Организация работы любительского хореографического коллектива




Хореографический коллектив – это группа людей, объединенных общими целями и задачами в которой реализуется совокупность педагогической и художественно-исполнительской деятельности.

Создавая танцевальный коллектив, руководителю необходимо провести большую организационную работу: подготовить помещение для занятий, провести набор участников, создать необходимую материальную базу и.т.д. Когда учреждение культуры (клуба, ДК и.т.д.) уже выбрало руководителя будущего любительского хореографического коллектива начинается работа по его созданию, которая включает ряд важных этапов.

Для занятий необходим хореографический класс, оборудованный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специализированным помещениям для данного вида деятельности и смежные дополнительные помещения, такие, как раздевалки, туалетная комната, душевая, медицинская комната. Эти требования представлены в нормативно-правовых документах Сан Пин и СНиП (они находятся в ведении Роспотребнадзора), а так же соответствовать нормативам противопожарной безопасности, которые так же регламентированы. Помещение, удобное для занятий и репетиций, должно быть рассчитано с учетом допустимой заполняемости класса определенным количеством учащихся, соответствовать требованиям системы воздухообмена (вентиляции), освещения (естественного и искусственного), оборудовано станками. Это круглые деревянные палки, с металлическим стержнем внутри, 7-10 см. в диаметре, которые крепят на металлических кронштейнах к стене, на высоте 90, 110 см. от пола (профессиональные параметры), однако часто с учетом того, что заниматься будут преимущественно дети – крепят на высоту 85 и 100 см нижнюю и верхнюю палки соотвественно. Класс рекомендуется оснастить зеркалами, хотя бы одну из стен, тогда каждый участник сможет проверить правильность исполнения движений. Не менее важным является вопрос организации напольного покрытия, которое должно быть амортизирующим. Системы для танцевальных полов предполагают многослойную основу, позволяющую уменьшать компрессионную избыточную нагрузку на позвоночник во время интенсивных занятий учащихся. Кроме того пол должен делаться с учетом тех направлений хореографии, по которым в классе будут проходить занятия. Он может быть деревянным, укрыт профессиональным танцевальным линолеумом, паркетом. Не допускается в качестве основания танцевального пола бетонная стяжка без амортизирующего слоя или кафель/плитка. Не желателен ламинат, поскольку он очень скользкий и является травмоопасным.

Когда подготовлена материальная база, руководитель должен сделать набор будущих участников. Это можно сделать через объявление, радио, телевидение, в которых точно указан возраст участников, направленность коллектива, дни приема и занятий. Одним из вариантов привлечения участников является посещение школ, детских садов с беседами о полезности занятий танцами. Набирая будущий состав, руководитель должен проверить наличие необходимых для танцев данных: внешние, физические данные, музыкальность, слух, ритм, выворотность, пластичность. В случае приема в танцевальный коллектив будущий воспитанник (его родители) предоставляет справку о допуске к занятиям и отсутствии противопоказаний.

Принимаются совершенно здоровые дети с пропорциональным телосложением и хорошим физическим развитием.

Существует два типа сложения тела – долихоморфный и брахоморфный: Долихоморфный - астенический тип – характеризуется высоким или выше среднего ростом, коротким туловищем и длинными ногами, малой окружностью грудной клетки, средними или узкими плечами, малым углом наклона таза и походкой с развернутыми ногами. Брахоморфный тип - средний рост, или ниже среднего, длинное туловище, ноги короткие, большая окружность грудной клетки, походка с внутрь повернутыми ногами. Отсюда видно, что долихоморфный тип подходит к эталону балетной формы. Правильное телосложение - это фундамент успешного обучения хореографии, так как оно с наименьшей затратой физических сил переносит нагрузки.

В процессе отбора определяются такие функциональные профессиональные данные как выворотность, шаг, подъем, гибкость, прыжок, координация.

Выворотность ног – это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе кнаружи. Выворотность зависит от свободной подвижности бедра в тазобедренном суставе, которая обеспечивается эластичностью связочно-мышечного аппарата таза и бедра, небольшой глубиной вертлужной впадины и ее направленностью, углом между шейкой и телом бедренной кости. Выворотность проверяют по 1 позиции, стоя и в глубоком плие. Следует проверять как активную, так и пассивную выворотность, т.е. степень запаса для дальнейшего ее развития в процессе обучения.

Подъем – это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами. Очень редко встречается «профнепригодная стопа», когда при подошвенном сгибании (более привычный для нас термин – вытянуть подъем) стопа и голень не образуют ровную линию. Если ребенок здоров, то за счет ряда корригирующих упражнений это можно исправить, т.е. разработать подъем. Данный вопрос требует глубоких знаний от руководителя в отношении будущего воспитанника.

Гибкость – общая мобильность суставов. В процессе отбора оценивается «специальная гибкость». В частности: гибкость позвоночника. Будущему участнику предлагается сделать перегиб корпуса назад, не сгибая коленей и не поднимая плеч. Перегиб корпуса назад исполняется за счет поясничных позвонков.

Шаг выявляет степень подвижности в обоих тазобедренных суставах. Величина шага зависит также от степени подвижности позвоночного столба, от эластичности задней группы мышц бедра, угла между шейкой и телом бедренной кости. Критерием величины шага является угол поднятой ноги – не ниже 90 для мальчиков и выше 90 для девочек.

Прыжок – способность высоко оторваться от пола, величина прыжка зависит от подвижности коленного, тазобедренного и голеностопного суставов, а также от функциональных особенностей мышц. Сначала проверяют трамплинный прыжок, когда в основном работают суставы стопы и пальцев ног, затем прыжок с demi plie. Следует обращать внимание на мягкость приземления, что характеризует эластичность трех главой мышцы голени и ахиллова сухожилия.

Так же оцениваются музыкальность (чувство ритма) – способность выделять музыкальные доли и пульсацию. Для этого учащиеся прохлопывают или протопывают предложенный ритмический рисунок.

При приеме в хореографический коллектив важным фактором является его направленность. Если это коллектив, ориентированный на исполнение произведений классического танца, физические данные учитываются строго. Если же коллектив будет ориентирован на исполнение номеров народного, эстрадного и современного танца, то требования к физическим данным учитываются как дополнительные. Основное требование – желание учащегося заниматься. Многие из физических параметров в процессе занятий развиваются в значительной степени. Это следует учитывать в процессе отбора.

При отборе участников необходимо большое вниманию уделять эмоциональному состоянию и темпераменту ребенка. Темперамент – это возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям. Сангвиник – сильный тип – общительный, подвижный, жизнерадостный человек. Легко ориентируется в окружающей обстановке Ребенок такого типа разучивает движения легко, выполняет их уверенно и может быстро их переучить. Однообразная работа его тяготит. Холерик – безудержный тип – обладает большой возбудимостью, суетливостью, плохо себя сдерживает, резок, решителен, движения разучивает быстро, но ошибки в движениях исправляет медленно. Флегматик – спокойный тип – необщителен, мало подвижен, спокойно реагирует на раздражители. Задания разучивает долго, приняв решение, выполняет его до конца. Это труженик. Меланхолик – слабый тип - сильные раздражители вызывают оборонительную реакцию, малообщителен, хорошо выполняет тонкую работу. Движения и жесты неуверенные, чувства и переживания длительные, глубокие. Это люди «тонкой души». Из этого описания следует заключить, что идеальные типы нервной деятельности и темперамента для отбора детей обучения детей хореографией это сангвиник и холерик.

Набор должен проходить в течение определенного времени (месяц, день, число). Все чаще руководители учреждений, особенно частных, ставят руководителей хореографических коллективов перед условием продолжать набор в течение всего учебного года. Однако, компенсируя колличественный показатель, данный факт имеет больше недостатков: сложности в организации учебной деятельности (новые дети отстают, не умеют, не знают, того, что уже изучили регулярные дети); сложности в организации воспитательного процесса – вопрос адаптации новеньких в уже сложившемся коллективе и т.д. В течение учебного года рекомендуется принимать только в исключительных случаях – особо одаренные дети.

Когда коллектив укомплектован, проводится родительское собрание, на котором оговариваются все вопросы, связанные с работой коллектива:

Дни и часы занятий

Репетиционная форма

Обувь

Правила личной гигиены и.т.д.

Родительские собрания должны проводится регулярно, на них решаются вопросы, связанные с деятельностью коллектива: экстремальные ситуации, пошив костюмов и их принадлежность организации-учредителю/ руководителю/родителям участников, участие в конкурсах, фестивалях, дисциплинарные моменты посещения занятий, пропуски и перерасчет их стоимости (если организация коммерческая), ответственность сторон до, во время и после занятий; обязанности родителей по сопровождению детей после занятий (контроль сразу после окончания занятия). Если все эти вопросы четко прописаны в договорах между учредителем и родителями (законными представителями), многие возможные конфликтные моменты значительно упрощаются, либо исчезают вообще. Все чаще вопрос взаимодействия с родителями требует обширных знаний не только в контексте хореографической деятельности, но и в контексте конфликтологии и психологии общения. Прорабатывая каждый пункт своей речи для родительского собрания, а так же в работе любительского хореографического коллектива в ключе нормативно-правовой документации, руководитель задает правильный тон организационной работе и предостерегает от многих спорных вопросов и конфликтных ситуаций себя, участников коллектива и их родителей. Чтобы каждый раз не собирать всех родителей, возможно в помощь руководителю создание совета родителей. Руководитель в обязательном порядке должен вести журнал успеваемости и посещаемости участников с адресами и телефонами участников и их родителей. Обязательным критерием для всех участников является состояние его здоровья. Чтобы застраховать себя от непредвиденных последствий, связанных со здоровьем, участник при поступлении в коллектив должен представить справку о состоянии здоровья. Хорошая организационная работа способствует в дальнейшем успешной творческой деятельности коллектива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: