План
1. Общедидактические принципы обучения
2. Принципы методики преподавания русского языка
1. Общедидактические принципы обучения. Различаются общедидактические принципы, рассматриваемые как исходные положения любой частной методики, и принципы, на основе которых строится обучение русскому языку.
К общедидактическим относятся принципы 1) научности, 2) систематичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) наглядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода к учащимся, 12) мотивационный принцип.
Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике преподавания русского языка и раскрываются на материале школьного курса.
1.1. Принцип научности предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответствии с логикой и понятиями лингвистической науки. В школьный курс русского языка включаются только общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку. Так, в последние десятилетия в школьную программу по русскому языку введены сведения по стилистике, теории текста и др. Изучение синтаксиса начинается с темы «Словосочетание», так как словосочетание служит «строительным материалом» для предложения. Тем самым реализуется системный подход в изучении синтаксических единиц.
1.2. Принцип систематичности и последовательности. В соответствии с принципами систематичности и последовательности все языковые явления в школьной практике рассматриваются в целостной, единой системе, в их семантическом, грамматическом и функциональном (коммуникативном) аспектах. Эти принципы способствуют осознанному усвоению языковых единиц. Так, морфология изучается на синтаксической основе, орфография рассматривается на базе усвоения фонетики, словообразования и морфологии. Материал расположен от простого к сложному с опорой на ранее изученное, что позволяет установить внутренние связи, зависимости между языковыми явлениями, систематизировать знания учащихся. Такую же цель преследует и порядок изучения разделов школьного курса русского языка. Например, в морфологии рассматриваются сначала знаменательные, а затем служебные части речи. Среди знаменательных школьники, как правило, знакомятся с именными частями речи (именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями) и их признаками, затем изучают глагол и его формы (причастие и деепричастие) и, наконец, неизменяемые слова (наречие, категорию состояния).
|
1.3. Принцип преемственности. В решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип преемственности, в основе которого — опора на изученный материал.
1.4. Принцип перспективности. Принцип преемственности неразрывно связан с принципом перспективности, предполагающим установление связей с материалом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он решал задачи не только одного конкретного урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходимы школьникам при изучении следующих тем. Так, в ходе изучения морфологии учащиеся знакомятся с синтаксической функцией знаменательных частей речи, что позволяет, с одной стороны, более полно представить грамматические признаки той или иной части речи, а с другой — подготавливает учащихся к осознанному усвоению синтаксической темы «Члены предложения и способы их выражения». Знакомство с сочетательными возможностями слов разных частей речи является подготовительным этапом к изучению темы «Словосочетание» в 8 классе.
|
1.5. Доступность обучения предполагает отбор языкового материала (понятий, терминов и т. д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам. Так изучаются, например, вопросы стилистики (общее понятие о разговорном, научном и художественном стилях речи — 5 класс, понятие об официально-деловом стиле речи — 6 класс, понятие о публицистическом стиле речи — 7 класс).
1.6. Принцип сознательности основан на единстве деятельности учителя (преподавания) и деятельности школьников (учения) и предполагает осознанное усвоение языкового материала.
1.7. Принцип активности проявляется в учебной деятельности, при которой школьники усваивают знания путем наблюдения над языковыми фактами, анализа языковых явлений, выполнения исследовательских, проблемных заданий и др. Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересованности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.
|
1.8. Принцип наглядности. Одним из важнейших дидактических принципов является принцип наглядности. Еще Я.А.Коменский сформулировал это «золотое правило» дидактики. Согласно принципу наглядности, эффективность обучения зависит от степени участия разных органов чувств при восприятии и усвоении учебного материала. Наглядные средства, вызывающие слуховые, зрительные, зрительно-слуховые ассоциации, образы, помогают учителю конкретизировать многие отвлеченные понятия, от конкретных языковых фактов перейти к обобщению, правилу. Наглядные средства различаются:
• по характеру подачи материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные);
• по типу восприятия (слуховое, зрительное, зрительно-слуховое);
• по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них).
«Наглядным» материалом является и звучащая на уроке речь, сам язык, высокохудожественные тексты, используемые для наблюдения над языковым явлением. В процессе обучения большое значение имеет наглядная запись на доске и в тетрадях (запись в столбик, распределение материала по колонкам, использование различных обозначений, подчеркиваний и т. д.).
1.9. Принцип связи теории с практикой. Особую актуальность этот принцип приобрел в настоящее время в связи с усилением практической направленности обучения. На уроках русского языка происходит не только усвоение теоретических понятий, терминов, но и формируются навыки речевой деятельности школьников: чтения, письма, составления связного высказывания в устной и письменной формах, т. е. происходит обучение использованию языковых единиц в речевой практике.
1.10. Принцип прочности усвоения знаний определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный учебный материал и использовать его при выполнении практических заданий.
1.11. Учет индивидуального подхода к учащимся — это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого ученика. Учет индивидуальных особенностей школьников приводит к дифференциации заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся.
1.12. Мотивационный принцип. Реализация мотивационного принципа предполагает ответ на вопрос, как сохранить у школьников желание учиться. Ведь известно, что любая деятельность имеет внутреннюю мотивацию. Таким образом, названный принцип — важный фактор успешного обучения, формирования устойчивого интереса школьников к учению.