Русская архитектура XVIII века




Желательно посмотреть:

«Шедевры русского барокко» //https:// www. youtube.com/watch?v=aUjUKR1fGmo

Эрмитаж. Экскурсии по музею //https://www. youtube.com/ watch?v = bjEUvs-QEg4

Конец XVII века — это связующее звено между древнерусским зодчеством и архитектурой XVII века, время, подготовившее почву для нового художественного мировоззрения,.

В начале XVIII века основным строительным центром становится Петербург. 27 мая 1703 года у разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове длиной и шириной примерно по чертежу Петра I и военных инженеров была заложена крепость нового бастионного типа — Петропавловскую крепость. На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I основали судостроительную верфь-крепостьАдмиралтейство.

Государственные и культурно-бытовые преобразования в Петровский период вызвали к жизни промышленные и общественные здания и сооружения – фортификации, верфи, заводы, производственные и гостиные дворы,коллегии, госпитали, учебные и музейные помещения, театры и жилые здания. Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I. Первоначально строились в виде крестьянских изб или городских хором с фасадами, иногда расписанными под кирпичную кладку. Единственным примером раннего периода является воссозданный позднее рубленый домик Петра I на берегу Невы на Петроградской стороне, снаружи расписанный «под кирпич». С 1710 го да стали строить только кирпичные дома.

Идейно-политическая важность быстрого возведения столицы выдвинула перед архитектурой ответственные задачи. Город надо было создать исходя из передовых градостроительных принципов, Не хватало квалифицированных архитекторов. И в 1 709 году учреждается Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней создается школа для начального изучения зодчества. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство города. Также отбираются талантливые молодые люди, их командируют для о бученияинженерным и архитектурным искусствам в западноевропейские страны.

В новую столицу в 1710 г оду были приглашены: итальянцы Н. Микетти, Г. Киавери, К. Б. Растрелли, француз Ж. Б. Леблон, немцы Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер, голландец Г. Ван Болес. Он и должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними. Из Москвы приехали итальянцы – М. Фонтана и инженер - фортификатор и архитектор Доменико Трезини. В Москве успешно работали одаренные русские архитекторы И. П. Зарудный, Д. В. Аксамитов, П. Потапов, М. И. Чочлаков, Я. Г. Бухвостов, Г.Устинов и другие. В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу, впоследствии ставшие крупными зодчими Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие. Таким образом, в новой столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран. Архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.

По указанию Петра I Доменико Трезини (1670-1734) впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка. Французский архитектор Ж. Б. Леблон (1679-1719) разрабатывал проект двухэтажного дома «для именитых» В отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы.

. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д. Трезини, является Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1733). Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных доминант в панораме города на Неве. Собор ознаменовал полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России был явлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные, крестово-купольныепятиглавые или шатровые церкви. Плановая и силуэтная композиция собора исходили из структуры прибалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней, завершенной шпилем. Именно он должен был стать символом утверждения России в устье Невы и символом созидательной силы русского народа. Следует отметить и внутреннее убранство – деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко. Иконостас выполнен под руководством зодчего и художника И. П. Зарудного (1722-1727 гг.) артелью московских мастеров.

На Васильевском острове формировался политический центр столицы и по проекту Д. Трезини возводится здание Двенадцати коллегий. Трехэтажное здание протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, соединенных торцами. Все корпуса объединяет открытая аркада с длинным коридором на втором этаже. По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства сохранилось только в Петровском зале. Архитектурной ценностью того времени следует отметить дворец А. Д. Меньшикова (1710-1720 гг.). Трехъярусная ордерная система фасада с поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из художественных принципов архитектуры итальянского Возрождения. Самым замечательным архитектурным наследием являются парадные комнаты, облицованные голландскими изразцами, и парадная лестница с колоннами и пилястрами барочного ордера. Особенное место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания Кунсткамеры. Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня. Углы ризалитов и переломов стен башни в сочетании с двуцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни отчетливо проявляется преемственность традиционных ступенчатых многоярусных строений Москвы начала XVIII века. После пожара при восстановлении фасад был упрощен.

Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 г оду возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века архитектором Растрелли. В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала — дворец Монплезир. Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.).

В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для придания разнообразным сооружениям нарядного облика. Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданная архитектором И. П. Зарудным (1670-1727 гг.).

Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. Mордвинов и И.Ф. Мичурин (1700-1763). Они занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Продолжали развиваться другие города России. Интересным примером долговечности национальных архитектурныхтрадиций в провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г).

Стиль барокко в России в это время имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века — полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвет а. Дополнением к этому служат пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создает иллюзиюбесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается.

К основным произведениям Ф.Б.Растрелли (1700-1771 гг.), творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг., относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы — Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середины XVIII века в России. Одновременно с Ф. Б. Растрелли работал архитектор Чевакинский С. И. (1713-1770 гг.). Наиболее замечательным его творением, сохранившимся до наших дней, было проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В.И. Баженов.

Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был архитектор Ухтомский Д. В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалось под влиянием художественных воззрений и произведений Ф. Б. Растрелли, в частности в Москве и Подмосковье: дворцов в Кремле, Аннегофе и Перове. До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

В 1760-х годах в России декоративное барокко уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат. — образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга заказчиков, все расширяющегося за счет мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям. Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения, биржи и банки. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов-пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, начинает служить эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.

Самым ранним проявлением классицизма был проект “Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует), составленный архитектором А. Ф. Кокориным, и так называемый Ботный дом А. Ф. Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости. В этот период в России работали известные архитекторы: Ю. М. Фельтен и К. М. Бланк, итальянец А. Ринальди, француз Т. Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической последовательности возведения строений, следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.)Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой Большой зал, Овальный зал, зал Муз, Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) — хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове — единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей внизу основной корпус, дополненный пятигранными шестиярусными видовыми башнями и дугообразными двухэтажными крыльями, охватывающими парадный двор.

Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А. Ринальди выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров, поярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных зданий А. Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменскую колонну (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.). Учреждение Академии художеств в 1757 году обусловило появление новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А. Ф. Кокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И. И. Шуваловым Ж. Б. Валлен-Деламонт (1729-1800 гг.). К творениям указанных зодчих следует отнести дворец Г. А. Демидова (особенность дворца Демидова — чугунная наружная терраса и чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец с садом), здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской набережной Васильевского острова. Главный корпус Педагогического института Герцена, северный фасад Малого Эрмитажа; строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по контуру целого квартала фундаментах.

Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.) неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К. И. Бланка (1728-1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К. И. Бланк в 1860 году возвел импозантный павильон “ Эрмитаж”

В. И. Баженову (1737-1799) — принадлежит проект создания в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции, строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Баженову также принадлежит проект Дома Пашкова (1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В. И. Ленина. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок, является и до сих пор одной из самых совершенных работ всего русского классицизма конца XVIII века. З авершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.).

М. Ф.Казаков проектировал Петровский дворец, придав его облику ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле — ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом.

В творениях Джакомо Кваренги(1744-1817 гг.) ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А. А. Безбородко (1783-1788 гг.). Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: