекта «Пакта борьбы против фашизма», представленного компартией. Леон Блюм и особенно Леба возражали против ряда пунктов, которые, по их мнению, мешали принятию предложения коммунистов (организация стачечного движения против чрезвычайных декретов, формы единого фронта, роль комитета по координации действий двух партий и др.). Тем не менее Блюм признал, что в массах имеется «очень большое желание единства действий». М Торез подчеркнул, что соглашения об общих действиях одинаково желают и рабочие-коммунисты и рабочие-социалисты. Ради достижения этой цели коммунистическая партия приняла ряд поправок, внесенных социалистами. На другой день Национальный совет СФИО подавляющим большинством голосов (3471 против 366 и 67 воздержавшихся) высказался за совместные действия с компартией в масштабе всей страны.

27 июля 1934 г. «Пакт о единстве действий» был подписан50. Это была крупная победа французского рабочего класса.

Пакт о единстве действий «усилил тягу масс к профсоюзному единству, он дал возможность привлечь средние слои»,— писал М. Торез 51. Активные совместные действия рабочих против антинародной империалистической политики правящих кругов облегчили подход к решению этой задачи. Чтобы противостоять реакции, помешать приходу фашизма, нужно было обеспечить союз рабочего класса с мелкой буржуазией, а этого нельзя было достичь без участия самой многочисленной партии средней и мелкой буржуазии — партии радикалов. Летом 1934 г. в связи с предстоявшими кантональными выборами ФКП обратилась к руководству этой партии с предложением выступить во втором туре совместно с коммунистами и социалистами. Предложение было повторено 10 октября 1934 г. на митинге в Париже М. Торезом, призвавшим к организации «Народного фронта борьбы за хлеб, за свободу и мир» 52. 24 октября, выступая на митинге в Нанте, М. Торез вновь выдвинул лозунг Народного фронта. Большое значение для сплочения народных масс имело обращение Ф КП к католикам (политика «протянутой руки»), которое значительно расширило массовую базу антифашистского движения.

Однако в то время руководство партии радикалов еще не поддержало идею Народного фронта, не подхватило предложения об объединении антифашистских сил.

В рядах самих радикалов происходила острая борьба. Выступления делегатов чрезвычайного конгресса партии, созванного в мае 1934 г. в Клермон-Ферране для обсуждения положения, свидетельствовали о серьезных расхождениях. Раздавались голоса, требовавшие ухода радикалов из правительства Думерга. Лидеры партии, однако, отстаивали политику этого правительства.

Рядовые члены партии и ее левое крыло все чаще высказывались против политики руководства. В партии резче обозначались грани между правым и левым крылом. Внутренние противоречия в рядах радикалов отражали растущее недовольство крестьян, мелкой и средней буржуазии правительственным курсом. Под влиянием движения народных масс ряд важных решений принял 31-й конгресс, проходивший в конце октября 1934 г. в Нанте. В частности, конгресс выступил против предоставления правительству права роспуска палаты депутатов, высказался за разоружение и роспуск фашистских лиг. Однако предложение коммунистов о присоединении к Народному фронту было и на этот раз отклонено. Лишь спустя несколько месяцев благодаря широкому размаху движения и упорной борьбе компартии за сплочение всех антифашистских сил руководоство партии радикалов вынуждено было согласиться на вступление в Народный фронт.

Причиной падения правительства Думерга была его реакционная политика. Трудящиеся массы, разоренные кризисом, страдавшие от дороговизны и налогов, на собраниях и митингах настойчиво требовали ухода Думерга и его кабинета, надеясь на изменение политики. Новое правительство возглавил лидер правобуржуазной партии «Демократический альянс» Фланден. Кроме правых (Марена, Лаваля, Пьетри и др.) министерские посты заняли и радикалы, в том числе Эррио. Кабинет Фландена по существу продолжал прежний политический курс. Премьер-министр заявил, что он отказывается «не от реорганизации государства, а от методов Думерга».

Правительство Фландена — Лаваля покровительствовало фашистским лигам, предоставляло им помещения для собраний, разрешало их митинги и демонстрации. 6 февраля 1935 г., в годовщину фашистского путча, в Нотр-Дам состоялась панихида, посвященная памяти павших мятежников, на которой присутствовал и председатель совета министров Фланден.

В начале апреля 1935 г. в Париже, Монтре, Иври проходили многотысячные митинги, участники которых требовали скорейшего заключения договора о взаимной помощи с СССР. 19 апреля в парижском зале «Бюллье» состоялся митинг, организованный комитетом движения «Амстердам — Плейель»; присутствовавшие горячо приветствовали франко-советское сотрудничество и высказывались за подписание пакта о взаимной помощи.

Твердая и решительная политика Советского Союза в деле организации коллективной безопасности в Европе в сочетании с требованиями французской общественности заставила правительство Фландена — Лаваля пойти на заключение франко-советского договора.

Франко-советский пакт о взаимной помощи был подписан 2 мая 1935 г. в Париже Лавалем и В. П. Потемкиным. Заключенный для взаимной защиты от возрастающей угрозы войны со стороны германского фашизма, он был горячо встречен демократическими кругами Франции и мировой общественности. Они видели в нем инструмент, могущий сдержать германскую агрессию, помешать развязыванию войны. Однако правящие классы не разделяли этих настроений. Они рассматривали договор с СССР лишь как козырную карту в крупной политической игре с Германией. Этой цели было подчинено решение Лаваля, возглавившего в июне 1935 г. правительство, поставить франко-советский пакг на ратификацию Национального собрания.

С весны 1935 г. по всей стране развернулось мощное движение в защиту демократических свобод. Возрастал авторитет коммунистической партии. Свидетельством этого явились муниципальные выборы в мае 1935 г. Восемь коммунистов были избраны в Парижский муниципалитет (до выборов Ф КП имела лишь одно место). В департаменте Сены коммунисты возглавили 27 муниципалитетов (вместо 9); они были избраны в 26 муниципалитетов департаментов Нор и Па-де-Кале. Больших успехов добились и другие левые партии. Итоги этих выборов наглядно показали, что объединенные действия демократических сил гарантируют победу в борьбе с фашизмом и реакцией.

Избирательная тактика коммунистической партии, призывавшей поддерживать кандидатов партии радикалов и других левобуржуазных группировок, получивших большинство в первом туре голосования, полностью оправдала себя. Как подчеркивал ЦК ФКП, начиная с майских выборов I935 г. «Народный фронт стал реальностью»

Коммунистическая партия настойчиво боролась за создание правительства из представителей левых партий. Но серьезные разногласия между последними, взаимное недоверие, страх некоторых из них перед коммунизмом помешали в то время созданию такого правительства. Между тем правящие круги вновь настойчиво добивались от парламента чрезвычайных полномочий. Фландену, в ноябре 1934 г. сменившему Думерга на посту премьер-мииистра, а затем Ф. Буиссону это не удалось. Тогда в начале июня 1935 г. был создан новый кабинет Лаваля, который сохранил за собой и портфель министра иностранных дел. В первый же день он потребовал от палаты чрезвычайных полномочий до конца 1935 г. Коммунисты выступили против этого. Однако голосование принесло кабинету Лаваля большинство в 324 голоса против 16069. Уже в июле правительство обнародовало новую серию чрезвычайных декретов, предусматривавших сокращение пенсий инвалидам войны и вдовам погибших, повышение налогов и другие меры аналогичного характера. В этих условиях в рабочем классе все более усиливалась тяга к профсоюзному единству, жизненно необходимому для организации решительного отпора наступлению монополий и правительства. Наличие двух профсоюзных центров — Всеобщей конфедерации труда (В К Т) и Унитарной всеобщей конфедерации труда (У В К Т) — серьезно затрудняло бооьбу.

Единство действий рабочего класса и профсоюзное единство создавали хорошую основу для Народного фронта. Его организационпому оформлению решающим образом способствовал призыв движения «Амстердам — Плейель» провести 14 июля — в годовщину взятия Бастилии — мощную республиканскую демонстрацию. Откликнулись многочисленные организации'1. Был создан комитет для организации празднования 14 июля (Комитет Народного фронта) во главе с Виктором Башем, президентом Лиги прав человека. Неутомимая деятельность коммунистической партии и тяга низов к единству оказали решающее влияние на руководство социалистической партии. Мюлузский конгресс СФИО, выражая настроения трудящихся-социалистов, высказался за Народный фронт, за проведение совместной демонстрации. 3 июля исполнительный комитет партии радикалов единодушно решил присоединиться к ФКП и СФИО, чтобы превратить 14 июля в день антифашистской борьбы. Главными причинами, побудившими радикал-социалистов вступить в блок с рабочими партиями, были угроза со стороны гитлеровской Германии и фашистская опасность в самой Франции. Мощная антифашистская манифестация 14 июля 1935 г. в Париже явилась крупнейшим событием политической жизни. То была подлинно народная демонстрация, объединившая людей самых различных политических и религиозных убеждений. Она проходила под лозунгом: «Да здравствует Народный фронт! Долой фашизм! Долой войну! За демократические свободы и разрушение всех Бастилий!» Эта демонстрация заложила основы Народного фронта. Многолюдные манифестации проходили 14 июля и в Марселе, Тулузе, Сен-Назере, Нанте, Тулоне, Ниме и других городах. По всей Франции создавались комитеты Народного фронта 72. В Национальный комитет Народного фронта вошли представители ФКП, СФИО, партии радикалов, движения «Амстердам — Плейель», Лиги прав человека и других демократических организаций. Коммунисты пытались консолидировать достигнутое единство путем создания низовых комитетов Народного фронта; однако это предложение было встречено враждебно руководителями СФИО, боявшимися, что коммунисты благодаря этому установят непосредственную связь с рядовыми социалистами. Поэтому Народный фронт в немалой степени оставался соглашением верхов. Компартия стремилась укрепить его, добиваясь осуществления общей программы всеми входящими в Народный фронт политическими партиями и организациями. Опыт ФКП по созданию Народного фронта сыграл большую роль в выработке Коммунистическим Интернационалом новой стратегии и тактики в борьбе против наступления фашизма. На VII конгрессе Коминтерна, состоявшемся в июле — августе 1935 г., руководители французских коммунистов М. Торез, М. Кашен и др. рассказали о достигнутом, о существе курса партии, обеспечившего сплочение демократических сил. Очередной, 32-й конгресс партии радикалов, проходивший в Париже 24—27 октября 1935 г., считаясь с требованиями своих избирателей, единодушно высказался за выработку общей программы действий всех левых партий и официально закрепил вхождение партии радикалов в Народный фронт. В декларации партии отмечалось, что ее программа может быть не выполнена, если партия останется изолированной. Поэтому ставился вопрос об ее отношениях с другими левыми партиями. «Этот союз, возможный в настоящее время, является главной гарантией республиканского порядка. Если мы его хотим, фашизм не пройдет»,— говорилось в этом документе 73. Комитет Народного фронта и демократические силы требовали от правительства Лаваля запретить фашистские организации. Летом и осенью 1935 г. участились вылазки фашистов, кое-где походившие на репетицию гражданской войны. В первых числах августа 1935 г. фашистские молодчики устроили кровавые провокации в Бресте и Тулоне, в результате которых несколько рабочих были убиты и многие ранены. Партии Народного фронта требовали обсудить в парламенте вопрос о деятельности фашистских лиг. В руки комиссии по расследованию, созданной после февральских событий 1934 г., попал ряд важных документов «Огненных крестов», свидетельствовавших о подготовке государственного переворота. Осенью 1935 г. действия фашистов стали угрожать самому существованию республиканского режима. Но правительство Лаваля не реагировало на все зто. Сессия палаты депутатов открылась после летних каникул лишь 28 ноября. Председатель палаты Буиссон зачитал длинным список запросов правительству, большинство которых касалось деятельности фашистских организаций.

Запрещение военизированных организаций было первым успехом Народного фронта. Его обеспечили внепарламентские действия масс, их решительная борьба с фашизмом. Однако этот закон не предусматривал роспуска фашистских партий, которые продолжали действовать, сменив старте вывески на новые.

На декабрьской сессии парламента острые прения развернулись и по внешней политике правительства. Нападение Италии на Эфиопию (октябрь 1935 г.) поставило перед всеми государствами вопрос об их верности принципам коллективной безопасности и пакту Лиги наций. 7 октября 1935 г. Совет Лиги наций признал Италию агрессором и заявил о необходимости применить к ней финансовые и экономические санкции. Однако правительство Лаваля не спешило выполнять это решение.

Позиция французского правительства вызвала решительный протест народных масс Франции и подверглась резкой критике со стороны партий Народного фронта. 11 октября в Сент-Этьенне состоялся 10-тысячный митинг Народного фронта; была принята резолюция протеста против итальянской агрессии. 12 октября в Париже на митинге в зале «Мютюалите» трудящиеся требовали прекратить войну в Эфиопии. Настойчивую и решительную борьбу за прекращение огня в Африке, за применение экономических и финансовых санкций к агрессору вели коммунистическая партия, а также левое крыло социалистической партии. Осуждение итальянской агрессии прозвучало и на конгрессе партии радикалов в октябре 1935 г.

Рабочий класс и его союзники по Народному фронту проявили понимание не только своих насущных интересов во внутриполитическом плане, но и значения международных событий. Профашистские интриги деятелей типа Лаваля наталкивались на решительный огпор трудящихся. Французский народ требовал от правительства борьбы против фашистских лиг, укрепления коллективной безопасности, дружбы и сотрудничества с Советским Союзом. Главным вопросом декабрьской сессии парламента была проблема безопасности Франции. Направление и методы внешней политики страны стали предметом острой политической борьбы. Многочисленные запросы вызвала встреча французского посла в Берлине Франсуа-Понсе с Гитлером 21 ноября. Это объяснялось тем, что односторонние переговоры с гитлеровской Германией противоречили франко-советскому протоколу от 5 декабря 1934 г. При голосовании правительство получило большинство всего в 20 голосов. Дни кабинета Лаваля были сочтены. В январе 1936 г., после отставки министров-радикалов, Лаваль вручил президенту республики отставку всего кабинета. Причиной падения правительства была его политика попустительства агрессии и отход от системы коллективной безопасности. По существу правительство опрокинула мощная волна народного недовольства, совместные действия демократических сил, объединенных в Народном фронте. Одним из наиболее важных и назревших внешнеполитических вопросов, стоявших перед новым правительством, которое возглавил радикал А. Сарро, была ратификация франко-советского пакта. Дискуссия во французском парламенте по этому законопроекту началась 11 февраля 1936 г. Атака, которую крайне правые вели на франко-советский пакт в палате и в печати, в немалой степени объяснялась соображениями внутренней политики. Борьба с левыми, с Народным фронтом почти автоматически означала борьбу и против сотрудничества с СССР.

Противники коллективной безопасности и франко-советского пакта аргументировали свою позицию неуплатой Советской Россией царских долгов, отсутствием общих границ у Германии и СССР, пресловутой «коминтерновской пропагандой» и т. д. Несостоятельность этих доводов вскрыли в своих выступлениях представители партий Народного фронта и даже некоторые правые депутаты.

Возражения против пакта на деле диктовались антикоммунизмом, боязнью укрепления Народного фронта. После горячей двухнедельной дискуссии палата депутатов 27 февраля большинством в 353 голоса против 164 одобрила франко-советский пакт. Ее решение опиралось на поддержку широких кругов. Политика коммунистической партии, направленная на объединение всех демократических сил в Народный фронт борьбы с фашизмом и войной, принесла свои первые плоды. Предстояла еще ратификация пакта сенатом. Но прежде чем там началась дискуссия, произошло событие, вошедшее в историю как серьезная капитуляция Франции перед германским милитаризмом. 7 марта 1936 г., нарушив Версальский и Локарнский договоры, немецкие войска перешли Рейн и заняли демилитаризованную зону. В качестве предлога они избрали ратификацию французской палатой франко-советского пакта о взаимопомощи.

Политика французских «умиротворителей» серьезно подорвала доверие к Франции в мире. Правящие круги малых европейских стран увидели, что не могут рассчитывать на помощь Франции, так как она не отстаивает даже свои собственные интересы. Встав на путь попустительства и поощрения агрессии, Франция все дальше отходила от идей коллективной безопасности, от опоры на франко-советское сотрудничество.

Вторжение немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону показало, что агрессивные устремления гитлеровской Германии направлены отнюдь не только на Восток. Становилось очевидным, что за криками гитлеровцев о «красной опасности» скрываются планы широкой экспансии. «Германия считает для себя более удобным поглотить Европу, утверждая, что она хочет уничтожить в ней большевизм» 87,— писал правый депутат и журналист Анри де Кериллис, враждебно относившийся к коммунизму. «Каждый раз, когда Гитлер произносит речь,— писал де Кериллис,— он разоблачает русскую опасность, но каждый раз, когда он перемещает пушку или солдата, он направляет их против нас» 88. Однако большинство государственных и политических деятелей упорно закрывали на это глаза, а в ремилитаризации Рейнской зоны обвиняли... Народный фронт.

  1. Приход Народного фронта к власти и осуществление реформ (1936-1938). Распад Народного фронта. Историческое значение его наследия

Ремилитаризация Рейнской области совпала с предвыборной кампанией во Франции, придав ей еще большую остроту. Основная борьба развернулась между партиями Народного фронта и их противниками. 10 января 1936 г. была опубликована программа Народного фронта, формулировавшая его важнейшие требования, а именно: создание национального фонда для безработных, введение пенсий для престарелых, сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты, установление твердых цен на сельскохозяйственные продукты, снижение налогов и предоставление дешевого кредита крестьянам, суровые репрессии за утечку капиталов за границу, отмена чрезвычайных декретов, реорганизация Французского банка и др. В программу были включены также требования роспуска и разоружения фашистских лиг, всеобщей амнистии, отмены законов против свободы печати, уважения профсоюзных свобод. Программа предусматривала повышение жизненного уровня трудящихся, гарантирование демократических свобод, требовала преградить дорогу фашизму, обеспечить мир и безопасность страны, организовать коллективную безопасность, расширить систему пактов о взаимной помощи. Народный фронт был первым а истории Франции новейшего времени блоком партий на основе четкой демократической программы. Его создание являлось большой победой рабочего класса и всех прогрессивных сил. Однако между тремя крупнейшими партиями Народного фронта — ФКП, СФИО и партией радикалсоциалистов — существовали серьезные разногласия, в частности по экономическим вопросам. Ввиду этого была достигнута договоренность, что в избирательной кампании каждая из партий будет выступать со своей собственной платформой, но так, чтобы не наносить ущерба совместным действиям в деле антифашистской борьбы. Правые партии не публиковали своих избирательных программ. Но незадолго до выборов они выпустили брошюру «З а борьбу против Народного фронта», в которой запугивали избирателей коммунизмом, утверждали, что если победит Народный фронт, то правительство якобы будет образовано по «указке Советов» и т. д. Монополистическая буржуазия всеми средствами старалась расколоть Народный фронт, оторвать мелкобуржуазные массы от блока с рабочим классом. Обращаясь к собственническим интересам средних слоев, крупная буржуазия пыталась внушить торговцам и ремесленникам, что победа Народного фронта якобы приведет к ликвидации частной собственности во Франции и к «уравниловке». Первый тур голосования в палату депутатов состоялся 27 апреля 1936 г. Он принес успех левым партиям. В первом туре каждая из партий Народного фронта выдвигала своего кандидата, а во втором туре, который состоялся 3 мая, все три партии поддерживали того кандидата, который получил больше голосов в первом.

Социалистическая партия собрала 1 964 384 голоса, ее фракция была наибольшей в палате — 146 мест. Коммунистическая партия получила 1 468 949 грлосов и 72 мандата, партия радикало в— 1 422 000 голосов и 116 депутатских мест. Еще 49 мандатов распределились между представителями других партий, входящих в Народный фронт. Большую победу одержала коммунистическая партия, которая уже в первом туре собрала около 1,5 млн. голосов (из общего количества в 10 млн.). Особенно значительного успеха ФКП добилась в промышленных центрах и прежде всего в Парижском районе, где были избраны 42 депутата-коммуниста. Это была единственная партия Народного фронта, сумевшая собрать почти на 700 тыс. голосов больше по сравнению с предыдущими выборами и увеличившая число мест в парламенте на 62. Социалисты потеряли 9 тыс. голосов, но их представительство в парламенте выросло. Партия радикалов потеряла 414 тыс. голосов, и число ее депутатов сократилось с 159 до 116. Как отмечает Поль Рейно, «Народный фронт победил благодаря союзу этих трех партий. Но если одна из них добилась триумфа, то вторая потеряла несколько тысяч голосов, а третья — более 400 тыс. Единственный триумфатор из трех — коммунистическая партия» 89. Кандидаты Народного фронта получили 5421 тыс. голосов, правые партии — 4233 тыс. (женщины в то время в голосовании не участвовали). Выборы свидетельствовали о том, что в стране произошел огромный политический сдвиг, они отразили готовность рабочего класса перейти в контрнаступление и защитить мир перед лицом фашистской агрессии, обеспечить сохранение демократических свобод, облегчить экономическое положение трудящихся. Но победа Народного фронта на выборах не означала, что реакционные силы сдались и не попытаются взять реванш. Поэтому необходимо было постоянно крепить единство, создавать комитеты Народного фронта на местах, добиваться осуществления общей программы, выработанной в январе 1936 г. Народные массы все решительнее требовали ее выполнения. С середины мая 1936 г. пролетариат развернул решительную борьбу за улучшение своего положения 90. Этому предшествовало объединение профсоюзов. В маоте 1936 г. на объединительном съезде в Тулузе был, наконец, преодолен раскол профдвижения.

Создание единого профценгра — ВКТ — имело огромное значение не только для успеха стачечной борьбы, но и для судеб рабочего движения в целом. Единство рабочих рядов на антифашистской платформе, закрепленное профсоюзным единством в борьбе за экономические требования, во многом определило размах и успех майских и июньских стачек 1936 г. В ходе их быстро росла численность ВКТ и создавались новые профсоюзные организации.

3 июня забастовки охватили всю страну. Они проходили при соблюдении полного порядка: никакой порчи имущества, никакого саботажа. У ворот предприятий пикеты забастовщиков контролировали вход и выход. «Единый фронт социалистов и коммунистов профсоюзное единство, Народный фронт — таковы факторы, объясняющие размеры забастовок и быстроту их распространения» 92,— пишет французский историк-марксист Жак Шамбаз. Майско-июньские забастовки способствовали вовлечению в борьбу трудового крестьянства и мелкой буржуазии. Нередко с забастовщиками солидаризировалась и интеллигенция.

В условиях небывалой активности народных масс начались переговоры о создании нового правительства. Социалистической партии принадлежало право его формирования, ибо она располагала наибольшим числом мест в палате депутатов. Новое правительство, опиравшееся на Народный фронт, было сформировано 4 июня 1936 г. Премьер-министром стал Л. Блюм. В соответствии со своей теорией «исполнения власти» лидер С Ф И О четко определил и задачи нового кабинета: действовать в рамках существующего режима и не предпринимать каких-либо попыток проведения социальных преобразований или захвата власти9!. Министерские посты заняли социалисты, радикалы, представители Республиканско-социалистического союза. Коммунистическая партия, отказавшись участвовать в правительстве, заявила о своей готовности поддержива!Ь все его мероприятия, направленные на осуществление программы Народного фронта. Решение Политбюро ЦК Ф К П о неучастии коммунистов в правительстве было принято после тщательного обсуждения всех «за» и «против»

Мощный размах забастовочного движения заставил предпринимателей пойти на выполнение многих требований рабочих. Первый шаг сделала Всеобщая конфедерация французских предпринимателей. Через генерального секретаря «Комите де форж» Ламбер-Рибо она обратилась к главе правительства с просьбой организовать встречу с представителями ВКТ.

Предприниматели вынуждены были согласиться и на введение 40-часовой рабочей недели, на признание принципа коллективных договоров и предоставление оплачиваемых отпусков. Решительность и сплоченность рабочего класса впервые в истории профсоюзного движения во Франции заставили капиталистов в национальном масштабе принять требования рабочих синдикатов.

З а неделю с 7 по 14 июня число забастовщиков было самым многочисленным. Дело в том, что, когда многие предприниматели, несмотря на Матиньонское соглашение, отказались удовлетворить требования рабочих, забастовки вспыхнули с новой силой. Внушительным зрелищем стала традиционная демонстрация 14 июля, проходившая под знаком победы Народного фронта. В Париже вышли на улицы более 1 млн. человек. Они с энтузиазмом приветствовали М. 1 ореза, М. Кашена, Б. Фрашона, Л. Жуо, П. Ф ора и других руководителей организаций Народного фронта, шедших в одной из колонн, а на площади Нации поднявшихся на трибуну; здесь находился и Л. Блюм. В этой обстановке депутаты поспешили вотировать законы в духе программы Народного фронта. Законопроект об оплачиваемых двухнедельных отпусках был принят палатой единогласно; 571 голосом против 5 был одобрен проект закона о коллективных договорах, но введение 40-часовой рабочей недели было утверждено лишь 408 голосами против 160. Острую полемику в палате депутатов вызвало обсуждение в середине июля 1936 г. проекта закона об изменении и дополнении статуса Французского банка. Он прошел большинством в 430 голосов против 111. З а национализацию военной промышленности было подано 484 голоса, против — 85 95. Принятые палатой законы были серьезным успехом и завоеванием Народного фронта. Трудящиеся массы добились их принятия в упорной борьбе. И, несмотря на то что ряд требований программы Народного фронта не был осуществлен правительством Блюма, в целом победа блока левых партий на выборах привела к значительному улучшению жизни трудящихся. Кроме рабочих выиграли служащие, добившиеся отмены чрезвычайных декретов, которые ущемляли их интересы (а также интересы бывших фронтовиков), мелкие лавочники, для которых открылись благоприятные кредитные возможности, крестьяне, чьим интересам соответствовало введение твердых закупочных цен на пшеницу, и другие социальные слои. Однако в дальнейшем правительство Блюма начало мало-помалу уступать давлению предпринимателей, организовавших саботаж на производстве и «бегство капиталов» за границу. Предприниматели тормозили подписание коллективных договоров, а в октябре 1936 г. начали борьбу против 40-часовой рабочей недели. Невыполнение важных пунктов программы Народного фронта привело к ослаблению народной поддержки правительству и к усилению позиций реакции.

Не прошло и двух месяцев с момента принятия перечисленных мер в пользу рабочих, безработных, трудового крестьянства и мелкой буржуазии, как в стране была проведена первая девальвация франка. Она сильно ударила по трудящимся, ибо привела к росту розничных цен. Девальвация франка свела на нет часть завоеваний рабочего класса и трудящегося крестьянства. Хронический дефицит бюджета побуждал правительство вновь и вновь прибегать к займам, причем со все более высоким процентом. Быстро рос государственный долг. Выплаты по нему составляли 41% всех бюджетных расходов, в то время как расходы на просвещение равнялись лишь 6%, на социальное обеспечение — 7% 9fi. Бюджетные затруднения ловко использовались финансовой олигархией для создания паники, спекуляции против франка, вывоза капиталов из Франции. В результате биржевых махинаций и саботажа производства предпринимателями финансовое положение страны серьезно ухудшилось. Намеренно усугубляя трудности, крупная буржуазия пыталась в то же время возложить ответственность за них на Народный фронт. Н а деле сложившаяся ситуация была следствием невыполнения программы Народного фронта.

Весной 1937 г. наступило новое ухудшение финансового положения. Блюм потребовал от Национального собрания чрезвычайных полномочий. З а предоставление правительству права издать чрезвычайные декреты голосовало 346 членов палаты депутатов, против — 247. Н о в сенате этот законопроект 22 июня 1937 г. потерпел поражение. Вместо того чтобы вновь поставить данный вопрос в палате, как это позволяла французская конституция, обратиться к рабочему классу, ко всем трудящимся, опереться на Народный фронт, Блюм, как и Даладье в феврале 1934 г., подал в отставку. Новое правительство возглавил радикал Шотан. Перед лицом контрнаступления крупной буржуазии компартия заявила, что она готова «принять на себя ответственность участия в правительстве Народного фронта», но Шотан отказал коммунистам в этом. Предложение Ф К П оказалось невозможным воплотить в жизнь еще и потому, что массовая база Народного фронта в то время сильно сократилась. Кабинет Шотана был еще правительством, опиравшимся на Народный фронт. Н о он повел политику, означавшую отступление от программы Народного фронта. Министр финансов Ж орж Бонне, тесно связанный с биржевыми и банковскими кругами, подготовил бюджет на 1938 г., который предусматривал сокращение на 15,5% расходов на общественные работы, осуществление которых должно было способствовать укреплению экономического положения страны и ликвидации безработицы; намечалось увеличить косвенные налоги, ущемлявшие в первую очередь материальное положение трудящихся. Наоборот, прямые налоги, затрагивающие интересы капиталистов, несколько снижались. В бюджете Шотана — Бонне налоги покрывали 66% расходной части против 73%) в 1936 г., а это означало, что правительство вынуждено будет вновь прибегать к займам, к кабальной помощи крупного капитала97. Действуя в угоду финансовой олигархии, Бонне осуществил в июле 1937 г новую девальвацию франка, в результате чего его номинальная стоимость сократилась еще на 16,6%). В октябре 1937 г. ценность франка составляла 50% по сравнению с 1928 г. С мая 1936 г. по декабрь 1937 г. стоимость жизни в стране возросла на 40% 98. Политика правительства Шотана вызвала новую волну забастовок, сопровождавшихся захватом предприятий рабочими. Внутреннее положение резко обострилось также в связи с новой активизацией фашистских элементов. В марте 1937 г. фашисты, пользуясь покровительством властей, спровоцировали кровавое столкновение в рабочем предместье Парижа — Клиши. ВК Т призвала трудящихся объявить 18 марта всеобщую забастовку протеста; в ней приняло участие около 2 млн. человек. Н о фашистские молодчики не унимались. Осенью 1937 г. был раекрыт крупный заговор реакции. Ф а ­ шисты готовили государственный переворот, опираясь на поддержку крупных монополистических объединений и генерального штаба.

Политическая обстановка обострилась до крайности. Промышленники и банкиры расширяли саботаж производства, шантаж и спекуляции с целью ослабления франка, пытаясь прижать Народный фронт к «денежной стене». Они подрывали Народный фронт и изнутри, при помощи правых радикалов, старались оторвать мелкую буржуазию от союза с рабочим классом. Первое серьезное столкновение между партиями Народного фронта произошло еще в 1936 г. в связи с проблемами внешней политики. Правительственная декларация, представленная на рассмотрение парламента в июне 1936 г., обнаружила серьезный отход от той программы, которая принесла социалистам и радикалам успех на выборах. И хотя в заявлении правительства был упомянут принцип коллективной безопасности, первые его шаги свидетельствовали о том, что оно не собирается решительно преградить дорогу экспансии фашистских держав.

Французские рабочие во главе с коммунистической партией с первых же дней гражданской войны и интервенции в Испании выступили против блокады республики. В сентябре 1936 г. 300 тыс. металлистов Парижского района объявили забастовку протеста против саботажа предпринимателями коллективного договора и социального законодательства, а также против правительственного курса в отношении республиканской Испании. В принято» резолюции говорилось, что укрепление фашизма по ту сторону Пиренеев создает подлинную угрозу для безопасности Франции 107. Коммунистическая партия, говорил М. Торез, выступая в декабре 1936 г. в палате депутатов, никогд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: