На крыльце стоит его старуха




Региональный конкурс

«Слово через призму родного языка»

Номинация: «История одного слова»

Выполнила:

Ученица 5Б класса МАОУ «Лицей №62»

Октябрьского района города Саратова

Таренкова Ирина

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Хохлова Мария Михайловна

ДУШЕГРЕЙКА

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке…

В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина мне встретилось много незнакомых устаревших слов, которые сейчас можно очень редко услышать в повседневной речи. Одно из них – «душегрейка». Интересное слово: такое «тёплое», наверное, связанное с душой. Проверим?

В этом мне помогут книги, словари, материалы из экспозиции Исторического парка «Россия – моя история». В этом музее на экскурсии «Как на Руси семейное счастье строилось» узнала о происхождении этого слова. Заинтересовавшись новыми знаниями, стала изучать историю слова по художественным произведениям, словарям, материалам Интернета.

(фото сделаны во время посещения парка «Россия-моя история»)

 

В книге, которую я читала, написано, что «душегрейка – это тёплая короткая кофта без рукавов со сборками сзади» [7, c.13]

Ещё я нашла пояснение, что душегрея (шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. [2, c.28]

Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная.

Очень интересными мне показались упоминания об этой одежде в текстах XVI- XVII веков. Вот некоторые из них: «Из исконных названий по текстам XVI в. известно слово душегрея, а в XVII в. появляется производное от него душегрейка: «...душогрея моя лисья» (1503); «...архиепископу Иосифу отдано рухляди его: ряса под сукном песцовая, душегрейка под кумачем песцовая ж» (1676). Заметим, что слова душегрея и душегрейка в языке донационального периода, т. е. до XVIII в., были распространены мало. Дело в том, что мужские безрукавные душегрейки как вид одежды не закрепились, а для наименования соответствующей женской одежды употреблялись названия телогрея, телогрейка. Кроме того, влияла конкуренция со стороны более активного слова нагрудник. Активизация обозначений душегрея и душегрейка происходит с середины XVIII века. Широко употреблялись эти слова в XIX в., а затем перешли в состав пассивной лексики». [9, c.1] Это означает, что сейчас слово «душегрейка» употребляется очень редко.

Слово это очень интересно по своей этимологии. Оно происходит от выражения «греть душу». Для современного человека это обозначает что-то важное. Но в старину так называли часть верхней одежды. Одежда эта согревала грудь, где и находилась душа человека. Именно так считали наши предки.

При помощи Интернет-ресурсов [Сайт: Цитаты из русской классики со словом ДУШЕГРЕЙКАhttps://kartaslov.ru] я попыталась найти упоминание о душегрейке в литературных произведениях. Вот что получилось:

ü Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны, а робронды и мантильи как-то напоминали сарафан и душегрейку.

Пушкин А. С., Арап Петра Великого, 1827

 

ü Красный двор, впрочем, уж кишел народом: бабы и девки, в ситцевых сарафанах, в шелковых, а другие в парчовых душегрейках, в ярких платках, с бисерными и стеклянными поднизями на лбах, ходили взводами.

Писемский А. Ф., Тысяча душ, 1858

 

ü Закусив в трактире, я пошел на базар, где сменял шинель, совершенно новую, из гвардейского сукна, шитую мне отцом перед поступлением в училище, и такой же мундир из хорошего сукна на ватное потрепанное пальто; кепи сменял, прибавив полтину, на ватную старую шапку и, поддев вниз теплую душегрейку, посмотрел: зимогор!

Гиляровский В. А., Мои скитания, 1928

 

ü Ой, голубчики, давят!» — пронзительно взвизгивает толстая мещанка в мухояровой душегрейке на заячьем меху.

Григорович Д. В., Антон-Горемыка, 1847

 

ü Девушки и молодые женщины выходили на гулянку в своих шелковых сарафанах, душегрейках, в бархатных и дородовых кичках с жемчужными поднизями, спускающимися иногда ниже глаз, и, кроме того, у каждой из них был еще веер в руках, которым они и закрывали остальную часть лица.

Писемский А. Ф., Люди сороковых годов, 1869

ü А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.

Тургенев И. С., Отцы и дети, 1862

 

ü Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке.

Пушкин А. С., Капитанская дочка, 1836

 

ü Надев мундир и старательно обчистившись веничком, Кузьма Васильевич отправлялся степенным шагом вдоль заборов фруктовых садов, часто останавливался, любовался красотами природы, срывал цветок на память и чувствовал некоторое удовольствие; но особенное наслаждение испытывал он только тогда, когда ему случалось встретить «купидончика», то есть хорошенькую мещаночку, спешившую домой в накинутой на плечи душегрейке, с узелком в голенькой ручке и с пестрым платочком на голове.

Тургенев И. С., История лейтенанта Ергунова, 1868

Все эти цитаты ещё раз подтверждают, что слово «душегрейка» очень часто использовалось в XIX веке.

Несмотря на то, что многие книги я еще не читала, но когда буду знакомиться с этими произведениями, обязательно заострю внимание на употреблении данного слова.

Как же выглядела эта одежда?

Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным воротником приталивалась с помощью сборок, имела застёжку спереди на крючки. Носилась с сарафаном. Душегрея (шугай) шилась из дорогой ткани: штофа, парчи, шёлка, ткани с набивным рисунком; сажалась на подкладку, иногда подбивалась заячьим мехом. По борту, краям рукавов, воротника отделывалась позументом, тесьмой, мехом (беличьим), бахромой. Известны варианты душегрей на бретелях, без рукавов и воротника. Душегрею иногда называли епанечкой. Правда, епанечка была с воротником, но во всём остальном повторяла душегрею. [2]

 

Девушка в душегрее. Иллюстрация из книги «Русский народный костюм. Государственный исторический музей», издательство «Советская Россия», 1989 год

 

 

В середине XIX — начале XX века крестьянки Центральной части России носили летние душегрейки на вате с прямыми, слегка расклешенными полами; спинкой, сходящейся к поясу углом и складками, заложенными у пояса. Воротник у этих душегреек большей частью был круглым, а рукава выкраивались иногда с одной из деталей спинки. Воротник и полы праздничных душегреек отделывались бахромой, украшались вышивкой золотыми нитями и бисером. Душегрейки берегли и передавали по наследству. [5, c.31]

Богатство отделки зависело от достатка обладательницы наряда.
А. Пушкин в повести «Капитанская дочка» замечает, что при встрече с Машей Мироновой Екатерина II была одета в богато расшитую душегрею.

 

 

 

 

Богат русский язык. В нём много интересных слов.. Нет на свете предметов без имени. Каждая вещь имеет название. Сегодня мне не только открылась история одного слова, но и захотелось изучать другие слова, которые обозначают тематическую группу «Одежда». И теперь мне в этом помогут не только материалы книг, словарей, но и работы учеников, которые принимают участие в данном конкурсе.

 

Узнав столько информации о душегрейках, я решила попробовать нарисовать этот интересный элемент одежды.

 

Вот что получилось!

Читайте книги! Узнавайте новые и интересные факты!

 

 

Список литературы:

1.Толковый словарь русского языка: в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4); сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — Т. 4: С — Ящурный. — Стб. 673.

2.Балязин В. Неофициальная история России. Начало Петровской эпохи. ОЛМА Медиа Групп, 2006. с. 28—29.

3.Беловинский Л. Шугай // Энциклопедический словарь российской жизни и истории. XVIII — начало XX века. ОЛМА Медиа Групп, 2003. с. 898

4. Брюсов В.Я. Мой Пушкин. ГИЗ, 1929. С. 58.

5.Крестьянская одежда населения Европейской России. с. 31—32

6.Мейлах Б.С. Об одном стихотворении Пушкина. // Русская литература, 1958, № 1, с. 112—116.

7.Сборник сказок русских писателей. Волшебное зеркало. //Приволжское книжное издательство, 1981.с13.

8.https://musaget.ru/dushegreya-to-chto-greet-ne-tolko-telo-no-i-dushu

9. Nason.ru›dushegreika/Насон - История города Вологды - Душегрейка...

10.Экспозиция Исторического парка «Россия – моя история».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: