Композиция речи и её составляющие




Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает

"составление, сочинение". В современном литературном языке оно имеет несколько значений:

- строение, соотношение и взаимное расположение частей;

- произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное и неоднородное по своему составу;

- теория сочинения музыкальных произведений;

- материал, полученный в результате комбинирования разнородных

компонентов.

В ораторском искусстве композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе. В теории наряду со словом "композиция" употребляются также близкие по смыслу слова "построение", "структура".

Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей речи нарушается, то её эффективность снижается, а иногда сводится к нулю.

Элементарное понимание речи – это перевод следующих друг за другом и воспринимаемых слухом предложений на собственный мыслительный язык.

Запутанное, сложное, бессистемное, непоследовательное изложение воспринимается с трудом, так как за ним трудно следить, и, как правило, оно не вызывает большого интереса. При этом, из-за неправильности построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удаётся реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Способностью чётко строить композицию в совершенстве владел, например, И. П. Павлов. Современники учёного вспоминают, что даже самые сложные теории он излагал просто и убедительно благодаря чёткому построению выступления.

 

Составные элементы композиции.

Зачин.

Особенности зачина определяются, во-первых, самой темой выступления и аудиторией, во-вторых, необходимостью привлечения внимания слушателей.

Зачин указывает также, в каком ключе будет произнесена речь. Текст зачина должен мобилизовать слушателей к восприятию, вводя их в речь, и даёт концентрированную информацию о направлении речи.

Чаще всего речь начинается с этикетных формул, например, эмоциональная речь может начинаться с приветствия, и таким образом оратор подчёркивает своё расположение к слушателям, а это в свою очередь не может не вызвать у них ответного дружеского чувства и внимания.

Нужно подготовить слушателей к восприятию данной темы, привлечь их внимание. А для этого первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны.

Этих зацепляющих "крючков" - зачинов может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью.

Оригинальное начало не только привлекает внимание, но и даёт интеллектуальный и эмоциональный ключ к пониманию последующего изложения. Итак, зачин – это начальная часть ораторской речи, основные функции которой – контактоустанавливающая и проспективная, то есть установление контакта со слушателями и создание представления о теме и направлении речи.

Вступление.

Второй элемент ораторской речи – вступление. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи. Опытные ораторы рекомендуют начать речь с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов.

Оригинальность вступления, его сила, действующая на слушателей, во многом зависит от того, какие приёмы в нём использованы оратором. Но для этого необходимо много работать, думать, искать.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом оратору необходимо учитывать и состав аудитории, и степень её подготовленности. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал.

Главная часть.

Хорошо продуманное вступление ещё не обеспечивает общего успеха речи оратора. Нередко случается, что заинтересовав слушателей оригинальным началом, он теряет постепенно их внимание. Последнее может ослабеть, угаснуть и пропасть. В связи с этим перед оратором стоит ещё одна важная проблема – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной. Приёмы могут быть различны. Оратор пользуется логическими формами аргументации: дедукцией, индукцией и аналогией, которые отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства.

Дедукция – это логический переход от общего знания к частному, подведение частного случая под общее правило. При этом впоследствии из общего положения, под которое подведён какой-либо факт, выводится надлежащее заключение в отношении этого конкретного факта.

Индукцияобобщение, возникающее на анализе эмпирического опытного материала, базирующегося на опыте. Рассуждение индивидуального типа строится, опираясь на конкретные данные с целью обобщения, то есть форма изложения от единичных и менее общих положений к общим положениям и выводам. Вероятно, сам вывод должен быть очевиден и прост. Дабы не утомлять слушателей чрезмерной сложностью вывода какого-либо результата, оратор должен наиболее понятным языком растолковать аудитории суть освещаемого вопроса. И при этом логическая цепочка его высказываний должна иметь строго определённые начало и конец и желательно как можно меньше промежуточных звеньев, чтобы слушатель не потерялся и сохранил внимание.

Следующий приём – аналогия - это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах и признаках.

Второй Приём - кульминация – рассчитан на слушателей, которые смогут дослушать речь до конца при минимальных стимулах, терпеливо ожидая её кульминации. Эти реакции объясняются психологическим законом памяти – "фактором края", или "законом первого и последнего места", а именно: лучше всего откладывается в памяти то, что находится в начале либо в конце последовательности событий.

Итак, в главной части необходимо соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. "Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, как сказать, семя другой, - утверждал М. М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия".

По способам тематического развёртывания речи можно выделить несколько типов композиции.

При последовательной композиции изложение идёт по восходящей линии, от одного тематического блока к другому. Одна тема переходит в другую, которая развивает предыдущую. Каждая из них является исходной для разъяснения последующей мысли. В результате раскрывается основная идея, которая определяет цель выступления. Этот способ расположения материала связан, как правило, с хронологическим или историческим описанием.

При концентрической композиции основная идея речи формулируется в её начале, хотя в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, конкретизируется. Обрастает всё новыми и новыми фактами, идеями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её.

При параллельной композиции темы разграничены, каждой из них отводится своя область речи, своё пространство высказываний. Наблюдается редкое их размежевание, дифференциация, неожиданный переход от одной темы к другой. Возможно наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов. Тем не менее все они объединены одной отчётливо просматривающейся идеей.

В смешанной композиции построения речи наблюдаются все вышеупомянутые типы композиционного приёма. От их удачного сочетания зависит успешность выступления. В смешанном варианте несколько тем могут быть связаны последовательно, другие – параллельно и, переливаясь, они могут придать весьма контрастный вид речи, что конечно всегда возбуждало внимание слушателя.

 

Приёмы привлечения внимания аудитории

Публичное выступление имеет некоторые специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Как бы не интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестаёт слушать.

Заключение.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость говорит: "Конец венчает дело". Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Заключение

Такова чудодейственная сила слова. Она особенно важна и действительна в сложных коммуникативных ситуациях. Слово может быть сильнейшим оружием не только в руках бессовестных, своекорыстных демагогов. Оно может быть ещё более сильным оружием в руках борцов. И хотя они и используют его, но они далеко не всегда сознают силу слова как разрушительную, так и созидательную. Далеко не всегда они, особенно в сложных коммуникативных условиях, как можно нейтрализовать, разоблачить лживое и злобное "антислово" и как дать подлинную силу слову.

И даже зная, не всегда они находят в себе смелость, ответственность и упорство, необходимые для решения такого рода задач. И даже находя, далеко не всегда владеют искусством такого тонкого и действенного слова. Одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры речи является овладение умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения, прежде всего применительно к практически непосредственно актуальным сферам и ситуациям. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.

Композиция всегда будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Интересные, захватывающие речи – это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи.

Список используемой литературы

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, М.: Изд-во «Феникс» 1998.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Издательство «Высшая школа», 1988.

3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во МГУ, 1992.

4. Максимов В. И. Русский язык и культура речи. Москва, М.: «Гардарики», 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: