Что такое управление, и почему управлять и управлять проектом- это не одно и тоже?




В научной литературе существует огромное, практически бесконечное количество определений понятия "управления", одно из них мы даже запишем немного позже. Так вот, если отбросить все формальности, и постараться ухватить суть такого явления, как управление, то можно сказать, что любое управление на предприятии в общем смысле слова, напоминает процесс управления любым средством передвижения: то есть задача переместиться из пункта А в пункт Б при помощи определённых манипуляций. При чём есть понимание, откуда мы начинаем двигаться и к чему мы хотим придти. Только при управлении в общем смысле, вместо средства передвижения выступают некоторые процессы, люди, информационные потоки и т.д., которыми Вы управляете; в качестве конечной цели пункт Б, который был запланирован заранее, а в качестве манипуляций- весь тот разнообразный перечень управленческих инструментов, который есть на вооружении у современного управленца.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что управлять можно и нужно учиться. Как говорится, "любая дорога начинается с самого первого шага", и мы сегодня попробуем сделать этот шаг.

Для начала давайте запишем определение понятия управления: управление – это вид индивидуального или группового планомерного воздействия субъектов управления на объекты управления для достижения определенной цели управления. Это не единственное определение, но для целей нашего мастер-класса, вполне достаточное. Если развить аналогию управления предприятием и управления транспортным средством, то мы можем сказать, что весь инструментарий, который есть в арсенале современного управленца, соответствует различным узлам и деталям в автомобиле, и он необходим, чтобы в итоге добиваться целей, ставящихся перед управлением, посредством реализации определённых функций. Поясню на конкретном примере, что именно я имею ввиду: основная цель управления автомобилем, например, это доставить водителя, пассажира или груз, в определённое место. Для достижения этой цели, конструкторы автомобиля закладывают в него определённый функционал- кабину, для того, чтобы могла быть произведена загрузка и реализована функция хранения, двигатель и движетель- чтобы реализовать функцию непосредственного движения; чтобы обеспечить функцию безопасности, конструктор приготовил подушку безопасности и ремни безопасности. На этом примере мы видим, что в процессе езды автомобиль реализует ряд функций. В процессе управления тоже реализуется ряд функций.

К основным функциям управления относятся:

  • Планирование -оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

 

  • Организация- как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства.
  • Мотивация- как основная функция менеджмента, связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.
  • Координация (регулирование) - как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления. Кроме того, координационная функция включает в себя взаимодействие со внешней средой, и оптимизация всех внутренних процессов в соответствии с её меняющимися запросами.
  • Контроль- как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

И вот для реализации каждой из этих функций, придуман свой инструментарий, например финансовый и бухгалтерский контроль- для целей контроля, методы стимулирования- для мотивации, и т.д. Причём в зависимости от итоговых целей, может изменятся (увеличиваться или уменьшаться) набор управленческих инструментов. Но это примерно также, как для спортивной машины усиливают подвеску и ставят механическую коробку передач, а если мы говорим о машине Тимати, то обязательно используем баклажановые цвета. То есть для конкретных целей управления может меняться инструментарий, но набор функций остаётся один и тот же.

Я очень долго говорил об управлении, но ещё не разу не упомянул об управлении проектом, хотя о необходимости рассмотрения этого вопроса я написал в заголовке. Просто управление проектом - это особенный вид управления, который имеет ряд отличий, от обычного управления, я буду называть его "классическим управлением".Для начала, давайте дадим определение этому понятию: область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками. Согласен, достаточно заумно и немного сложно, но тут нам на помощь должен вновь придти пример с автомобилем. Вот например, если Вы работник " Автоваза" - и вы регулярно выпускаете определённую машину с определёнными характеристиками, и Вы не представляете, сколько лет ещё, Вы будете выпускать эту машину, может год, а может и 40 лет, то мы имеем дело с классическим управлением. А, если у нас есть задача, создать специальный бронемобиль для президента, указаны конкретные сроки реализации, оговорен итоговый бюджет-то мы имеем дело исключительно с проектным управлением, при этом, мы можем быть сотрудниками того же завода и работать на тех же линиях, но по ночам, чтобы не дай Бог не научить остальных работать хорошо. Таким образом, мы можем определить основные отличия проекта, которые и формируют те особенности, которыми обладает проектное управление, итак:

-уникальность цели; ограниченность ресурсной базы; чёткое определение жизненного цикла проекта; создание собственной проектной команды.

Если говорить об этом научным языком, то все различия между управлением проектом и классическим управлением мы можем свести вот в такую вот таблицу:

Классическое(регулярное) управление Проектное управление

Дискретное Сплошное
   
Субьективное Объективное
Внешнее Внутреннее
Несистемное Системное

Давайте попробуем разобраться на привычном нам автомобиле. Что имеется ввиду под понятием "дискретное управление"? Раздробленность узлов управления, принимающих управленческие решения. Чаще всего по функциональному или линейно-функциональному принципу. Например, я начальник участка, который отвечает за выпуск колёс, моя задача выпуск наибольшего количества колёс без брака. Я перевыполняю свой план на 300 процентов, и ещё придумал, чтобы колёса были прочнее, сделать их обод и уменьшил количество креплений, чтобы быстрее точить основу. В результате, у меня план перевыполнен на 300%, а то, что предприятие несёт убытки из-за того, что колёса затарили склад, и прикручивать их сложно- меня уже не очень волнует. В случае с проектным управлением, меня волнует только одна задача, выпустить итоговый продукт, поэтому я постоянно смотрю, чтобы колёс не больше, чтобы дырочки те, и т.д.

Таким же образом можно провести анализ всех остальных отличий, которые связаны с природой управления проектом. Например субъективным, классическое управление называется потому, что основой принятия решения, является субъект, который определяет степень и форму управленческого воздействия. А в проектом управлении, объект, а именно его идеальный образ бронемобиля, начерченный изначально, к которому мы и стремимся. Если есть вопросы по остальным пунктам, поясню дополнительно.

Подсистемы проекта и их взаимосвязь:

управление содержанием;

управление продолжительностью;

управление стоимостью;

управление качеством;

управление персоналом, или управление человеческими ресурсами;

управление материально-техническим обеспечением, или управление ресурсами (материальными);

управление коммуникациями (информационными ресурсами);

управление рисками.

 

Практическое упражнение "День рождения"

Разбиться на группы и проделать несколько заданий

Выделить все обязанности, указать их взаимосвязь,

Распределить обязанности на 5 человек, на 10 человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: