Примеры и разбор решения заданий




Экономическая стоимость и альтернативная стоимость

Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:

- ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;

- люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.

Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.

Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.

Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.

Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.

Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:

АС = явные затраты + упущенные возможности

Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.

При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:

  • принцип максимума – получить наибольшую выгоду, используя имеющиеся ограниченные ресурсы;
  • принцип минимума – с минимальными затратами достичь определённого заданного результата.

Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).

Примеры и разбор решения заданий

  1. Решите задачу и заполните пропуски в таблице.

Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:

  • Курт – 5 фунтов стерлингов в час;
  • Стив – 10 фунтов стерлингов в час;
  • Ганс – 12 фунтов стерлингов в час.
Зарплата, фунтов/час АС поезд, фунтов/час АМ самолет, фунтов/час
     
     
     

 

Рисунок 1 - Условие задачи

Решение.

Альтернативная стоимость рассчитывается по формуле:

АС = явные затраты + упущенные возможности.

Явные затраты здесь – стоимость проезда, а упущенные возможности – недополученная во время путешествия заработная плата. Зарплата Курта составляет 5£/ч, следовательно, АС его решения поехать поездом будет равна 60 + 5 × 5 = 85£, а АС самолёт = 100 + 5 =105£. Т. к. АС самолёт АС поезд, следовательно Курт поедет поездом.

Аналогично просчитываем варианты поездки Стива:

АС поезд = 60 + 10 × 5 =110£, АС самолёт = 100 + 10 =110£, т.к. альтернативные стоимости у Стива равны, то ему сложно сделать выбор в рамках условий данной задачи, в реальности появятся другие критерии (скорость, комфорт, безопасность), которые будут решающими для выбора.

Для Ганса при АС поезд = 60 + 12 × 5 =120£, АС самолёт = 100 + 12 =112£ выгоднее лететь самолётом.

Зарплата, фунтов/час АС поезд, фунтов/час АМ самолет, фунтов/час
     
     
     
  1. Решите задачу .!!! сами

Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.

Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?

Задание

1 выпишите основные понятия темы

2 решите задачу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: