Программа коррекции тревожности у детей дошкольного возраста методом сказкотерапии «




ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Заочного и дополнительного образования

Специальность 050706 Педагогика и психология

Группа Курс 5 группа З-3570

Контрольная работа по Психолого-педагогическая коррекция

дисциплине

Номер варианта

весенний семестр 2011 - 2012 учебного года

осенний, весенний

Студент Красавин Илья Владимирович

фамилия, имя, отчество

Номер зачетной книжки 1091710

Адрес: г. Ханты-Мансийский ул. Светлая 67

Дата предоставления на проверку

Программа коррекции тревожности у детей дошкольного возраста методом сказкотерапии «

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются индикатором состояния ребенка, с другой – поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Составленная программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста ориентирована на решение проблем в развитии, связанных с повышенной тревожностью детей.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих высокий уровень тревожности методом сказкотерапии.

В работе с тревожными детьми мы определили три направления:

1. Формирование адекватной самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Основные задачи:

1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;

2. Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;

3. Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.

Критерии эффективности программы:

· снижение тревожности;

· повышение уверенности в себе;

· повышение психолого-педагогической компетенции взрослых.

Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из четырех основных блоков:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок.

Цель: диагностика особенностей развития личности,выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок.

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок.

Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Критерии эффективности программы:

· повышение уверенности в себе;

· снижение тревожности;

· улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика:

Участники Метод, автор
Дети 1. Детский тест тревожности «Выбери лицо» Р. Тэммла, М.Дорки и В.Амена. 2. Методика «Шкала тревожности» М.Ю.Стожарова
Родители 1. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса)
Педагоги 1. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса)

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

1. С родителями:

· Составление памятки с рекомендациями;

· Оформление папки-передвижки «Застенчивый и тревожный ребенок».

 

2. С педагогами:

· Подбор рекомендации в работе с тревожными детьми для педагогов и специалистов;

· Оформление игротеки в работе с тревожными детьми для специалистов.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте методом сказкотерапии.

1. С родителями:

· Проведение семинара с элементами тренинга «Что за чудо эти сказки».

 

2. С педагогами:

· Проведение семинара с элементами тренинга «Сказка лекарство для души».

3. С детьми:

· Проведение коррекционно-развивающих занятий.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Цикл практических занятий рассчитан на 5 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей возраста (5 –7 лет). В каждой группе 6-7 человек.

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Этап Назначение Содержание этапа
0. Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу.Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу.
0. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
0. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из этой сказки и пр.
0. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств в личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения и пр.
0. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
0. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
0. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуалов «входа» в занятия с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

 

 

При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками, выделяемые Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в практикуме по сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерпии. С-Пб, 2000.):

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: