Старшеклассники. Ранняя юность.




Младшие школьники.

(1 – 4 классы)

Самооценка зависит от оценки учителя, т.к. учебная деятельность в этом возрастеведущая. Слабоуспевающий школьник на пути расхождения между требованиями и возможностями («Я могу, но ленюсь») – это говорит о заниженной самооценке, недооценке своих и так небольших возможностей. Кто терпит неудачу, того и в дальнейшем ожидают неудачи, и наоборот. Учителя это подкрепляют плохими оценками (необходимо оценки ставить дифференцировано).

Мотивация. Большое значение имеют мотивы долга, ответственности. Такая социальная установка важна для успеха. Познавательные интересы в этом возрасте на низком/среднем уровне. Большое значение имеет престиж, благополучие («Хочу получать хорошие оценки»). Но оценка зачастую снижает активность детей.

Самый ценный элемент мотивации – учебные интересы – у отстающих не оправдывает качественную сторону (интерес к лёгким предметам и то неглубокий). Мотивация достижения успеха сочетается с мотивом избегания наказания. Поэтому ребёнок ищет себя в спорте, музыке и т.д. Тогда низкая успеваемость не вызовет конфликтных переживаний, отрицательного отношения к учёбе. Только мотив достижения успеха в облегчённой игровой форме может исправить положение.

Психологические условия начального обучения. В этом возрасте – наглядное мышление. Трудность вхождения в науку – простое сообщение не приводит к изменению мышления.

Обучение и развитие младших школьников происходит содержанием. Методы обучения: система усложняющихся задач; практические действия для их решения. Обучение – форма коллективной жизни школьников, общения, которое ведёт за собой развитие, поэтому важна организация процесса. (Решение задач в диадах – более эффективно, чем индивидуальное, т.к. режим сотрудничества, а не соперничества. В диадах ведущую роль отдают менее уверенному.)

Общение детей в начальных классах развито недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству (читают, раскрашивают…). Часть детей неудачно выбирают роли, типы поведения: подлиза (покупает дружбу, льстит ), клоун (готов на «ушах стоять», чтобы привлечь внимание и вызвать одобрение), псевдовзрослый (ищет внимания у старших, т.к. не добился признания в своём кругу), хулиган (ищет слабых, которых можно подавлять). Обычно хулиган и подлиза находят друг друга, но это плохая дружба.

Межличностные отношения носят аморфный характер. Парная связь на эмоциональной основе. Класс - не основная группа, на мнение которой можно полагаться (не чувства коллективизма). К 3-му классу оформляется структура (группки деловых лидеров и т.д.). класс становится значимым.

Оценка поведения мальчиков редко адекватная. У девочек более высокий уровень социального поведения (на публику они демонстрируют хорошее поведение). Гуманные отношения друг к другу у всех занижены, нет сочувствия. Для мальчиков группа сверстников референтная (на их мнение они ориентируются), а для девочек взрослый наделяется свойством референтности.

 

Д/з. Хорошо знать лекционный материал.

 

Дромомания – влечение к бродяжничеству.

Клептомания – стремление к воровству.

Манерность – утрирование манер, мимики, произношения.

Аутизм – отгороженность от внешнего мира, уход в себя.

Суетливость – для психопатических личностей.

Трихотилломания – влечение к вырыванию у себя волос.

Блефомидотилломания – выщипывание ресниц.

Мизофобия – боязнь загрязнения (навязчивое мытьё рук).

Неврозы желания и опасения – желательность/нежелательность заболевания (истерические неврозы).

Эксгибиционизм – обнажённость половых органов (увлечённость порно, циничные высказывания).

Фетишизм – влечение к одежде и туалету.

Трансвестизм – влечение носить одежду противоположного пола.

Сквернословие – (для психопатических личностей) стремление к нецензурной брани.

Мифомания – склонность ко лжи, неискренности.

Графомания – многописательство, стремление писать письма, жалобы и т.д.

Курение – стремление к эйфорическому состоянию.

Алкоголь – реакция подражания взрослым.

Наркомания – стремление к вызыванию изменений в психическом процессе (вплоть до галлюцинаций).

Токсикомания, употребление лекарств – (для психопатических личностей) через токсические вещества склонность добиваться изменений в психической сфере.

 

 

Подростки.

(12 – 14 лет)

Это резко протекающий период от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Происходит свёртывание прежде установленной системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. При этом возрастает самостоятельность, расширяется сфера деятельности, разнообразными становятся интересы.

Самопознание – особая форма деятельности (сравнение себя с другими людьми). Первостепенное значение имеет общение со сверстниками, где устанавливаются нормы, цели (комплекс «Как все», «Кодекс товарищества» + желание выделиться, отличиться, заслужить уважения). Если это получается без школьной оценки, то её значимость отпадает (конфликты с учителями проходят без особых переживаний).

Наряду с приятельством возникает дружба, разочарования в «друзьях на всю жизнь», начинаются первые влюблённости.

Подростковый комплекс – резко выраженные психические особенности: перепады настроения без причин, чувствительность к оценке своей внешности со стороны, сентиментальность, застенчивость/развязанность, обожествление кумиров.

Подростки эгоистичны: центр вселенной, страстны к одиночеству и тут же стремятся в центр общества, бунтуют против власти, иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда медлительны.

Реакция эмансипации: стремление уйти от опёки, контроля, покровительства. Это связано с борьбой за самостоятельность. Особенно остро это протекает, если в семье к нему относятся как к маленькому (побеги из дома, бродяжничество). По опросам подростков США и Европы 70% из них имеют жалобы на родителей (одежда, низкая успеваемость, время).

У подростков преобладает низкая самооценка, что приводит к стихийным компаниям, раннему интимному общению (нужна сублимация). Стремление к взрослости противоречиво: конфликт между тем, что ещё делать не может и тем, что делал в детстве. Внешняя взрослость компенсирует им это (курение, спиртные напитки, преувеличенный интерес к противоположному полу).

Оценка учения. Оставляя без внимания изобретательность школьников, его стремление находить самостоятельные решения проблем, учитель не использует возможности формирования целостной, всесторонне развитой личности, а теряет учащегося. Если сам оценивает высоко, а учитель низко – негатив в развитии личности.

Подростковый кризис: 12 – 14 лет – переломный момент (грубость, стремление поступать наперекор. Это пик перехода от детскости к взрослению. Если взрослые чутко относятся к детям, реагируют на изменения адекватно, то кризис может быть не таким острым. Появляется новый уровень самосознания. Учитывать следует потребность общения со сверстниками, т.к. со взрослыми подростки часто бывают демонстративны или избегают их вообще.

 

Д/з. Конспект. Знать лекцию.

 

 

Старшеклассники. Ранняя юность.

(14 – 16 лет)

Появляется стремление к самосовершенствованию, стремление повышать свой культурный уровень, желание быть интересным. К 9-му классу увеличивается привязанность к школе, поэтому появляются сложности в выборе профессии. Многие тревожны, эмоциональны, напряжены. Кто не удовлетворён результатами обучения в школе, стремится её закончить. Но устремление в будущее тогда хорошо, когда есть удовлетворённость настоящим.

Увеличивается чувство обвинения себя, стремление исправить собственные недостатки, потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми (для накопления знаний, необходимых для будущей жизни). Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола.

Психологические особенности юношеского возраста: открытие своего внутреннего мира, острая потребность в избирательном общении, потребность в уединении, тишине; мечты о будущем занимают центральное место.

Отношения со сверстниками носит «исповедальный» характер. Доверие к близкому взрослому – значит, видит «идеал» в ситуации затруднительности принятия самостоятельного решения.

Самооценка: устойчивая, высокая, бесконфликтная из-за повышенного оптимизма к себе и своим возможностям: 1) всё в гармонии (притязания и желания), 2) оптимизм на все стороны жизни («прожигает жизнь»), 3) неуверенность в себе и переживания на основе страхов («всё основывается на материальной базе»).

Юноши чаще чем взрослые чувствуют себя одинокими. Число друзей своего пола уменьшается, а противоположного – увеличивается. Дружба носит избирательныйхарактер. Юноши отдают предпочтение своим сверстникам, а девушки чаще предпочитают старших. Ориентация на ровесника говорит о равенстве, а на старший возраст – потребность в примере, в оценке.

Для ранней юности характерна идеализация дружбы, она как «психотерапия», где можно выразить чувства (друга не выбирают, а придумывают).

В любви эротические мотивы почти не выражены, это стремление к эмоциональному контакту, душевной близости. Соотношение дружбы и любви – проблема, т.к. любовь предполагает степень интимности и включает в себя дружбу. У юношей часто бывает презрительное отношение к чувственности, происходит подавление чувств – И защитная установка. ИИ защитная установка – «интеллектуал» - считает, что чувства не интересны, поэтому появляется высокомерие, нетерпимость (а это страх перед жизнью). Для юношей собственные переживания важнее, чем объект привязанности, поэтому они часто хвастаются «победами».

Влюблённость как эпидемия: появилась в классе пара, все сразу влюбляются, а объект увлечения – 1 общая «звезда» класса.

Юноши и девушки сталкиваются с моральными проблемами. Следует правильно понимать нормы семьии брака. Только осознавая свои обязанности и действия, а не потребности, можно думать о семье. Необходимо формировать понятие право по отношению к другому человеку.

 

 

Д/з. Хорошо проработать лекцию. Знать основные понятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: