Методика преподавания русского языка опирается не только на общедидактические, но и на общеметодические принципы, вытекающие из особенностей учебного предмета. Вопрос о собственно методических принципах в науке не имеет однозначного решения. Рассмотрим две точки зрения на этот вопрос. Т.М.Воителева предлагает учитывать наиболее общие принципы методики преподавания русского языка. К ним относятся: 1) принцип взаимосвязи различных разделов; 2) коммуникативный принцип; 3) контекстный принцип. Принципы базируются на характеристиках речевой деятельности, а не на психологических особенностях процесса усвоения знаний ребенком.
2.1. Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка: грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т. д. основан на всестороннем рассмотрении какого-либо факта или явления языка. Обучение русскому языку будет эффективным, если учитывается специфика каждого из разделов курса, различные стороны одного и того же языкового явления или факта.
Так, в процессе изучения грамматики, в частности морфологии, рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием знаменательных и служебных частей речи. Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично — при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты, междометие). Принцип взаимосвязи отдельных разделов языка наиболее ярко проявляется в процессе изучения морфологии на синтаксической основе.
2.2. Коммуникативный принцип. Коммуникативно-деятельностный подход, провозглашенный в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», предполагает обучение русскому языку в процессе коммуникации (деятельности). В основе этого подхода лежит межличностное общение (учитель — ученик, ученик — ученик), которое, в свою очередь, обусловлено мотивом, потребностью общения. Все это подготавливает школьников к полноценному речевому общению как в устной) так и в письменной форме. Таким образом, одним из ведущих принципов методики преподавания русского языка считается коммуникативный принцип.
|
2.3. Контекстный принцип. Основной дидактической единицей обучения становится текст как продукт и процесс речевой деятельности человека. В настоящее время проблема текста, его восприятия и порождения приобрела особую значимость в связи с ориентацией обучения русскому языку на конечную цель — формирование коммуникативной компетенции и развитие личности в целом. Поэтому важным принципом методики речевого развития является контекстный принцип, так как он предполагает анализ номинативных единиц языка (слов, словосочетаний) в их синтаксических связях в связной речи (тексте), с учетом стилистических возможностей, выразительности, текстообразующей функции.
А.В. Дудников определил принципы обучения русскому языку исходя из социально-психологических функций и лингвистической специфики языка. В соответствии с этой классификацией выделяются две группы собственно методических принципов: стратегические и тактические.
Стратегические принципы методики связаны со следующими социально-психологическими функциями языка:
♦ способностью родного языка быть орудием мысли и средством ее материального воплощения;
|
♦ способностью языка быть средством общения;
♦ эстетической функцией языка как формы и средства создания художественной специфики литературного произведения.
Основой тактических принципов методики является структурно-лингвистическая специфика родного языка.
Стратегические принципы | Тактические принципы |
Первый стратегический принцип связан с формированием грамматического мышления в процессе усвоения школьниками грамматических понятий, с развитием общи мыслительных способностей. | Первый тактический принцип связан с предпочтительным использованием индукции как способа мышления при изучении отдельных явлений и категорий языка. |
Второй стратегический принцип предусматривает систематическую работу по развитию речи, изучение многообразных форм и жанров речи. | Второй тактический принцип учитывает взаимосвязь отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе — при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня (например, изучение морфологии на синтаксической основе). |
Третий стратегический принцип реализуется в процессе анализа изобразительно-выразительных средств, имеющихся в текстах. | Третий тактический принципопирается на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка — в работе над различными жанрами речи. |