конца 19 – первой трети 20 века




высшего профессионального образования

«Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

Е.М. БОЛДЫРЕВА

Материалы к изучению истории русской литературы

конца 19 – первой трети 20 века

Учебное пособие

Ярославль

 

 

Учебное пособие адресовано студентам дневного и заочного отделений факультета русской филологии и культуры.

В пособие включены методические материалы по курсу «Русская литература конца Х1Х – первой половины ХХ вв»: основные темы лекционного курса, планы практических занятий, экзаменационные вопросы, списки художественной, учебной и научной литературы по курсу, а также и комментарий основных теоретических понятий и философско-эстетических концепций, разработанных в первой половине ХХ века. В пособии содержатся примеры контрольных заданий для аудиторной и внеаудиторной работы.

Цель пособия:

- дать студентам знания о развитии русской литературы в первую половину ХХ века,

- сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской литературы ХХ века и целостное представление о литературном процессе данного периода,

- представить творчество наиболее крупных прозаиков, поэтов и драматургов эпохи, представляющих все многообразие литературного процесса первой половины ХХ века,

- развивать у студентов навыки филологического прочтения отдельных художественных произведений и в целом творчества поэтов и писателей, фиксировать в сознании студентов особенности трансформации ведущих литературных жанров, из языка и синтаксиса,когда осознается традиционное и новаторское в индивидуальном стиле,стиле направления или литературной школы,

- способствовать овладению студентами навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в области филологического знания,

- дать студентам представление об основных теоретических дефинициях,являющихся определяющими для понимания литературного процесса первой половины ХХ века.

 

Автор-составитель: доцент кафедры русской литературы ЯГПУ, доктор филологических наук Е.М.Болдырева

Рецензент: профессор кафедры русской литературы ЯГПУ, доктор филологических наук И.Ю.Лученецкая-Бурдина


 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

 

1-2. Литература рубежа 19-20 вв. как особая литературная эпоха. Проблема переоценки ценностей русской классической литературы в литературе рубежа веков. Героическая и трагическая концепции личности. Литературные направления. Периодизация. Понятия декадентства и модернизма.Социально-политический, культурно-исторический и философско-эстетический контекст литературы рубежа веков. Основные религиозно-философские объединения рубежа веков. Основные литературные кружки и группировки. Проблематика сборника “Вехи”. Новые тенденции в развитии русского искусства на рубеже веков (синтетизм, творческий универсализм, расширение контактов с мировой культурой). Основные направления развития русского литературоведения на рубеже веков.

3. Основные тенденции развития реализма на рубеже веков. Типология русского реализма рубежа веков. Натурализм, экспрессионизм и импрессионизм как стилевые «примеси» реалистической прозы рубежа веков (на материале творчества писателей-знаньевцев). Литературные явления сложной эстетической природы. Проблема неореализма на рубеже веков (на примере творчества Б.Зайцева, С.Сергеева-Ценского, А.Ремизова). Проблема натурализма в русской литературе рубежа веков. Неонатурализм М.Арцыбашева.

4-6. Творчество М.Горького. Идейно-художественные особенности творчества М.Горького 1890-х годов. Романтика и реализм в стиле Горького. Категория свободы в творчестве раннего Горького. Проблема метода раннего творчества Горького. Стилистические особенности ранних рассказов. «Философия босячества» в реалистических рассказах. Ницшеанство раннего Горького. Творчество Горького периода революционного подъема 900-х годов. Новый этап горьковского реализма: от рассказов к повестям. Начало драматургии: ученичество у Чехова и обретение нового героя. Компромисс между тенденцией и художественностью в произведениях периода первой русской революции. Диалектика личности и коллектива. «Мать» – прокламация, учебник или роман? Проблема насилия в романе. «Точка зрения» матери. Предвестия поисков «нового бога» в романе. Основные особенности драматургии Горького 1900-х годов: идеологическая конфронтация, сквозные лейтмотивы, афористичность, «музыкальность», интерьер как материализованное идеологическое противостояние, специфика горьковской пунктуации и т.д. Пьеса М.Горького «На дне»: проблематика, система персонажей, художественная структура. Проблемы интерпретации.

7. Творчество А.И.Куприна. Бытописательство и романтика – эстетические полюса стилистики Куприна. Типология персонажей. «Люди риска» в произведениях писателя. Особенности психологического реализма Куприна, диалектика активности и пассивности в «Поединке». «Трилогия» о любви. Стилевые контуры прозы А.Куприна.

8-10. Творчество И.А.Бунина. Основные мировоззренческие доминанты. Выразительные возможности бунинской лирики («шмель», «блеск» и «одиночество» как «опознавательные знаки» лирики Бунина). Проза И.Бунина 1890-1900-х гг. Художественные особенности бунинской новеллистики. Предметная изобразительность Бунина. Изображение русского национального характера в повестях И.Бунина о деревне («Деревня», «Суходол»). Модернистские принципы в творчестве И.Бунина (феноменологический принцип, новое понимание психологии, специфика повествовательной организации и др.). Ментальность Х1Х и ХХ века в художественном сознании писателя. Идея «живой жизни» в творчестве писателя. «Вечные» темы в прозе Бунина. Категория памяти в художественном мире Бунина. Творчество И.Бунина в эмиграции («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»).

11. Эволюция творчества Л.Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода. «Бездны» глобальных идей и философские эксперименты в прозе Андреева. «Чеховское» и «кафкианское» в рассказах Андреева. Экспрессионистская стилистика в творчестве Л.Андреева.

12. Русский символизм: основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации символизма (старшие и младшие, московские и петербургские символисты, неоромантики и неоклассицисты). Философские предпосылки символизма. Статус слова в символизме. Категории «символа» и «музыки» в эстетике символизма. Основные символистские издания.

13-15. Поэтические индивидуальности старших символистов. Лирика К.Бальмонта: поза «стихийного гения», интенсивность лирических переживаний, многоликость лирического героя, поэтика «мгновения», импрессионистская стилистика в творчестве Бальмонта. Поэтический мир Ф.Сологуба: «неподвижный талант», эстетизация смерти, основные мифологемы в художественном мире Сологуба («звезда Маир», «тайный сад», «творимая легенда»). Эволюция творчества В.Брюсова. Брюсов как лидер символизма. Концепция истории в творчестве Брюсова. Неоклассицизм В.Брюсова. Художественные особенности лирики И.Анненского: категория страдания в поэтическом сознании Анненского, «лирическая тоска», «вещный мир» поэзии Анненского.

16-17. Эстетическая система младосимволизма: концепции теургичности, соборности, «объективации теургического томления», «верности вещам»; цветовая и числовая символика. Творчество Вяч.Иванова: «человек – вьючное животное культуры». Художественные особенности поэзии Андрея Белого. Жанр симфонии в творчестве Белого. Эволюция творчества Белого (от «Золота в лазури» к «Пеплу»). Некрасовские традиции в сборнике «Пепел».

18-19. «Трилогия вочеловечения» А.Блока. Идея пути в его поэтическом сознании. Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Идеи «музыки, «стихии» и «крушения гуманизма» в поэтическом сознании Блока. Русская тема в творчестве поэта. Проблематика и поэтика поэмы А.Блока «Двенадцать». Проблема интерпретации финала поэмы. Поэтика Блока.

20. Символистская проза: Д.Мережковский «Христос и Антихрист», Ф.Сологуб «Мелкий бес», А.Белый «Петербург», В.Брюсов «Огненный ангел».

21-24. Эстетика и творческая практика русского акмеизма. История организационного оформления русского акмеизма. Акмеисты как наследники символистов. Основные акмеистические манифесты. Адамизм М.Зенкевича и В.Нарбута. Слово в поэзии акмеистов. «Тоска по мировой культуре». «Цех поэтов». «Кларизм» М.Кузмина: многоликость и артистизм, культурные реминисценции, стилизаторство, творческий универсализм, эстетизация «милых мелочей». Поэтический стиль О.Мандельштама: мнимая «материальность» раннего творчества, диалог культур, поэтика ассоциаций, концепция времени, статус слова в художественном мире Мандельштама. Эволюция творчества Н.Гумилева: лирический герой, основные поэтические сборники, декоративность и экзотика, экзистенциальные мотивы в поздней лирике, «возвращение» (блудного сына к отцу, Адама – в Эдем, Земли – в Сверхмир) как основная мифологема в творчестве Гумилева. Творчество А.Ахматовой: основные мотивы дооктябрьской лирики, новый язык любовной лирики, своеобразие стиля: изображение психологического состояния через цепь внешних деталей, приоритет предметной точности над лирической медитацией, художественная деталь в лирике Ахматовой, использование диалогичных форм, законченность и точность поэтических формулировок.

25-26. Теория и практика русского футуризма. История становления течения, основные группировки. Эстетика творческого поведения в поэтике футуристов. Соотношение понятий «футуризм», «модернизм» и «авангард». Основные манифесты футуристов. Концепция времени в эстетике футуристов. Неоязыческая концепция человека. Футуризм и живопись авангарда. «Канон сдвинутой конструкции» в творчестве футуристов, лексические, словообразовательные, фонетические и синтаксические «смещения». Творчество поэтов «Гилеи» (Д. и Н. Бурлюки, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых, Б.Лившиц). Эгофутуризм и творчество И.Северянина. «Освобождение слова», «магия чисел», «космический язык» будущего в творчестве В.Хлебникова. Жанр «сверхпоэмы».

27. Поэты, не связанные с определенными литературными направлениями: М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева. Поэтическая индивидуальность М.Цветаевой. Особенности поэтического языка: паронимическая аттракция, создание окказиональных значений слова, синтаксические и ритмические «сбои» как художественный прием, риторическая насыщенность поэтического синтаксиса, суггестивность стиха.

28. Русская литература 1920-х гг. как особая литературная эпоха. Основные мировоззренческие, эстетические и этические доминанты культуры 20-х гг. 20-е гг. и «серебряный век» русской литературы. Особый характер полифонизма литературной жизни. Переосмысление традиционных мировоззренческих оппозиций. Категория синтетизма. Литературный быт и литературная борьба эпохи.

29 – 33. Основные литературные группировки 1920-х годов. Эстетика и поэтика русского имажинизма. Эстетика и поэтика русского литературного конструктивизма: принцип грузофикации, локальный прием, смыслообразующая рифма и т.д. «Серапионовы братья»: важнейшие эстетические принципы, особенности поэтики, творческие индивидуальности. «Литературные проекты» В.Каверина и Вс.Иванова.

34. Творчество Е.Замятина: «Новый реализм» и «синтетизм» в творческих исканиях писателя. Категория энтропии и принципы построения антиэнтропийного текста. Стилевой синтез и лейтмотивная структура текста.

35. Роман Е.Замятина «Мы»: проблематика, система персонажей, художественная структура. «Мы» как неомифологический роман. «Мы» как авторефлексивный текст. Интертекстуальные аспекты романа.

36. Творчество М.Булгакова Стилевые координаты прозы М.Булгакова. Художественное своеобразие произведений М.Булгакова 1920-х годов (на примере 2-3 произведений).

Драматургия М.Булгакова. Булгаков и театр 20 века. Анализ одной из пьес (по выбору).

«Мастер и Маргарита» М.Булгакова как роман-миф. Художественная структура романа. Литературные реминисценции и аллюзии в романе.

37. Творчество А.Платонова Художественный язык А.Платонова. Анализ стилевого своеобразия прозы А.Платонова. «Котлован» А.Платонова: структура хронотопа, система персонажей, художественный язык. Философская проблематика произведения.

38. Неклассические способы повествования: орнаментальная проза. «Орнаментальная проза»: образный строй, художественная структура, поэтический язык. Категории лейтмотивности, эквивалентности, мифического мышления в орнаментальной прозе. Орнаментальность и событийность.

39. Роман Б Пильняка «Голый год»: проблематика, поэтика, художественная структура текста. Идея «скрещенья» в романе. Импрессионистические тенденции в повествовательной организации произведения.

40. Неклассические способы повествования: сказ в литературе 1920-х гг. Поэтика сказа в русской прозе 1920-х гг. Основные пути развития сказа. Рассказы М.Зощенко. Обвинительно-ортодоксальная, оправдательная «эзоповская», академическая формалистская, культурно-историческая и психоаналитическая трактовки творчества М.Зощенко. «Поэтика недоверия» в творчестве М.Зощенко. Реинтерпретация ранних рассказов сквозь призму поздней автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца».

41. Творчество группы ОБЭРИУ ОБЭРИУ: история организационного становления, важнейшие аспекты поэтики, художественный язык (цисфинитная логика, принцип релятивности, речевые аномалии и орфографические девиации). Категории поэтической индивидуальности и поэтика абсурда в творчестве обэриутов. Система причинно-следственных связей.

Основные тенденции в русской поэзии 1920-х гг. Поэтическое творчество Б.Пастернака. Основные поэтические сборники. Стилевая индивидуальность поэта.Творчество С.Есенина: лирический герой, образная система, поэтическая индивидуальность. Творческая эволюция поэта. «О гении, злодействе и бабе во всероссийском масштабе» (А. Жолковский): литературоведческие мифы о Маяковском, основные варианты интерпретации творчества поэта, инвариантные черты художественного мира Маяковского.

42. Формальные поиски и творческие открытия Маяковского. Отражение трагических противоречий эпохи в поэзии А.Ахматовой и О.Мандельштама. Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».

43. Основные тенденции в прозе 1920-х гг. «Нейтральное письмо» Л.Добычина. Творчество С.Кржижановского: принципы сюжетосложения, пространственно-временные эксперименты, интертекстуальные аспекты. «Многослойность» художественной прозы К.Вагинова: неомифологический и интертекстуальный аспекты романов, пародирование литературных концепций 20-х гг., тип «романа с ключом».

44. Литература 1930-х гг. как особая литературная эпоха. Социалистический реализм как историко-культурный феномен. Литературная ситуация 30-х годов. Утверждение монистической концепции литературы (постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», разгром школы Переверзева, дискуссии о мировоззрении и творчестве, о формализме, о языке, 1 съезд советских писателей).

45. Основные параметры культурной модели социалистического реализма: Устав Союза советских писателей, синтетический характер, «формовка» советского писателя, «смерть автора», статус языка и реципиента. «Классицистская» и «сентименталистская» составляющие соцреалистической модели.

46. Жанровый арсенал соцреализма. Основные жанры в русской прозе 30-х годов (производственный роман, роман о коллективизации, «роман воспитания»). Историческая проза 30-х годов. Основные принципы исторического моделирования. Переакцентуация формулы «Правитель – Народные массы – Историческая закономерность». Анализ одного из исторических романов О.Форш, В.Шишкова, А.Чапыгина, В.Яна, Ю.Тынянова и др. (по выбору). Концепции гражданской войны в русской прозе 20 – 30-х гг. (на материале творчества М.Шолохова, А.Фадеева, Б.Лавренева, Н.Островского, И.Бабеля, М.Булгакова, Вс.Иванова, А.Серафимовича). Детская литература 30-х годов как экспериментальная лаборатория русской литературы ХХ века.. Поэтика подставных проблем.

47. Русская драматургия 30-х годов. Творчество К.Тренева, Б.Лавренева, А.Афиногенова, А.Арбузова, С.Третьякова, Н.Погодина и др.

48. Советская поэзия 1930-х гг. Советская поэзия 30-х годов: призыв ударников в литературу, основные темы, Феномен массовой песни в литературе 30-х годов: утверждение материнского архетипа, структура хронотопа, фольклорные традиции.

49. Творчество М.Шолохова Жизнь и творчество М.А.Шолохова: основные этапы, биографические мифы, основные литературоведческие работы о Шолохове. Проблема авторства «Тихого Дона»: историко-литературный контекст возникновения «версии» о плагиате, основные аргументы шолоховедов (исследование скандинавских ученых, книга Г.Ермолаева, публикация Л.Колодным рукописей и др.) и антишолоховедов (книга «Стремя Тихого Дона» с предисловием Солженицына, лингвистические опровержения скандинавской работы, анализ рукописей А. и В. Макаровыми, исследование М.Мезенцева). Роман М.Шолохова «Тихий Дон»: жанровый синтетизм, система персонажей, философия природы, язык и стиль, интертекстуальные аспекты романа («Одиссея казачьего Гамлета»). Современные интерпретации романа М.Шолохова «Поднятая целина»: причины создания, переосмысление системы персонажей, интертекстуальные аспекты романа. Второй том «Поднятой целины» как «болевая точка» шолоховедения.

50. Творчество А.Н.Толстого Трилогия А.Н.Толстого «Хождение по мукам»: своеобразие жанра, принципы изображения персонажей, теория «речевого жеста», художественный язык.

Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»: авторская концепция истории, проблемы “личности и государства”, “народа и власти”; система персонажей романа; сюжетно–композиционная организация; предметная детализация и художественный язык.

51. Основные тенденции литературы периода Великой Отечественной войны. Литература периода войны: милитарный дискурс и «социобаллистика власти», машина войны: черное и белое, батальонная живопись власти: палачи и жертвы, апология ненависти. Жанры литературы периода войны как закрепление архетипов массового сознания (жанры присяги, клятвы), система пространственных мотивов, апелляция к русской истории, синтез революционно-интернациональной и традиционной национальной парадигм, национал-патриотический вектор военной литературы.

 

 

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПО КУРСУ

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

 

 

1. Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Дед Архип и Ленька. Емельян Пиляй. На дне. Мещане. Враги. Сб. «По Руси»: Рождение человека. Женщина. Страсти-мордасти. Детство. В людях. Мать.

2. Куприн А. Болото. В цирке. Белый пудель. Изумруд. Лолли. Олеся. Поединок. Гранатовый браслет. Гамбринус. Штабс-капитан Рыбников. Молох. Суламифь. Яма.

3. Бунин И. Лирика. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Сны Чанга. Окаянные дни. Чистый понедельник. Холодная осень. Грамматика любви. Митина любовь. Жизнь Арсеньева.

4. Андреев Л. Петька на даче. Ангелочек. Баргамот и Гараська. Большой шлем. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Жизнь человека. Савва.

5. Арцыбашев М. Санин. У последней черты.

6. Гарин-Михайловский Н. Детство Темы. Гимназисты.

7. Вересаев В. К жизни. Без дороги. На повороте. Поветрие.

8. Серафимович А. На льдине. У обрыва. Пески. Город в степи.

9. Сергеев-Ценский С. Бабаев. Печаль полей.

10. Зайцев Б. В дороге. Тихие зори. Сон. Голубая звезда.

11. Шмелев И. Человек из ресторана. Лето Господне.

12. Ремизов А. Крестовые сестры. Пруд. Неуемный бубен.

13. Блок А. Лирика. Пьесы: Балаганчик, Незнакомка. Поэмы: Возмездие, Соловьиный сад, Двенадцать.

 

Пролетарская поэзия. По два стихотворения любых трех авторов (Г.Кржижановский, Л.Радин, Е.Нечаев, А.Богданов, Ф.Шкулев, А.Гмырев и др.) по любой из хрестоматий или антологий.

Лирика Д.Мережковского, З.Гиппиус, Ф.Сологуба, И.Анненского, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока, В.Иванова, Н.Гумилева, О.Мандельштама, М.Кузмина, А.Ахматовой, В.Нарбута, М.Волошина, В.Хлебникова, И.Северянина, В.Ходасевича, М.Цветаевой, В.Маяковского.

 

2-3 романа русских символистов: Д.Мережковского (трилогия «Христос и Антихрист»), А.Белого («Котик Летаев», «Петербург», «Серебряный голубь»), Ф. Сологуба (Мелкий бес», «Творимая легенда», «Заклинательница змей», «Тяжелые сны»), В.Брюсова («Огненный ангел», «Юпитер поверженный», «Алтарь победы») – по выбору.

 

Литературная критика (обязательный минимум)[1]

1. Ленин В.И. О «Вехах», Памяти Герцена.

2. Плеханов Г.В. К психологии рабочего движения (Максим Горький «Враги»).

3. Воровский В.В. В ночь после битвы. Из истории новейшего романа (Горький, Куприн, Андреев).

4. Горький М. Заметки о мещанстве.

5. Михайловский Н.К. О г. Максиме Горьком и его героях.

6. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы.

7. Соловьев В.С. Общий смысл искусства.

8. Брюсов В.Я. Ключи тайн.

9. Андрей Белый. Символизм как миропонимание.

10. Наследие символизма и акмеизм (литературный манифест акмеизма).

11. Пощечина общественному вкусу (литературный манифест футуризма)

 

Русская литература Х1Х века в исследованиях поэтов рубежа веков

 

1. Д.С.Мережковский. «Толстой и Достоевский», «Вечные спутники», «Гоголь и черт», «М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества».

2. И.Ф.Анненский. «Символы красоты у русских писателей», «Юмор Лермонтова», «Проблема гоголевского юмора», «Достоевский до катастрофы», «Умирающий Тургенев», «Драма настроения: «Три сестры»», «Эстетика «Мертвых душ» и ее наследье».

3. А.Белый. Статьи из книги «Луг зеленый».

4. В.Брюсов. Статьи из книги «Далекие и близкие».

5. В.Ходасевич. Статьи из цикла «От Державина до Чехова».

6. В.Иванов. «Лев Толстой и культура», «Достоевский и роман-трагедия», «Лик и личины России».

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО КУРСУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

20-40 ГОДОВ. ХХ ВЕКА»

 

1. Афиногенов А. Страх. Ложь. Машенька.

2. Ахматова А. Стихотворные циклы: «Подорожник»,«Anno Domini», «Тростник», «Седьмая книга»; поэмы: «Поэма без героя», «Реквием».

3. Бабель И. Конармия, «Одесские рассказы».

4. Булгаков М. Записки юного врача. Собачье сердце. Театральный роман. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Мастер и Маргарита».

5. Вагинов К. Труды и дни Свистонова.

6. Веселый А. Россия, кровью умытая.

7. Вишневский В. Оптимистическая трагедия.

8. Гладков Ф. Цемент

9. Горбатов Б. Непокоренные.

10. Горький М. «Несвоевременные мысли»; «Дело Артамоновых», «Жизнь

11. Клима Самгина», «Рассказы 1922-1924 годов»; «Егор Булычев и другие».

12. Добычин Л. Сборник рассказов «Встречи с Лиз». Город N.

13. Есенин С. Стихотворные циклы: «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», поэмы: «Анна Снегина», «Поэма о 36», «Черный человек», «Русь», «Небесный барабанщик», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая»; драмы: «Пугачев», «Страна негодяев»; проза: «Яр».

14. Замятин Е. Уездное. Пещера. Наводнение. Мамай. Мы.

15. Зощенко М. Голубая книга. «Перед восходом солнца».

16. Иванов Вс. Цветные ветра или Партизанские повести.

17. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

18. Катаев В. Время, вперед!

19. Корнейчук А. Фронт.

20. Кржижановский С. Клуб убийц букв. Собиратель щелей. Возвращение Мюнхгаузена.

21. Леонов Л. «Барсуки», «Соть», «Золотая карета», «Русский лес», «Нашествие».

22. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.

23. Маяковский В. «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», «150000000», «Люблю», «Про это», «Хорошо»; «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Баня»; стихотворения.

24. Малышкин А. Падение Даира.

25. Мандельштам О. Стихотворные циклы: «Новые стихи», «Воронежские тетради», «Стихотворения 1921-1925 годов», «Стихотворения 1930-1937 годов», «Стихи разных лет»; проза: «Шум времени», «Египетская марка».

26. Олеша Ю. Зависть. Вишневая косточка. Лиомпа.

27. Островский Н.А. Как закалялась сталь.

28. Пастернак Б. Стихотворные циклы: «Начальная проза», «Поверх барьеров», «Темы и вариации», «Сестра моя – жизнь», «Смешанные стихотворения», «Эпические мотивы», «Второе рождение»; поэмы: «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» (на выбор).

29. Пильняк.Б. Голый год.

30. Платонов А. Котлован. Сокровенный человек. Афродита. Фро. «Чевенгур», «Котлован»,

31. Погодин Н. Человек с ружьем.

32. Пришвин М. «В краю непуганых птиц», «Мирская чаша», «Кащеева цепь», «Кладовая солнца».

33. Серафимович А. Железный поток. Город в степи.

34. Симонов К. Русские люди.

35. Толстой А. Аэлита или Гиперболоид инженера Гарина. Хождение по мукам. Петр I.

36. Тренев К. Любовь Яровая.

37. Тынянов Ю. «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин» (на выбор).

38. Фадеев А. Разгром. Молодая гвардия.

39. Хармс Д. «Елизавета БАМ», рассказы, стихотворения.

40. Шагинян М. Гидроцентраль.

41. Шишков В. Емельян Пугачев.

42. Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

43. Ян В. Чингиз-хан.

 

 

Поэзия: Н.Олейников, А.Введенский, Н.Заболоцкий, М.Исаковский, П.Васильев, Я.Смеляков, А.Твардовский, А.Прокофьев, А.Сурков, П.Антокольский, И.Сельвинский, М.Алигер, В.Инбер, Н.Тихонов, М.Светлов, О.Берггольц.

 

 

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА 19 – НАЧАЛА ХХ ВВ,

 

 

Адамизм –одно из названий акмеизма, означающее проповедь здорового мироощущения, необходимость заново открыть для себя окружающий мир, взглянув на него глазами первого человека на земле – Адама. Некоторые исследователи называли адамизмом особое, натуралистическое крыло акмеизма, развивающееся в творчестве В.Нарбута и М.Зенкевича, призывающих снять с человека наслоения тысячелетних культур, акцентировать его первобытно-звериное начало, воспеть человека не как царя природы, а тот уровень биологического бытия, на котором слоны, тигры, мастодонты и люди схожи. Так, в поэме М.Зенкевича «Человек» утверждается, что «мудр слизняк, в спираль согнутый», «много тайн плетет паук», а человек разрывает свои кровавые узы с землей, и природа «сметет его», как «недоношенный кровавый плод».

Акмеизм – (от греч. akme — высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в “кружке молодых”, поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской по­этической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм сим­волистских теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объ­единение — "Цех поэтов". Название кружка указывало на отношение участни­ков к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. "Цех" был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Руководителями "Цеха" стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстети­чески более сплоченная группа акмеистов. Ими стали Н.Гумилев, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич и В.Нарбут. Другие участники "Цеха" (среди них Г.Адамович, Г.Иванов, М.Лозинский и др.), не являясь пра­воверными акмеистами, составляли периферию течения.

Аргонавтизм – понятие, связанное с эстетикой младосимволизма и восходящее к названию кружка Андрея Белого «Аргонавты»; Соловьевские идеи одухотворения действительной жизни, взгляд на историю как на гибель и возрождение личности и ее нравственное преображение в религиозном чувстве, в движении к созданию вселенского духовного организма на основе воплощения абсолютной красоты легли в основу эстетической системы кружка. Аргонавтизм это не идеология и не кодекс правил, а импульс отталкивания от старого быта, отплытие в море исканий, в поход за Золотым руном грядущей эры. Аргонавты – не только люди, участвующие в создании мифа, но и те, кто даже не подозревает о подобной возможности. “Я хочу стать аргонавтом, – писал Белый – и не только я. Многие хотят. Они не знают, но это – так”. “Золотое Руно” было замыслено как подготовка к полетам космических кораблей. Аргонавты образуют Междупланетное общество путей Сообщения во главе с В.Соловьевым – Великим магистром – и ведут общение на особом, только им одним известном языке – аргонавтическом жаргоне. В обществе не существовало единого мировоззрения: поэт и критик Эллис (Лев Кобылинский) мечтал о жизни, построенной на всеобщем параллелизме, художник В. Владимиров – о новых формах искусства, о новом восстании народного мифа, медик Н.Малафеев – о новой крестьянской общине.

А realibus ad realiora – принцип символистского мировосприятия, выдвинутый Вяч.Ивановым, буквально означающий «от реального к реальнейшему». Согласно этому лозунгу, цель символистов – осознать, что реальное – лишь неизбежная оболочка иного мира, но, поскольку иной реальности не дано, то необходимо найти в земной реальности «сигналы» иных миров, обнаружить соответствия между высшим «вечным» и земным миром, проявления бесконечного в конечном.

Ассоциация эгофутуристов – одна из четырех основных группировок русских футуристов (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов и др.). Проповедовала культ своего «я» и эгоизм как единственно верную жизненную интуицию.

Башня – квартира Вячеслава Иванова, называемая петербуржцами «башней Иванова», поскольку она находилась в выступе огромного здания на Таврической, нависавшем над Государственной думой. Зимой 1905 – 1906 гг., по средам, в «башне» собирался весь «цвет» культурного Петербурга (И.Анненский, Ф.Сологуб, В.Брюсов, А.Белый, В.Хлебников и др.), обсуждались различные темы («Романтизм и современная душа», «Индивидуализм и новое искусство», «Религия и мистика»), звучали стихи, музыка, научные доклады, хозяин Вячеслав Иванов давал разбор прочитанным стихотворениям.

Богостроительство – религиозно-философская концепция, возникшая в начале ХХ века и пропагандировавшаяся молодым А.Луначарским. Апеллируя к повести М.Горького «Исповедь», богостроители утверждали, что вера – это могучее человеческое творчество и бог может быть создан самими людьми, сплотившимися в едином коллективе.

Бродячая собака – литературно-артистическое кабаре (официальное название – «Художественное общество Интимного театра») в Петербурге, на углу Михайловской площади, в подвале дома №5, где в 1912 – 1914 гг. собирались художники и поэты (символисты К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок, футуристы (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, особое положение в «Бродячей собаке» занимали акмеисты А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.Иванов, Н.Гумилев, М.Кузмин). В программе «Бродячей собаки» – лекции, литературные вечера, музыкальные «понедельники» и др. У истоков создания кабаре стояли Б.Пронин, А.Толстой, В.Мейерхольд, оформление кабачка произвели С.Судейкин и Н.Кульбин. Помещение было весьма своеобразно: расставленные по залу столики, сцена, соединенная лестницей со зрительным залом и способствовавшая слиянию актеров с публикой. Публика разделялась на две категории: «Друзья «Собаки» – поэты, художники, музыканты, артисты и «Фармацевты» – люди, посторонние искусству. «Бродячая собака» имела свою летопись в виде книги, переплетенной в свиную кожу, которая лежала при входе, чтобы посетители вносили туда свои имена, поэтические экспромты, зарисовки и др.

Верности вещам принцип – важное положение эстетики младосимволистов, провозглашенное В.Ивановым. Выдвинутый им принцип a realibus ad realiora не означает только прорыва сквозь земную реальность к сверхреальному миру, в этой формуле акцентируется именно важность реального мира вещей. Истинный символизм чуждается абстракций, истинный символист должен изображать земное – но так, чтобы увидеть в единичном фокус абсолютного, прозреть вечное в предметном образе, великое – в малом. Если небесное – это бесплотная духовная сущность, то земное – это сущность явленная, материализованная, и только земная реальность непосредственно нам дана. Поэтому задача подлинного символиста – не превратить символ в пустой знак, в иероглиф, потерявший собственный внутренний смысл, а выявить реальное явление, раскрытое навстречу высшему миру; не отбросить «земной» предмет, а использовать его как призму, смотря сквозь которую поэт увидит иную, подлинную реальность.

Вечная Женственность – ключевое понятие младосимволистской эстетики, разработанное в трудах философа Владимира Соловьева на основе понятия Софии. София для Соловьева – это и Ветхозаветная Премудрость, и платоновская идея Мудрости. Каноническая икона Софии изображает Жену, восседающую на престоле с атрибутами державы. Соловьев пользуется разными гностическими наименованиями Софии: Дева Радужных Ворот, Мировая Душа, Вечная Женственность (Александр Блок станет называть Ее Прекрасной Дамой, а Андрей Белый – Женой, Облаченной в Солнце). “Вечная Женственность” некогда явится в мир, одухотворит его и уничтожит зло – отсюда мотивы ожидания близящихся перемен, преображений природы и человека. Однако эту мистическую Женственность постепенно сменили многочисленные сниженные или кощунственные воплощения Софии: у Вяч.Иванова это античная Менада, сведенная с ума богом, у Блока – Незнакомка, падшая женщина из мира петербургских ресторанов, у Белого в «Серебряном голубе» – крестьянка-колдунья Матрена.

Гилея – наиболее «левая» из русских футуристических группировок. Участники группы (В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, Б.Лившиц, В.Каменский, А.Крученых, Е.Гуро) называли себя также «будетляне», «кубофутуристы» и др. Основные сборники – «Садок судей I», «Садок судей II», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.

Декадентство – особый тип сознания, определенная форма умонастроения, возникающая, как правило, в кризисные, рубежные эпохи. Декадентство выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, это неприятие окружающего мира, разочарование в возможностях общественного переустройства, рафинированная утонченность, безнадежность, пессимизм, апокалиптические настроения. Декадентство – не литературное направление и не категория стиля, это определенный взгляд на мир и отношение к человеку.

Живая жизнь – популярная на рубеже веков теория, выдвинутая В.Вересаевым и ставшая названием для одного из его произведений. Жить живой жизнью – значит следовать природе, проникнуться чувством неисчерпаемой самоценности бытия. Ценность жизни – в ней самой, вопрос о смысле жизни лишен смысла и отравляет жизнь. Эта концепция нашла отражение в рассказах Бунина «Чаша жизни», «Божье древо», «Братья», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско».

Жизнетворчество – особый принцип жизненного поведения, свойственный людям искусства «серебряного века», когда жизнь и творчество воспринимаются как нечто неразделимое, искусство возвышается до степени всемирного и превращается в высокую «игру», переносимую в жизнь, которая в свою очередь начинает выстраиваться по законам искусства, превращаясь в особую мифологизированную действительность.

«Звездный язык» – особый «мировой язык», «азбука ума», разработанная В.Хлебниковым, пытавшимся создать язык понятий из «единиц ума». Каждому начальному звуку, управляющему словом, Хлебников приписывал круг определенных значений: если собрать все слова с первым звуком «Ч» (чаша, череп, чан, чулок), то общее значение, которое есть у этих слов, и будет значением «Ч»; все эти слова означают «тело в оболочке», следовательно «Ч»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: