Все принципы управления тесно взаимообусловлены и взаимосвязаны. К примеру, невозможно достичь четкого функционирования системы менеджмента, при этом игнорируя другие принципы управления (дисциплину, стимулирование, планомерность, целенаправленность, компетентность), так же как и нельзя обеспечить целенаправленную деятельность компании без иерархичности, компетентности, планомерности и дисциплины.
Совместно с общими принципами, как уже отмечалось выше, существуют и частные принципы управления, имеющие локальный характер и регулирующие только отдельные стороны управления и управленческие процессы. К примеру, в отношении управления компаниями торговли обычно выделяют следующие частные принципы: непрерывность, ритмичность, преемственность и параллельность управленческих процессов.
Основные элементы маркетинга
Маркетинг как наука существует всего около ста лет, однако это не значит, что ранее не существовало законов маркетинга. Отдельные его элементы четко прослеживаются в любой торговой операции как пятнадцатого века, так и первого тысячелетия до нашей эры. Так как основной целью торговли является удовлетворение спроса потребителей и извлечение выгоды, маркетингом можно назвать теоретическую базу торговли, которая состоит из определенных элементов, действует и развивается по установленным законам и принципам.
Понятие маркетинга
Маркетинг - от англ. market (т. е. "рынок") означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако в экономическом комплексе понятие маркетинга имеет более широкое значение. Таким образом, маркетинг можно определить как единый комплекс организации производства и сбыта товара или услуги для удовлетворение нужд и потребностей потребителей с целью извлечения прибыли.
Отсюда можно вывести основные элементы маркетинга:
· Потребность.
· Спрос.
· Товар.
· Обмен.
· Сделка.
· Рынок.
Основные элементы маркетинга
Это фундамент и теоретическая база маркетинга. Это своеобразный скелет, на котором держится вся торговая деятельность.
Потребность
Именно потребность лежит в основе маркетинга. Не было бы ее, не было бы и задачи ее удовлетворить. В данном случае большой интерес представляет пирамида Маслоу, доказывающая, что природа потребностей человека иерархична по своей сути. Что это значит? Если проиллюстрировать это на простом примере, то выйдет примерно следующее: если ваш потребитель - житель Центральной Африки, страдающий от голода и жажды, то его вряд ли заинтересует ваше предложение на покупку последней марки iPhone.
Спрос
Исходя из потребности, в обществе формируется спрос. Если дать сухое определение, то выйдет, что спрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью индивида.
Спрос - величина непостоянная. На нее оказывают влияния такие факторы:
· Покупательная способность граждан.
· Цена на товар.
· Незаменимость товара.
· Наличие схожих товаров на рынке.
· Мода.
Согласно закону спроса, чем выше цена, тем ниже спрос.
Так же и наоборот. Согласно закону предложения: чем выше цена, тем выше предложение.
В отношении отдельных видов товаров, прежде всего товаров первой необходимости, данный закон работает в обратном порядке. В маркетинге это явление получило название парадокс Гиффена. Суть этого парадокса проста: чем выше цена на товар, тем больше будет спрос и, соответственно, наоборот.
Как однажды высказался известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс: "Спрос рождает предложение". Отсюда выходит следующий элемент маркетинга - товар.
Товар
В данном случае это обобщенное понятие, которое может представлять собой как осязаемую вещь, так и услугу. Во многом благодаря деятельности массмедиа и иным внешним факторам давления на психику потребителя в обществе искусственно повышается спрос на товар, который, в свою очередь, приводит к повышению предложения.
Обмен
Следующий очень важный элемент маркетинга, который определяет качество всех выполненных раннее операций.
Для совершения обмена необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:
· В совершении обмена участвуют как минимум две стороны.
· Обе стороны располагают эквивалентными ценностями, которые можно обменивать.
· Обе стороны располагают возможностью коммуникации и транспортировки своего товара; в противном случае обмен остается лишь теоретической возможностью.
· Обе стороны остаются свободными в принятии решения обмена; принуждение покупки не рассматривается как взаимовыгодная операция.
· Обе стороны должны быть уверены в целесообразности и желательности иметь дело друг с другом. Это весьма гибкий фактор, который зависит от внешних рычагов давления, прежде всего, рекламы.
Сделка
Сделка представляет собой основную единицу измерения в среде маркетинга. Здесь так же, как и в обмене, необходимо соблюдение ряда условий:
· Сделка предполагает наличие двух и более ценностно-значимых объектов.
· Обе стороны должны в устной или письменной форме дать согласие на ее осуществление.
· Должно быть согласовано время совершения сделки.
· Должно быть согласовано место совершения сделки.
· При легальной сделке ее условия, как правило, закреплены и находятся под охраной закона.
Рынок
Исходя из всех перечисленных выше компонентов, выходит сегмент рынка. В современных условиях рынок может и не являться конкретным местом. Чаще в маркетинге под рынком понимают совокупность имеющихся потенциальных покупателей какого-либо товара.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите принципы и функции маркетинга.
2. Перечислите цели и задачи менеджмента.
Составить краткий конспект, ответы на вопросы отправить в виде фотоотчета на адрес электронной почты: Uthlf.2020@mail.ru
Выполненные работы оцениваются исходя из следующих критериев:
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | отлично | |
70 ÷ 90 | хорошо | |
50 ÷ 70 | удовлетворительно | |
менее 50 | неудовлетворительно |
Преподаватель Т.А.Герда