ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ...




НЕ ВЕСНА, А ПРЕДВЕСЕНЬЕ

(ЗИМОБОР, СВИСТУН, ПРОТАЛЬНИК, СУХИЙ, ПРОЛЕТЬЕ)

У древних славян год начинался с первого весеннего месяца – марта, потому что именно с этой поры пробуждается природа. Начинать новолетие мартом народ продолжал и после введения христианства на Руси, а вместе с ним и византийского календаря, по которому годичный круг начинался в сентябре (январский год в России введен Петром Первым).

Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо уродятся овощи и яровые хлеба. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

1 марта. “Вздел Ярило зиму на вилы” – говорили о погоде этого дня.

6 марта. Тимофей-весновей (преподобный). По Тимофею весна.

9 марта. День обретения главы Иоанна Предтечи. В этот день птица завивает гнездо, а перелетная летит из теплых мест. Своевременный прилет птиц обещает хороший урожай хлеба. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне дерева или дома – к холодному лету, а наоборот – к жаркому. Если в этот день выпадет снег, то и Пасха будет холодная, аесли сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.

13 марта. Василий-капельник (преподобный). На Василия - теплого солнце в кругах – к урожаю.

14 марта. Евдокия-плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол (преподобномученица). Какова Евдокия, таково и лето. На Плющиху погоже – все лето пригоже. Авдотья красна – и весна красна. На Евдокию снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету, а мороз и северный ветер – к лету холодному.

15 марта. Федот (священномученик Феодот). На Феодота занос – долго травы не будет.

17 марта. Герасим - грачевник (преподобный Герасим Иорданский). Прилетает первая весенняя птица – грач. Если грачи прямо на гнездо летят –к дружной весне. Если грачи сели вгнезда, то через три недели можно сеять.

18 марта. Конон-огородник, градарь (мученик). “Хотя бы в день Конона-Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много”, - утверждалось в старинных месяцесловах. Новгородцы выкапывали в огородах по три лунки, приговаривая: "Одна лунка для суши, другая длямошки, третья для червей". Уверены были: огородная зелень при заговоре таком не пострадает летом ни от засухи, ни от мошки, ни от червя. И примечали: если на Конона ведро, то града летом не будет.

22 марта. Сороки (Сорок мучеников Севастийских). Сорок мучеников – сорок утренников, заморозков, и если они продолжаются постоянно, то лето жди теплое. Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо. Гречу сей, пропустив сорок морозов после сорока мучеников. На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут, и первые из них – жаворонки. На Сороки в русских деревнях обычно пекли хлебных "жаворонков" с распростертыми крылышками. Дети бегали с ними по улицам и пригоркам – проталинам, громко закликали птиц и весну.

В ряде мест на Сороки выбирали семейного засевальщика. Для этого в “жаворонок” запекали монету, кольцо, уголек, и мужчины, независимо от возраста брали по печеной птичке. Кому выпадал жребий, тот считался на весь год счастливейшим, и ему доверялось бросить первые пригоршни зерен в весеннем севе.

25 марта. Феофан (преподобный). На Феофана туман – урожай на лен и коноплю.

30 марта. Алексей – с гор потоки (преподобный Алексий, человек Божий). Каковы на Алексея ручьи, таков и разлив. Если в этот дань с гор вода бежит, то ожидают теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.

 

АПРЕЛЬ

СОЛНЫШКО В ЛЕТО КАТИТСЯ

(ЗАЖГИ СНЕГА, ЗАИГРАЙ ОВРАЖКИ)

В Древней Руси апрель называли “березозолом” – заготовляли сладкий березовый сок, соковицу. Апрель с водою – май с травою. Мокрый апрель – хорошая пашня. Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит что-то будет? Из березы обильное сокотечение – к дождливому лету.

1 апреля. Дарья - засори проруби (мученица Дария). Какова погода 1 апреля, такова будет и 1 октября, и наоборот.

В старину полагали, что 1 апреля (по старому стилю, в день Марии Египетской) просыпается домовой, а поэтому нужно обманывать друг друга. Девушки старались обмануть как можно больше людей, так как считалось, что в таком случае женихи не проведут год их, а, наоборот, они будут водить молодых людей за нос.

4 апреля. Василий-солнечник, капельник, парник (священномученик). На Василия солнце в кругах – к урожаю. Если на Василия при восходе солнца видны на небе красные круги, то год обещаетплодородие.

7 апреля. Благовещенье пресвятойБогородицы. Каково Благовещенье, такова и святая Пасха. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так лежать ему в поле до Егорья (6 мая). С Благовещенья осталось сорок морозов. На Благовещенье гроза – к теплому лету. На Благовещенье солнечный день – пшеница уродится. На Благовещенье дождь – уродится рожь. Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная. Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этой золой. Накануне Благовещенья сеют горох. Благовещенье – птиц на волю отпущенье (раньше в Москве существовал обряд “отпущения птиц на волю” – в этот день покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их).

9 апреля. Матрена-настовица, полурепница (мученица Матрона Солунская). Чибис кричит с вечера – к ясной погоде. Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде. В старину репа и капуста были в числе основных продуктов питания русского крестьянина, в этот день он отбирал годные репы для семян, складывая их в отдельную, неприкосновенную половину, отсюда и название – полурепница.

14 апреля. Марья - зажги снега, заиграй овражки, пустые щи (преподобная Мария Египетская). Марья половодье начинает. Если разлив на Марью, то травы будет много. Если лед сходит быстро –- год будет легкий, хороший. Пустые щи – потому что к этому времени кончался запас кислой капусты. Однако существовало и иное объяснение: Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников, а также судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, поэтому во многих местностях почиталось за грех есть в этот день что-либо кроме пустых щей.

15 апреля. Тит. Поликарпов день (преподобный Тит, мученик Поликарп). Если вешний ледпо озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым.

18 апреля. Федул-ветряник (мученик Феодул). Пришел Федул – тепляк подул. На Федула растворяй оконницу.

19 апреля. Евтихий (святитель). На Евтихия день тихий – к урожаю ранних яровых.

20 апреля. Акулина (мученица). Если на Акулину дождь – яровые плохие, калина хорошая.

21 апреля. Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды (апостол Иродион). На Родиона встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето, худая - ненастье и плохое лето.

24 апреля. Антип-половод, водопол. Священномученик Антип почитался на Руси целителем разных человеческих болезней, и вособенности утешителем зубной боли. В некоторых местностях к этому дню приурочивали первый выезд в поле. И бодрили себя пословицами: “Кто ленив с сохой, тому весь год плохой”, “Клад не ищи, а землю паши – и найдешь”.

28 апреля. Пуд (апостол). На святого Пуда доставай пчел из-под спуда. У кого медок и маслице – у того праздничек.

29 апреля. Ирина-рассадница (мученица). В день Ирины-рассадницы сей капусту на рассадниках.

30 апреля. Зосима-пчельник (преподобный Зосима Соловецкий). На какой хлеб полетела пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, то вишни уродятся, а если нет – вишен не будет. В этот день поселяне вывозили ульи на пасеки. Разместив их, ставили посреди пасеки стол, накрывали его чистой скатертью, на которую выставляли хлеб и соль, черепок с жаром-углями, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ульи освященной водой. После этого у ворот, через которые вносили на пасеку ульи, вбивали кол и говорили:

“Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи...”

А открыв летки, произносили:

“Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась”.

Здесь надо заметить, что крестьянин никакую работу не начинал без присказок, прибауток, примет, обращений или заклинаний.

 

МАЙ

ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ...

(ТРАВНИК, ТРАВЕНЬ)

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили: “ В рубахе пахать, в шубе сеять”. Обычно холода возвращаются, когда цветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

Май холодный – год хлебородный. Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю. Когда береза лист распустит перед ольхой – лето будет сухое, а если ольха перед березой – мокрое. Мокрый май – будет каша и каравай.

1 мая. Кузьма (святитель Косма). Сей морковь и свеклу на Кузьму. В воронежских селах примечали: рыба плотва обыкновенно мечет икру именно в эту пору. Если она остается вместе только четыре дня и потом расходится, то лучше сеять хлеба раньше, а если остается вместе неделю и больше, то позже.

3 мая. Федор (преподобный Феодор). “ На Федора покойники тоскуют по земле”, говорили в старину. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были “плачи” на могилах.

5 мая. Лука (преподобный). На Луку высаживают на грядки лук. Утверждали: “Ктоест лук, избавлен будет от вечных мук”, “Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит”, “ Лук да баня все правят”. А про мелкие печали или ничтожные огорчения, не заслуживающие слез, говорили: горе луковое.

6 мая. Георгий Победоносец (великомученик), Егорьев день, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый. На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря). На Егорья мороз – будет просо и овес. На Егорья мороз – гречи хороши. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит. На Егорья роса – будут добрые проса. На Егорья дождь – скоту легкий год, гречи нерод.

К Егорьеву дню на всей территории России приурочивали первый выгон скота в поле. Крестьяне воспринимали это как большой праздник и обставляли его различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. При этом скотину полагалось выгонять в поле вербой, срезанной вВербное воскресенье. Выгоняя, приговаривали: “ Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето испаси ее! “День этот считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.

С Егорья по деревням открывался сезон хороводов.

7 мая. Евсей – овсы сей. Савва (преподобный Алексий, мученик Савва Стратилат). Пришел Евсей – овсы отсей. При этом уточняли: овес должно сеять после, или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.

8 мая. Марк (апостол и святой). Святого Марка в народе называли ключником, так как верили, что он владеет ключами от дождей. Говорили: “Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом”. В этот день по деревенским избам молились и просили дождя. В вызывании дождя участвовали и дети, которые бегали по улице и выкрикивали: “Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи, выйду на крылечко, дам огуречка, дам и хлеба каравай, дождик, пуще поливай!”

11 мая. Максим и Ясон (мученик Максим, апостол Иасон). Теплая и звездная ночь – к урожаю, а ясный восход – ведренное лето.

14 мая. Еремей – запрягальник, яремник (пророк Иеремия) и день иконы “Нечаянная Радость”. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет пригожа.

13 мая. Борис и Глеб – сеятели (благоверные князья), барыш-день, соловьиный праздник. Начинают петь соловьи. Если соловья услышишь раньше кукушки – счастливо проживешь лето. Соловей поет всю ночь – будет солнечный день. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину.

18 мая. Ирина-рассадница (мученица). В этот день высаживают на огороде капустную рассаду, приговаривая: “Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна – будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала – будь велика!”

По традиции овощи сажали исключительно женщины. Утверждали: если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода. На Новгородчине с Ирины начинали садить и огурцы.

19 мая. Иов-огуречник, горошник, росенник (праведный Иова Многостральный). В этот день сеют вбороздки проросшие семена огурцов, поливают их прудовой или отстоявшейся колодезной водой, а на ночь накрывают рогожами – от утренников. Иов росы распустил. Большая роса – к урожаю огурцов. Ясный день – обилие их в этот год. Время посева гороха (старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье). Существовал целый свод правил, вот лишь некоторые из них: горох сеют при ущербе луны, только на закате солнца, чтобы воробьи того не видели. При северном ветре посеянный горох выходит всегда жесткий и не развивается, а посеянный при западном или юго-западном ветре бывает мягок, на нем скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами.

22 мая. Никола весенний, вешний, травный, теплый (День перенесения мощей святого Николая) – важная церковная и аграрная дата. Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет. До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки. В некоторых местах с Николы сажали картофель. В Николин день выгоняли лошадей в поле – на ночной подножный корм. Никола вешний – праздник конюхов. Ребята праздновали ночь с лошадьми в поле: жгли костры, водили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.

24 мая. Мокий мокрый (священномученик). Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее. Туман на Мокея – к мокрому лету. Восход багряный – к грозному и пожарному лету.

21мая. Сидор-огуречник (мученик Исидор). На Сидора можно сажать огурцы. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши. На Сидора – первый посев льна. На Сидора сиверко – лето будет холодное. До Сидоров заморозки бьют. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде.

28 мая. Пахом-бокогрей (преподобный Пахомий Великий). На Пахома тепло все лето теплое. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время облиствения и цветения, называемое в народе зелеными шумом.

29 мая. Федор-житник (преподобный Феодор). На Федора непременно надо сеять жито. Сеяли, приговаривали: “Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху”.

31 мая. Федот-овсяник (мученик Феодот). Придет Федот – последний дубовый листок развернет. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой будешь мерять овес кадушкой. Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету. Продолжают сеять лен. Не поздно и огурцы сажать.

 

ИЮНЬ

(СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ)

В Древней Руси его называли "изок" (кузнечик) и "червень" – в этот месяц наши предки собирали червецов для добывания багряной краски.

1 июня. Иван - долгий (благоверный князь Иоанн Угличский). На Ивана - долгого продолжают досевать огурцы. Если первые два дня июня идет дождь весь месяц будет сухим.

2 июня. Фалалей - огуречник (мученик). На Фалалея досевай огурцы скорее. В старину считали, что огурцы надо садить скрытно, чтобы не видал никто из соседей и даже из домашних, не принимающих участия в работе. Особенно советовали таиться при посадке первой гряды. Если же кто подсмотрит недобро желательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.

4 июня. Василиск (мученик). Соловьиный день. На Василиска не паши и не сей, а то уродятся одни васильки.

5 июня. Леонтий-огуречник (святитель). На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов. Массовое появление оводов – к урожаю огурцов.

7 июня. Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлебов. Сильные росы – на хороший урожай. С Иванова дня пошли медвяные росы, вред причиняющие. В некоторых местах к Иванову дню приурочивали главную посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала: "Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась!"

11 июня. Федосья - колосяница, колосница (мученица Феодосия). В день Федосьи - колосяницы рожь начинает колоситься, выметывает колос. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает. На Федосью ходили в поле смотреть хлеба, говорили: взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. Хлеба заколосились – молодежь отправлялась в поле величать рожь. Катались по всходам ржи, приговаривая: "Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину!"

С этого дня начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился, а на Федосью советовали прикармливать его печеным хлебом. В селах Тамбовской губернии по цвету ржи в этот день гадали о цене хлеба: если рожь начинала цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя, а сверху – высокая. Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках-качелях, так как, утверждали крестьяне, земля до этого времени "была тяжела".

Рожь говорит: "Колошусь!", а мужик: "Не нагляжусь!"

Однако день этот почему-то считался одним из самых несчастных в году – про него говорили, что он один стоит всех понедельников.

12 июня. Исаакий (преподобный). В этот день принято было сажать бобы. Сажая, приговаривали: "Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный. Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы, на столе вкусны". Перед посадкой бобы вымачивали в “озимой” воде – от последнего снега, собранного по лесным оврагам.

В старину полагали, что в этот день змеи собираются по лесам в стаи. А от змей на Руси защищались так. В Томском крае крестьяне, собираясь по ягоды, клали в башмаки цветки вероники – змея не ужалит. В Курской губернии на от крытых солнечных местах набрасывали свежих стебельков руты. Повсеместно считалось, что всякого гада хорошо смиряют кора, лист и даже зола ясеня, прочь прогоняет змей папоротник. Если все же змея ужалила, то в Воронежских краях на рану клали чертогрыз, владимирцы использовали изжеванный корень любистка и ужачки, в Сибири – ужовник, в других местах – медуницу и тертый свежий корень конского щавеля.

14 июня. Устин (мученик Иустин Философ). Если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрачный – то хорошо уродятся льны и конопли.

16 июня. Лукьян - ветреник (мученик Лукиллиан). На Лукьяна не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует. На Лукьяна южный ветер – к урожаю яровых, северо-западный – к сырому лету, восточный – к наносным болезням. Дождь идет весь день – будет много грибов. Гроза на Лукьяна предвещает плохую уборку сена. В этот день колодезники подыскивали место, где рыть колодец: переворачивали на землю сковороду и по сырости ее узнавали, есть ли вода близко.

Вечером “окликали” ветер и просили его принести дожди благодатные: "Тыподуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину - яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку".

18 июня. Дорофей (священномученик). Если погода теплая и ясная, зерно будет крупное. Начинаются самые короткие – воробьиные – ночи.

19 июня. День Святой Троицы. Сошествие Святого Духа на Апостолов. На Троицу дождь – много грибов. Если на Троицу светлый, ясный день, то ожидается урожай пшеницы. Ветер будет дуть шесть недель с той стороны, с какой он дул накануне Троицы.

21 июня. Федор Стратилат (великомученик Феодор Стратилат). Стратилат грозами богат. Гроза на Федора летнего – к плохой уборке сена. Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья. Как и на Лукьяна, колодезники тем же способом продолжали поиск водяной жилы, а за верные подсказки Федора Стратилата считали своим заступником и называли колодезником. А подсказки были такие: где зелена трава, там недалече вода; где на заре первый туман ложится, там вода близко; на водяных жилах сильные росы. С Федорова дня в средней полосе России начиналась навозница – вывозка навоза на паровой клин. В навознице участвовала вся крестьянская семья. Мужчины грузили навоз на телеги, дети с 6 – 7-летнего возраста становились повозчиками, женщины и молодежь опоражнивали телеги иразбрасывали навоз по полю, пожилые готовили на всех обед, состоявший из 12 блюд – чтобы во все месяцы жилось сытно.

25 июня. Петр-поворот (преподобный). День солнцеворота. С Петра - поворота солнце на зиму, а лето на жары. Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.

26 июня. Акулина - задери хвосты (мученица Акилина). Массовое появление оводов, слепней ивсякого гнуса, от которого скот с ревом бежит из стада, задрав хвосты. В некоторых местностях России святую Акилину почитали как гречишницу и в этот день украшали пучками гречихи иконы в домах – "что бы гречи хороши были". В ее честь устраивали мирские угощения, на которых первым блюдом считалась гречневая каша.

 

ИЮЛЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: