и методиста ОПК Валентины Николаевны Арутюнян




Ответы протоиерея Александра Зелененко

на вопросы учащихся и учителей школ Выборгского района

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
1.Что такое духовность и нравственность? Как развить и сохранить их в человеке?   Протоиерей Александр Зелененко:Духовность – слово, производное от слова дух. В науке дух – это нечто до конца непознанное, неизученное, сокрытое от сознания человека. В Православии понятие «дух» в его предельном значении иден­тично понятию «Бог»: «Бог есть Дух», говорит Христос в Евангелии (Ин. 4, 24), поэтому, в абсолютном смысле и значении духом является Бог, как высшая Основа бытия и всего сущего. Бог есть чистейший, всесовершенный Дух, Абсолютная Основа добра, истины, красоты и любви. И, согласно христианскому пониманию, духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели, стал богоподобным вплоть до святости. Бог открыл себя и в максимальной полноте человечеству — в Иисусе Христе, Сыне Божием. Поэтому Его образ, Его Слово, запечатленное в Евангелии, является выражением той духовности, которую христианство ут­верждает как норму и идеал человеческой жизни». Духовность – способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты. Идеальным воплощением духовности в высшей степени является Богочеловек Иисус Христос, Его Матерь, Дева Мария и многие уподобившиеся Ему святые Христианской Церкви. В монашестве достигших святости, Церковь Христова именует преподобными (прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и т.д.), т.е. они высоко, вплоть до святости уподобились Богу. А что есть дух человека? По своему существу человек есть живой, личный дух. Дух в человеке - самое высшее, самое главное и важное, есть та движущая сила, которая направляет и управляет всеми жизненными процессами в человеке – мыслями, чувствами, желаниями, отношениями, поведением, характером и образом жизни. В чем суть нравственной природы человека? Истоки нравственности следует искать в самой духовно-нравственной природе человека. К ним относятся: нрав­ственные чувства (стыда, совести, долга, ответственности…,), нравственное сознание для различения добра и зла, нрав­ственное влечение и потребность поступать согласно внутреннему нравственному закону совести. Как развить и сохранить в человеке духовность и нравственность? В православной традиции это осуществляется через церковную жизнь по вере (пост, молитву, милостыню, с регулярным участием в богослужении и церковных Таинствах), Божиим Заповедям и по совести. Один из важнейших способов духовного развития – это покаяние. Без покаяния движение человека в правильную сторону практически невозможно, потому что, чтобы духовно развиваться, нужно как минимум сбросить те греховные оковы, которые нам мешают двигаться. Потому что быть чемпионом по бегу, имея две пудовые гири на ногах, не очень удобно. Нужно сначала освободить себя от этих тягчайших нагромождений эгоизма, которые есть в нашем сердце: себялюбия, самоугодия, гордыни, лени, самооправдания. Как сказано об этом в псалмах царя Давида: «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс. 36:27).
2. Почему священник благословляет солдат на военные действия, ведь война-это убийство? Методист В.Н. Арутюнян: Православие всегда призывало и будет призывать к любви, выступать против раздоров, вражды и войны. Но в то же время, при нападении врагов на родное Отечество, православный человек должен встать на его защиту и с оружием в руках. Согласно евангельскому учению, он должен быть готовым пожертвовать своей жизнью ради защиты ближних. Ведь как можно бездействовать, когда во время войны посягают на жизнь невинных людей, убивают беззащитных младенцев, стариков, жен, матерей? В Евангелии Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Под душой в данном случае понимается жизнь. И при этой неизбежности войны, Церковь, избирая из двух зол меньшее, вынуждена и должна давать свое благословение. Но церковное благословение военнослужащих – это наличие целого ряда ограничений для них. Вот, что говорит об этом известный священник Олег Стеняев: «Во время Второй чеченской войны я, по благословению священноначалия, пять раз ездил в Чеченскую республику окормлять наших воинов, и меня часто просили освящать оружие. Я совершал чин освящения оружия и всегда особо подчеркивал: «Оружие освящено, и вы не имеете права применять его против безоружных людей, против мирного населения, против женщин, детей, стариков. Вы можете применять оружие только против людей, которые непосредственно нападают на вас». Таким образом, оружие в руки воинов дано для защиты слабых, а не для того, чтобы быть обидчиком. О благословении на военные действия, в случае защиты ближних, в Библии упоминается не раз. Например, при повествовании о спасении израильского народа в Библии сказано: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступите к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20: 1–4). Можно также привести следующий пример: незадолго до вступления Иисуса Христа на проповедь люди услышали слово наставления Его Предтечи. И вот когда воины спрашивали, как им жить, он отвечал им: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (Евангелие от Луки, глава 3, стих 14). Но никому Иоанн Предтеча не сказал оставить военную службу! Однако, подводя итоги по всему вышесказанному, стоит еще раз процитировать протоиерея Олега Стеняева: «Хотя Церковь и может благословлять людей на войну, но сама война – это, конечно, всегда крайне плохо, это одно из последствий человеческого грехопадения, с проявлением коварства, злобы и жестокости»
3. Правильно ли будет рассказать о плохом поступке друга его родителям, чтобы он в будущем их не совершал? Протоиерей Александр Зелененко: Евангелие учит нас тому, что если согрешает друг твой, обличи его сначала один на один. Если это не поможет, возьми с собою еще одного или двух свидетелей и скажи ему при них. А если он и тогда не послушает, то скажи Церкви. Под Церковью мы можем понимать какое-то сообщество, церковный коллектив или христианскую семью – это тоже малая Церковь. Но при этом важно помнить о том, что обличать мы должны действительно из благих намерений, из желания помочь человеку увидеть его грех и предостеречь его от совершения большего зла, а не из желания осудить. Христос никогда не осуждал, Он обличал человеческие пороки. Он даже молился за врагов Своих.
4. Если Бог существует, почему он допускает гибель невиновных, а те, кто виноват, чаще всего остаются безнаказанными? Если Бог существует, почему Он оставляет безнаказанным зло? Почему Бог допускает смерть детей? Методист В.Н. Арутюнян: Остановимся сначала на вопросах:почему те, кто виноват, чаще всего остаются безнаказанными и почему Бог оставляет зло безнаказанным? С христианской точки зрения, жизнь не измеряется только рамками времени, прожитого на земле. Наше пребывание здесь временно. После смерти человека тело погребается, а бессмертная душа переходит в Вечность. Потому нельзя все мерить по земным законам. Если нам кажется со стороны, что человек творит злодеяния, но остается безнаказанным, это не так. За все однажды придется отвечать пред Богом, либо уже здесь на земле, либо потом в вечной жизни.Священное Писание говорит: «не говори: отомщу врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя» (Притч. 20:22). Но нельзя не отметить также и то, что всем сердцем желать возмездия и негодовать по поводу того, что кого-то за что-то не наказали, тоже не совсем гуманно. Ситуации бывают разные. Как говорил один священник: «Ведь если прямо сейчас начинать разбираться, кто прав, кто виноват, боюсь, всем нам не поздоровится». У каждого из нас есть грехи, никто не поступает всегда безгрешно и правильно. Но мы почему-то за другими замечаем прегрешения, а за собой нет. Нас всех есть за что наказывать, но Бог терпелив и многомилостив, Он, как любящий Отец, всем желает спасения, ведь все люди на земле для Него – дети. Потому Бог каждому дает шанс осознать свои ошибки, покаяться в содеянном и встать на правильный путь. Многие люди, совершившие тяжкое зло, уже здесь на земле со временем исправляются. Часто это случается по молитвам родных, которые просят Бога о их вразумлении. А молятся родные из любви. Любовь вообще главный принцип христианства. В Библии написано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея 5:44). Это невероятно сложно, но таков духовный закон, следуя которому христиане призваны побеждать и нейтрализовать зло этого мира по примеру Христа, посредством жертвенной любви. Человек, который умеет любить и прощать, имеет легкость, спокойствие и чистоту в сердце, ему легко жить. А если позволить поселиться в сердце обидам и злобе, они омрачат жизнь до такой степени, что ты возненавидишь всех вокруг, возненавидишь мир и даже, может, и вовсе не захочешь жить. Потому не надо доводить себя до такого состояния. Христиане в таком случае молятся, ходят на исповедь и причастие, просят у Бога помощи и со временем обретают в сердце мир, спокойствие и любовь. Безусловно, следует все же отметить, что нельзя смиряться со злом, нужно обязательно стараться самому жить по законам любви и к этому призывать других. И нужно не только размышлять об этом, а самому быть реальной помощью другим, чтобы умножать в мире любовь. А теперь перейдем к ответу на вопросы: почему Бог допускает гибель невиновных? Почему Бог допускает смерть детей? Согласно мнению святых отцов православной Церкви, Всеведающий Бог забирает человека именно в тот момент, который будет полезнее для спасения его души. Вот как на вопрос «Почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?» отвечает преподобный Паисий Святогорец: «Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу». Бог зачастую забирает человека из этого мира в совсем юном возрасте, чтобы с ним не случилось чего-либо еще худшего, забирает его из милосердия. И если речь идет о маленьких детях, то все православные люди понимают, что крещеные младенцы, по словам Бога (см. Мк.10:13,14), наследуют Царство Небесное, они будут в раю, где уже не будет страданий. Однако в силу нашей телесности мы любим детей, всем сердцем любим ушедших близких и родных и тяжело переживаем разлуку с ними в этой, земной жизни. Разумом мы понимаем, что в мире духовном им будет лучше, но наши чувства, наша искренняя любовь и привязанность к ним берут верх над разумом, и мы зачастую не можем простить Богу нашу утрату. Однако, согласно христианскому исповеданию веры, важно помнить о том, что «у Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Душа человека, покидая этот мир, продолжает жить в Вечности, куда однажды всем предстоит войти. Потому разлука с близкими временна. Жизнь, которой мы сейчас живем, это не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом, ибо полнота ее будет лишь пред Богом: «Я же в правде явлюсь лицу Твоему, насыщусь, когда явится мне слава Твоя» (Пс.16:15). И молясь за ушедших в мир иной, мы чувствуем неразрывную связь с ними, чувствуем, что они рядом, и это не случайно, ведь они действительно продолжают жить. Однако чтобы встретиться с близкими в мире духовном и продолжить отношения с ними, нужно стараться жить по заповедям Божиим, и согласно им, строить свои отношения с Богом и другими людьми еще здесь на земле. Посмертная участь души будет зависеть от характера наших отношений, добрых или худых, в период земной жизни: «…И изыдут творившие добро в воскресенье жизни, а делавшие зло – в воскресенье осуждения» (Ин. 5:29). Конечно, горько и невыносимо тяжело слышать слова утешения тем, кто потерял близких, особенно детей. При этом, важно, быть рядом, подставлять свое плечо и помогать, чем сможешь. По словам старцаИоанна Крестьянкина: «смерть – это не поражение». А митрополит Антоний Сурожский по этому поводу говорит следующее: «Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг — единственный для нас, и каждый момент нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой. И, когда я говорю о поражении и о победе, я не имею в виду внешний успех или его отсутствие. Я имею в виду внутреннее становление, возрастание, способность быть в совершенстве и в полноте всем, что мы есть в данный момент».
5. Почему не все люди добрые? Методист В.Н. Арутюнян: Как часто, глядя на окружающих людей, мы думаем, что их плохие (греховные) поступки и есть сам человек. Но святые отцы Православной Церкви учат нас тому, что нельзя отождествлять человека с грехом, а важно различать грех и грешника. Ибо это не одно и тоже. Грех, это действие от лукавого духа, человека заблуждающегося и падающего, но способного восстать, а грешник, - человек, создание Божие, которого нужно любить и жалеть, помогая ему восстать. Поэтому, святые отцы говорят: «Ненавидь грех, но люби грешника». Потому неправильно делить людей на добрых и злых. В каждом человеке есть образ Божий, благодаря которому человек способен любить, сострадать, совершать добрые поступки. Но иногда действительно образ Божий затмевается в человеке. С точки зрения Православия, это происходит в том случае, когда человек начинает поддаваться влиянию темных сил, которые склоняют его к злу, греху. И если человек не будет внимать голосу совести и продолжит все дальше и дальше совершать плохие поступки, он все больше будет погрязать во зле, и может совсем потерять правильные ориентиры. Но это не значит, что образ Божий в нем исчез. Зеркало души может затмеваться или просветляться. И если человек искренне покается, если он сделает решительный шаг навстречу Богу, добру, если он отвергнет грех с себя, он изменится, он станет другим, он вновь обретет богоугодную чистоту и доброту.
6. Должен ли быть ребенок крещен в детстве или он должен принять решение самостоятельно в более взрослой жизни? Методист В.Н. Арутюнян: Христос сказал, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3-3). Крещение – это рождение свыше (от Бога), это духовное рождение человека. Крещение - это вхождение человека в Церковь, в результате чего он получает возможность участвовать в Таинствах (исповедоваться, причащаться, собороваться, венчаться и так далее) и быть участником общецерковной молитвы. Через молитву и церковные Таинства человек соединяется с Богом и получает Божию благодать на то, чтобы жить и преодолевать все духовные, душевные и физические невзгоды, которые могут встречаться на его пути. Человек обретает способность различать добро и зло, следовать голосу совести; он становится способен к некоему духовному слышанию, духовному разговору со своим ангелом-хранителем. Православные священнослужители отмечают, что в христианских семьях вопроса о Крещении не возникает: родители крестят и приобщают ребенка к церковной жизни в младенчестве, чтобы он не был лишен тех благ, которые дарованы Богом людям через Церковь. Верующие родители понимают, что связь с Богом, обретаемая с момента Крещения, - это самое важное, что есть в жизни человека. От этого выстраивается все и внутри личности ребенка, и вовне, закладываются основы его мировоззрения, его образа жизни. А ведь эти основы должны закладываться уже в раннем детстве, иначе потом может быть уже поздно. Как говорят священники: « Мы ведь не ждем взросления ребенка, чтобы он потом сам выбрал, учиться ему читать и писать или нет и т.д. То же самое и с духовной жизнью: к ней нужно приобщаться с детства. Позже, когда ребенок вырастет, повзрослеет, он сам решит, как ему быть с этим знанием и опытом церковной жизни, который получен в детстве. Но зато родители будут понимать, что они сделали все возможное, чтобы заложить необходимую основу, тот фундамент, от которого он будет отталкиваться в дальнейшей жизни».
7. Вопрос от 7 класса после прочтения «Мцыри»: «Почему человек уходит в монастырь, лишая себя многих «радостей»?», «Можно ли уйти из монастыря?» Протоиерей Александр Зелененко: В монастырь по большому счету не уходят, а приходят. Нужно духовно дорасти до монастыря. В обитель приходят самые разные люди, и мотивы у всех разные, но история поступления в монастырь - это история призвания человека Богом к особому жизненному пути. Некоторые принимают монашество для того, чтобы уйти от мирской жизни. Ведь мир, сплошь искушение, он как болото засасывает и соблазняет многим чем. Современный мир – это сплошной соблазн: в компьютере, телефоне, телевизоре – там столько всего! А ведь душа наша питается впечатлениями. Какие сегодня превалируют впечатления в СМИ? Позитивные или негативные? Негативные. Нравственные или безнравственные? Безнравственные. Образы благочестия или нечестия? Нечестия. И все это оседает в душе. А приходя в монастырь, человек теряет мирские пристрастия и приобретает свободу духа, свободу жить евангельской жизнью и потому находит утешение и радость. Есть люди, которые уходят в монастырь по причине высокой, чистой любви к Богу. Они чувствуют Божие призвание и не могут иначе. Их влечет Горний - небесный мир, они сердцем слышат зов Божий и отзываются на него. Они всем сердцем чувствуют, что именно для такой жизни они родились и ничего другое в этом мире их не удовлетворяет. Мирские люди действительно часто смотрят на монашествующих с каким-то соболезнованием, считая, что они лишают себя многих радостей земной жизни, но это не так, в монастыре можно обрести истинную радость и спасение души для вечноблаженной жизни с Богом. Можно ли уйти из монастыря? Уйти из монастыря можно, никто насильно не будет держать человека в монастыре, но важно помнить, что монашеский обет – это обет человека перед Богом и отрекаться от него – грех. Монашеские обеты, обеты верности до вечности, и потому должны быть неизменны. Как правило, жизнь людей, оставивших монашество, складывается не очень хорошо.
8. Какое главное качество у души человека? Методист В.Н. Арутюнян: Главное качество души человека – любовь. Отвечая на вопрос о том, какая заповедь наибольшая, Христос сказал: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37- 40). В этих двух заповедях содержится глубочайший смысл христианства и раскрывается суть человеческой личности. Ибо, человек познается по тому, кого и как он любит. И эту любовь, заповеданную Богом в Евангелии, так характеризует апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8).
9. Мы с детьми на уроках истории изучаем христианскую церковь в Средневековье, которая на тот период времени, естественно, имела крайне консервативные взгляды на жизнь общества и негативно влияла на развитие науки. Если бы мои учащиеся могли сами задать свой вопрос, то они бы спросили: "А придерживается ли христианская церковь по-прежнему тех же взглядов? Если нет, то в чем произошли качественные изменения?". Методист В.Н. Арутюнян: Когда обсуждается вопрос об отношениях Церкви и науки, люди чаще всего вспоминают некоторые события, имевшие место в XVII веке на Западе. Считаем невозможным здесь сейчас излагать особенности данного вопроса, тем более речь шла о Католической Церкви, а не о Православной (хотя мы знаем, что и в лоне католической Церкви было много величайших ученых). Говоря о Православии, хочется отметить, что величайшие русские ученые, такие как: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, св. врач Евгений Боткин, профессор медицины свт. Лука (Войно-Ясенецкий), Н.И. Пирогов и многие другие были глубоко верующими православными людьми (и, как мы видим, некоторые из них даже прославлены в лике святых). «Наука и религия в распрю прийти не могут!»,-говорил М.В. Ломоносов. «Знание без веры, меч в руках сумасшедшего», -утверждал Д.И. Менделеев. А вот слова Н.И. Пирогова: «Вера в Высшее Существо как источник жизни, во вселенный Разум не противоречит научным убеждениям. Если бы я захотел не признать теперь существование Бога, то не смог бы этого сделать, не сойдя с ума». Православие с уважением относится к рациональной познавательной деятельности и считает, что религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе разные сферы и два начала: духовное и природное. Как отмечает сегодня председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда: «Религия отвечает на вопрос целеполагания: для чего? Наука, в большей мере естественные дисциплины, отвечает на вопрос: как и почему? Это вопросы причинности. В этом смысле никакого логического конфликта между ними быть не может, так как они отвечают на разные вопросы...Но конфликта нет, пока наука не берет на себя роль религии и наоборот». Многие современные ученые, достигшие больших высот в науке, являются верующими людьми. Вот, что говорят о Боге, науке и религии известные ученые нашего времени: Радий Илькаев — академик РАН, доктор физико-математических наук, почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра — ВНИИ экспериментальной физики: «В науке самое главное – это озарение. Высшие достижения научной мысли приходят через озарение. И это уж точно явление не научно-техническое. Оно свойственно именно духовной жизни, оно там осознается и осмысляется». Евгений Водолазкин — писатель, литературовед, доктор филологических наук, сотрудник Отдела древнерусской литература Института Русской литературы РАН (Пушкинский дом). Специалист в области древнерусского исторического повествования, экзегезы и агиографии. Почетный доктор Бухарестского университета: «Если я смертен, то зачем тогда все, что я делаю? Эта мысль потрясла меня до глубины души. Зачем мне все, если я уйду, стану травой, деревьями? Единственным ответом стала для меня вера». Артем Оганов — известный во всем мире российский ученый-кристаллограф, президент Российско-американской ассоциации ученых, глава Сколковского института и трех научных лабораторий в США, Китае и России. Включен в список «10 самых успешных российских ученых» журнала Forbes: «Доказать существование Бога научными методами мы, я думаю, не сможем никогда. Но это не должно нас смущать, потому что в самой науке есть утверждения, которые не подлежат доказательству. Их мы называем аксиомами, и на этих утверждениях строится все здание науки. Поэтому таков путь человеческого познания. Нам необходимо что-то принять на веру, но это что-то должно быть нам интуитивно близким. Ну, например: параллельные прямые не пересекаются. Вы это никогда не докажете, но мы интуитивно это чувствуем. Точно так же, как и Бог. Некоторые из нас интуитивно чувствуют, что Бог есть. И поэтому вполне могут принять это как истину, не требующую доказательств. Я считаю, что в меру своих пяти чувств свое доказательство существования Бога я получил». По материалам журнала «Фома»: https://foma.ru/chto-izvestnye-uchenye-govoryat-pro-boga-veru-i-czerkov.html Как говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Православная Церковь сегодня - безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом...». Однако в заключении следует отметить, что Православная Церковь не станет поддерживать науку, если ее достижения поставят под угрозу свободу человека, его гражданские права и безопасность, если научные изобретения будут использоваться с целью нанесения вреда человечеству. В таких вопросах Церковь не поддержит деятелей науки, так как это противоречит христианским заповедям.
10. Какие традиции в семье могут помочь в духовно-нравственном воспитании детей? Методист В.Н. Арутюнян: Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «Без семьи не может созидаться человеческое общество, в семье дети получают первую прививку духовной жизни, получают первые азы воспитания и образования. И как важно, чтобы семья стала местом теплым, мирным, радостным, заряжающим детей огромной энергией, которой бы хватило на всю жизнь, чтобы одно только воспоминание о детстве и семье давало радостное чувство и силу преодолевать трудные жизненные обстоятельства». А теперь о том, какие традиции в семье могут помочь в духовно-нравственном воспитании детей в наше время: 1. Совместная семейная трапеза. Совместная трапеза учит нас отказываться от эгоизма и делиться с близкими, общаться, слушать и слышать друг друга, стараться как-то послужить и поухаживать за другими членами семьи (подать нужный прибор, кушанье и т.д.), учит нас соблюдать этикет. 2. Совместное приготовление пищи (семейного блюда), праздничных угощений. Данная традиция учит находить общий язык друг с другом, сплачивает, помогает распределить функции между членами семьи для общего дела. По мнению священника Стефана Домусчи, полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое: «Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет назад так же готовил это блюдо. Новый — объе­динить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно?» 3. Организация домашних праздников. Отмечать нужно даже самые небольшие даты или годовщины, значимые для каждого отдельного члена семьи. Это показывает, что дорог каждый, о каждом помнят. 4. Совместный с детьми досуг (игры, занятия спортом, изготовление поделок, декор комнаты). 5. Чтение вслух в кругу семьи. 6. Составление родословной, память о роде. 7. Семейный совет. 8. Сохранение семейных реликвий (фотографий, антикварных вещей, украшений, игрушек и т.п.). Важно не только сохранять и передавать семейные реликвии, но и рассказывать их историю, знать, кому из членов семьи они изначально принадлежали, по какому случаю попали в семью и т.д. Эти истории можно записывать. 9. Семейная летопись (описание наиболее важных событий в семье). 10. Рукописные письма и открытки. Их дарят друг другу внутри семьи и отправляют по почте дальним родственникам. Хорошо делать открытки своими руками, проявляя творчество и фантазию, вкладывая в них свое тепло, учитывая вкусы адресата. 11. Совместный просмотр душеполезного фильма с его последующим обсуждением в кругу семьи, выполнением творческих заданий к нему. 12. Совместные дела милосердия. Это может быть изготовление подарков ручной работы для благотворительной ярмарки или поездки в приюты и социальные дома для пожилых людей, приготовление пищи для бездомных, совместная помощь пожилым соседям по дому, изготовление кормушек для птиц и так далее. Для верующих семей это также: 13. Совместная молитва (утром и вечером, перед трапезой и после нее и т.д.). 14. Совместный поход в храм, посещение богослужения, участие в Таинствах Церкви, соблюдение церковного календаря с постами и праздниками, почитание памяти святых. 15. Совместное паломничество по святым местам: «Золотое кольцо, православные монастыри и храмы…». 16. Празднование именин каждого члена семьи. 17. Родительское благословение. 18. Поминовение усопших, совместный поход на кладбище к могилам родных усопших. Семь раз в году православные христиане находят время, чтобы побывать на специальных богослужениях и съездить на кладбище, чтобы помянуть своих умерших родных - это родительские субботы, дни, когда мы особо поминаем усопших. Посещать кладбище с семьей можно и в любое другое время. Можно помолиться вместе у могилы, поухаживать за оградой. Это помогает понять, что члены одной семьи отвечают друг за друга. «Воспоминания об ушедших побуждают также внимательнее относиться к живым», -говорит священник Стефан Домусчи.
11. Житие каких святых поможет детям младшего школьного возраста правильно позиционировать себя в семье и обществе, осознавать ответственность за свои поступки... Протоиерей Александр Зелененко: Стоит обратить особое внимание на те жития, в которых отражается младенческий либо отроческий период жизни святого, так как это может стать особо близким и понятным ребенку. В качестве примера здесь могут служить жития преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святителей Феофана Затворника и Петра и Алексия Московского, св. блг. князя Александра Невского, св. праведного Иоанна Кронштадтского, блаженной Матроны, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и другие.
12. Как сейчас ученики могут участвовать в делах помощи детям (в больницах, в центрах для детей в трудной жизненной ситуации) с участием Православной церкви? Методист В.Н. Арутюнян: При храмах сегодня существуют воскресные школы для детей, молодежные клубы, детские и юношеские творческие коллективы, скаутское движение, военно-патриотические и спортивные клубы. Воспитанники этих коллективов регулярно участвуют в благотворительных акциях и мероприятиях, направленных на помощь нуждающимся: одиноким и пожилым людям, детям и взрослым с ограниченными возможностями, болящим, бездомным. Ребята посещают дома престарелых и инвалидов, дома милосердия, детские приюты и т.д., где выступают с праздничными концертами и театральными постановками, дарят сладости, книги и подарки, сделанные своими руками, делятся теплотой общения. Молодежь вместе со взрослыми членами общины храмаучаствует в кормлении бездомных на улицах, оказывает волонтерскую помощь пожилым людям на дому, помогает восстанавливать разрушенные храмы и часовни, ухаживает за заброшенными могилами на кладбищах рядом с храмами. Часто ребята бывают волонтерами на массовых церковных мероприятиях и праздничных службах. Многие группами выезжают в монастыри, где помогают на огороде ухаживать за грядками, собирать урожай, убирать прилегающую территорию. При храмах часто проходят благотворительные ярмарки с участием детей и молодежи. Средства, вырученные от продажи вещей, сделанных своими руками, направляются на лечение больных детей, покупку подарков для детей-сирот. При многих храмах существуют поисковые клубы, которые собирают исторические сведения о храме и его прихожанах, на основе которых составляются книги, собираются документы для канонизации святых и т.д. В этих поисковых клубах часто работают подростки и молодежь. В названных выше мероприятиях, могут участвовать также учащиеся светских школ и студенты, всем будут рады и признательны за помощь и соработничество в делах милосердия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: