1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.
Тема 4: Методы, формы и средства обучения
Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов, форм и средств обучения.
Дидактические цели занятия
Студент должен знать:
· понятие о методах, форме и средствах обучения;
· классификацию методов обучения;
· основные методы обучения, используемые в процессе обучения и их особенности;
· методические приемы, используемые в различных методах обучения;
· отличия методов обучения;
· критерии выбора метода, формы и средств обучения.
· дидактические возможности использования технических средств обучения.
Студент должен уметь:
· обосновать выбор различных методов, форм и средств обучения в зависимости от целей, содержания и других факторов обучения;
· использовать различные методы, формы и средства для обучения детей, их родителей и медицинского персонала;
· использовать дидактические возможности ТСО.
Основные понятия темы:
1. методы обучения;
2. формы обучения;
3. средства обучения;
4. лекция;
5. беседа;
6. практическое занятие;
7. средства обучения;
8. технические средства обучения (ТСО).
Вопросы к семинару
1. Классификации методов обучения в педагогике.
2. Лекция как метод устного изложения знаний.
3. Беседа как метод обучения.
4. Работа с учебником – характеристика метода и возможности использования данного метода в работе врача-педиатра.
5. Особенности проведения лабораторного занятия.
6. Формы организации учебной деятельности. Соотношение между формой и методами обучения.
7. Урок – понятие, структура, характеристика урока.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Общие формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, их характеристика и особенности.
2. Средства обучения в работе преподавателя.
Темы рефератов
1. Урок – как основная форма организации обучения.
2. Формы организации обучения.
3. Средства обучения в профессиональной деятельности педагога.
4. Технических средств обучения: их характеристика и классификация. Психолого-педагогические и дидактические возможности ТСО.
Задание для самостоятельной работы.
1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.
Тема 5: Педагогический контроль.
Цель занятия: понимание студентами роли контроля в процессе обучения, усвоение методов, принципов и функций контроля в процессе обучения.
Дидактические цели занятия
Студент должен знать:
· функции и назначение контроля;
· основные виды и методы контроля их особенности;
· требования, предъявляемые к контролю;
· критерии оценки знаний, умений и навыков.
Студент должен уметь:
· отбирать адекватные целям обучения виды и методы контроля;
· использовать основные методы педагогической диагностики и контроля усвоения программного материала;
· оценить успеваемость обучаемого с учетом критерий оценки.
Основные понятия темы:
1. контроль;
2. фронтальный опрос;
3. уплотненный опрос;
4. индивидуальный опрос;
5. педагогическое тестирование;
6. оценка;
7. отметка.
Вопросы к семинару
1. Контроль – понятие, функции, принципы.
2. Виды контроля: предварительный, текущий – их характеристика, преимущества и недостатки.
3. Рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.
4. Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.
5. Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Методы письменного контроля, практическая проверка знаний и умений – их характеристика и особенности.
2. Педагогическое тестирование – понятие, преимущества и недостатки, требования к составлению тестов.
Темы рефератов
1. Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).
2. Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.
3. Методы практического контроля в вузе.
Задание для самостоятельной работы
1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.
Тема 6: Рубежный контроль по модулю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПО ПЕДАГОГИКЕ
а) основная учебная литература
1. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации: уч. пос./ Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов и др./Под ред. Н.Д. Ющука. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 304 с.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Высш. Учеб. Завед.: В 2-х кн. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 576 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с.
б) дополнительная учебная литература
1. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию учеб. пос. для вузов. – М.: Школа-пресс, 1995. – 448 с.
2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. пос для студ. высш. учебн. завед./ А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.
3. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пос для студ пед. вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
4. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пос. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
5. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: уч. пос. для студ. высш. учебн. завед. – М.: Академия, 2002. 192 с.
6. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. для студ. и аспирантов вузов/ Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 c.
7. Психология в медицине: учеб. пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц - М.: кафедра, 1998 – 272 с.
8. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А,А. Радугина. - М.: Центр, 2002. – 256 с.
9. Смирнов В.И. Общая педагогика: уч. пос для студ высш. учебн. завед. – М.: Логос, 2002. – 304 с. (Кол-во 3)
10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Академия, 2001. – 304 с. (Кол-во 2)
11. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: уч. пос. для студ. высш. учебн. завед. М.: ВЛАДОС-прес, 2003. – 352 с. (Кол-во 2)