Политические партии Великобритании




Политические партии в современном смысле возникли в Англии в результате избирательной реформы 1832 г. Их возникновение обусловлено действием двух причин:

1) повышением роли парламента в политической жизни, что привело к необходимости формирования парламентских групп, объединяющих депутатов по сходству их политических взглядов;

2) расширением избирательных прав, в результате чего возникли комитеты по поддержке кандидатов, обеспечивающих приток новых избирателей.

Возникшие ещё в XVII в. в парламенте Англии политические группировки – тори и виги первоначально представляли собой объединения различных сегментов правящего класса, по-разному относившиеся к абсолютной монархии. Тори выступали за сохранение абсолютной монархии, они выражали интересы земельной аристократии, католического духовенства и финансовой буржуазии и были носителями исторической традиции, идеологии консерватизма. Виги, напротив, требовали ограничения королевского абсолютизма и представляли интересыпромышленной буржуазии (нового дворянства), отстаивали идеи свободы предпринимательства, парламентского строя, судебной защиты прав собственника и были носителями идеологии либерализма.

Виги (от шотл. Whiggamore – букв. погонщик скота) – первоначально название шотландских ковенантеров, то есть пресвитериан, терпимых к монархии, но настаивавших, чтобы король не покушался на традиционные права парламента. Их лидером был маркиз Арчибальд Кемпбелл Аргайл. В 1688 – 1689 именно виги были инициаторами «Славной Революции», они же втянули Англию в Войну за испанское наследство, и их падение в 1710 было связано с неудачами в этой войне.

Тори (от ирланд. Toraidhe – букв. грабитель, преследуемый бродяга) – первоначально название ирландских сторонников широких прав монарха. Признавали божественное право королей и не допускали никакого права на сопротивление их власти. Их лидером был граф Денби. Правящая партия в период Реставрации. Подавляющее большинство приверженцев тори были англикане, и из-за католической ориентации Якова II тори поддержали «Славную революцию» 1688 – 1689. После революции тори стали оппозиционной партией.

Эти политические общности ещё нельзя назвать партией, так как в то время это были лишь объединения группы лиц из числа аристократии со схожими идеями и мыслями, которые сплачивались вокруг своего лидера и осуществляли патронаж над всем своим электоратом.

В конце XVII в. тори и виги имели простую структуру, обусловленную классовой принадлежностью членов политических группировок: деление шло на должностных лиц с их друзьями и коллегами («придворная партия») и обычных лиц-приверженцев той или иной идеологии («национальная партия»).

Основной ареной их активности был парламент и около парламентская деятельность. Побеждающая на выборах партия образует в парламенте фракцию большинства, ей по традиции поручают формирование персонального состава кабинета министров. Его формирует лидер парламентского большинства, будущий премьер-министр, который назначается королём. А побежденная партия переходит в официально признаваемую и санкционируемую обычаем оппозицию.

Однако сам избирательный процесс, сохранившийся с XIII века, уже изжил себя к XVIII веку и был неэффективен. Система открытого голосования давала широкие возможности осуществления контроля над ходом и результатами голосования и для оказания давления на избирателей, которые широко практиковались в небольших избирательных округах, получивших название "гнилых" местечек. Правительство и корона обычно имели про запас нужное число таких избирательных округов для обеспечения поддержки правительства или своей партии в парламенте, владельцы местечек продавали голоса избирателей за должность или покровительство важного чиновника.

Бывали случаи, когда избиратели предпочитали отказаться от участия в выборах. Это было продиктовано желанием избежать возможных неприятных последствий от своего выбора, когда он не совпадал с желаниями местного патрона-члена палаты лордов.

Количество депутатов от города или графства определялось не числом избирателей, а старинными королевскими грамотами. И уже к концу XVIII века 40% округов не набирали и по 100 человек, имевших право голоса. В большинстве городов избирательным правом пользовались лишь несколько десятков жителей - привилегированная корпоративная городская верхушка. Значительным числом мест в парламенте от них распоряжались король, правительство и крупные землевладельцы, которые открыто продавали места в парламенте.

Сложившаяся система представительства ставила нижнюю палату в зависимость от верхней. Члены парламента, избранные от местечек, находились в прямой зависимости от патрона. Именно он чаще всего организовывал выборы и оплачивал их проведение. Примерно до трети членов нижней палаты находились в зависимости от лордов. И эта зависимость определяла поведение парламентариев при голосовании на протяжении XVIII столетия.

В 1832 г. в Великобритании была проведена первая реформа избирательного права, положившая начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения. В результате реформы было произведено перераспределение мест в палате общин и увеличен электорат. Следствием парламентской реформы 1832 г. явилось изменение форм и методов ведения кандидатами предвыборной кампании. У представителей парламентских группировок возникла необходимость бороться за голоса избирателей. Теперь успех дела стали решать работа среди избирателей, умение заставить их проголосовать в желаемом для партии смысле, мастерство в борьбе с противниками за голоса избирателей. Подобную задачу по политической мобилизации населения и формированию желаемых избирательных предпочтений могли решить только хорошо организованные, обладающие мощным идеологическим аппаратом централизованные партии. Тори и виги осуществили структурную перестройку и трансформировались из политических группировок в организованные политические силы – политические партии. Они сменили название: тори стали именовать себя консерваторами, а виги – либералами. Началось объединение группировок и ассоциаций одной политической ориентации – консервативной или либеральной – в одну политическую организацию.

В 1831 г. тори создали специальный Карлтон-клуб – организующий центр деятельности этой партии по всей стране. В 1836 г. подобный клуб организовали и либералы. Оба эти клуба поддерживали связь с местными либеральными и консервативными организациями. По способу возникновения консервативная и либеральная партии являются партиями парламентского происхождения, состоящими из профессиональных кадровых политиков, с жесткой партийной дисциплиной. Отношения между партийцами и избирателями теперь строятся на основании глубоко проработанных и идеологически продвинутых программ, которые служили своего рода контрактами между избирателями и политиками, заседавшими в парламенте. Партийные программы уточняли, каких именно позиций должны придерживаться партийные лидеры, за что они должны голосовать, какие позиции должны поддерживать, против чего выступать.

Консервативная и либеральная партии имеют сходную структуру.

1) "кокос" – парламентская фракция во главе с лидером, которая при голосовании выступает как единая политическая сила;

2) местная ассоциация избирателей – постоянные комитеты во всех избирательных округах (первичная организация партии);

3) национальная партийная конференция.

Самым важным элементом партийной структуры является парламентская фракция, поскольку именно она формирует и выражает общественное мнение по наиболее актуальным вопросам. А если эта парламентская фракция обладает большинством в парламенте, т.е. является правящей, то она осуществляет правительственные функции, формирует политический курс, принимает важнейшие решения и контролирует их выполнение.

Консерваторы начали упорядочение и централизацию организации и деятельности партийной структуры под руководством Бенджамина Дизраэли. В 1867 г. были основаны Национальный союз консерваторов и Конституционные ассоциации; после неудачи на выборах, которую Б. Дизраэли приписал плохой организации, создается Центральное бюро консерваторов. В 1837 году при поддержке консерваторов Дизраэли стал членом парламента. Благодаря выдвинутой им идее «одной нации» партия консерваторов наращивала темпы в обретении общественной поддержки, а сам Бенджамин занял лидерскую позицию. Вершиной его политической карьеры было очередное пребывание на посту премьер-министра с 1874 по 1876 гг., в течение которого Б. Дизраэли на практике последовательно воплощал в жизнь имперские планы Британии по расширению восточных колоний.

Либеральная партия провела объединение своих организаций в масштабах страны в 1877 г., создав Национальную либеральную ассоциацию по инициативе Джозефа Чемберлена, и это вскоре привело к строгой централизации всей предвыборной деятельности.

Либеральная партия доминировала в политической жизни Англии в 70-х гг. XIX в. На протяжении 10 лет либеральная партия была правящей. Главной социальной базой либеральной партии были предприниматели текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности, заинтересованные в "свободной торговле", а также представители банков. Главным противником Б. Дизраэли из среды либералов был Уильям Гладстон, бывший министр финансов. Благодаря ему были приняты закон о введении процедуры тайного голосования на выборах в парламент 1872 и закон о предоставлении тред-юнионам юридических прав.

С 1876 г. в Англии начинается упадок промышленности, она теряет мировую гегемонию, уступая в конкурентной борьбе Германии и США. Английская буржуазия требовала установления протекционистских пошлин, ограждающих ее товары от конкуренции со стороны молодых промышленных держав. Падение уровня жизни либералы стремились компенсировать активной колониальной политикой. В этих условиях мелкая и средняя буржуазия требует государственного вмешательства в экономическую жизнь и социальные отношения. Дальнейшее ослабление либеральной партии связано с ирландским вопросом, игравшим важную роль в политической жизни Англии. Стремясь обеспечить себе поддержку ирландцев в борьбе против консерваторов, либералы разработали проект о гомруле – самоуправлении Ирландии, что привело к расколу партии. Большая часть либералов присоединилась к консерваторам и стала отстаивать идею союза Великобритании с Ирландией. Либеральный кабинет пал, и к власти пришли консерваторы, обещавшие проведение более решительной внешней и внутренней политики.

Консервативная партия была менее влиятельной по сравнению с либералами. Лишь в 80-е гг. XIX в., осуществив организационную перестройку и объединив свои усилия в масштабах страны, консерваторы стали доминировать в парламенте. Их социальную базу составляли аристократы, военные и гражданские чиновники, служители англиканской церкви и представители тяжелой промышленности. Внутри партии имелось несколько политических течений, но в целом партия выступала за ограничение государственного регулирования, развитие частной инициативы, реорганизацию экономики за счет сокращения неэффективных производств, сокращение государственных субсидий, денационализацию некоторых отраслей, за параллельные с государственными альтернативными частные объекты в целях повышения эффективности первых.

К этому времени в Англии установилась классическая двухпартийная (бипартийная) система, основанная на принципах политической конкуренции и чередования у власти различных партий.

Для поддержки избрания представителей рабочих в парламент пролетариат пытался также политически организоваться. Первоначально в 1871 г. для защиты своих экономических интересов были легализованы тред-юнионы (англ. trade union) – профсоюзы. В целях демократизации политического строя группа радикальных интеллигентов организовала Демократическую федерацию. В 1884 г. она была реорганизована в Социал-демократическую федерацию, которая, однако, отказалась от сотрудничества с тред-юнионами, ее деятельность носила сектантский характер. Руководство СДФ длительное время находилось в руках реформистов во главе с Генри Мейерсом Гайндманом.

Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX-XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента.

С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата.

Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права и расширение избирательного корпуса. В 1893 г. была создана Независимая рабочая партия, базировавшаяся на более широкой социальной основе, чем Демократическая федерация, и поставившая задачу добиться рабочего представительства в парламенте. На конференции в 1900 г. был образован специальный Комитет рабочего представительства. В 1906 г. Комитет был преобразован в Лейбористскую партию, состоящую из тред-юнионов, Независимой рабочей партии, Социал-демократической федерации и других социалистических организаций. Во главе формирования этой партии стоял Джеймс Харди – бывший шахтер и активный участник профсоюзного движения. Социальной базой лейбористов стали мелкая буржуазия, рабочая аристократия и мелкие предприниматели.

До 1922 г. у власти находилось сформированное во время войны коалиционное правительство консерваторов и либералов. После распада коалиционного правительства на досрочных выборах 1923 г. ни одна партия не завоевала абсолютного большинства мандатов. В этой ситуации предпринимательские круги сочли возможным приход к власти лейбористской партии. Лейбористы сразу же после первой мировой войны провели реорганизацию партии, приняли изменения в уставе и партийной программе, в которой провозглашалась необходимость построения нового общества и установление "системы народовластия". Ни первое (1924 г.), ни второе (1929-1931 гг.) лейбористское правительство межвоенного периода, вопреки первоначальным опасениям, не нарушили "правила игры" и принципов политического консенсуса, благодаря чему лейбористы прочно заняли место официальной оппозиции в парламенте, заменив ослабевшую либеральную партию, которая раскололась ещё во время войны.

В 1960-х годах появляется новый тип партий, который называется catch-all parties — это можно перевести как партии «хватай всех». Эти партии начали ориентироваться не на какой-то конкретный социальный класс, а на то, чтобы завоевать поддержку всего электората. Целью этих партийных лидеров была не реализация идеологических программ, а максимизация числа голосов и сторонников. В связи с этим изменяется модус взаимоотношения партийцев и избирателей. Возникновение этого представления о партиях «хватай всех» связано с тревогами о том, что демократическое представительство находится в некотором упадке, становится менее качественным, потому что избиратели все меньше могут надеяться на адекватное представление своих интересов партиями.

В этих условиях положение консервативной партии в политической системе Великобритании упрочилось в связи с приходом к ее руководству в 1979 г. правоконсервативного крыла во главе с Маргарет Тэтчер, сумевшего уловить сдвиги в массовом политическом сознании в сторону большей свободы рыночных отношений. В 1981 г. произошел раскол лейбористской партии, и на базе ее выделившегося крыла была создана социал-демократическая партия (объединившаяся в 1988 г. с либералами в новую партию). Несмотря на это, монополия двух главных и крупнейших партий в политической системе страны не была подорвана.

В 1997 г., после восемнадцатилетнего правления консерваторов, правительство вновь сформировала победившая на парламентских выборах партия лейбористов. Нил Кинноку в условиях кризиса мирового социалистического движения удалось реформировать устаревшую партийную структуру и разработать идеологию "нового лейборизма" с отказом от социалистических идей. "Новые" лейбористы ориентируются в основном на средние слои населения ("белые воротнички"), а их решительный отказ от лозунгов всеобщей национализации и тотального вмешательства государства в социальные отношения (при усилении роли "закона и порядка" и при ослаблении роли профсоюзов в партии) обеспечил им широкую поддержку среди избирателей.

В 1990-х годах партии все больше начинают зависеть от государства в плане государственного финансирования предвыборной деятельности и самих выборов. У современных партий сейчас очень ослабленные собственные средства массовой информации, свои каналы коммуникации с избирателями, поэтому они зависят от тех каналов, которые находятся под контролем государства, — например, эфирное время на телеканалах.

Эта общая зависимость партий от государства подразумевает, что партии, которые находятся в привилегированном положении, в системной политике, являются коллегами по политическому бизнесу. В этом смысле их конкуренция друг с другом ограничена пониманием того, что они все заодно, они все зависим от государства, а потому избирают всё более гуманные способы для получения победы на выборах, проявляя уважение к соперникам.

Программы партий тоже претерпели некоторые изменения со временем. С конца ХХ века партия Консерваторов выступает за сокращение излишнего финансирования социальных программ и роли государства в экономике, более ответственное расходование государственных средств, поощрение частной предпринимательской инициативы, защиту традиционных семейных ценностей, принятие закона об обязательном вынесении на референдум любого решения о передаче властных полномочий от Великобритании к Евросоюзу.

Партия Лейбористов сейчас выступает за сохранение необходимой роли государства в экономике, ликвидацию общественного неравенства и поддержку социальных программ в области образования, здравоохранения и борьбы с безработицей, наличие ограниченной экономическими нуждами иммиграции, защиту прав меньшинств и активную европейскую интеграцию.

Либерал-демократическая партия с начала своего образования в конце ХХ века не уступает двум ведущим политическим партиям и имеет довольно широкую поддержку среди населения. Сейчас основной проблемой для этой партии является отсутствие пропорциональной избирательной системы в Великобритании. Так как, хотя партия на парламентских выборах получает около 20% голосов избирателей, в Палате общин ей предоставляется менее 10% от общего числа мандатов. Именно поэтому "либдемы" активно продвигают идею перехода к пропорциональной избирательной системе взамен нынешней мажоритарной. Помимо этого, в программе партии сильна экологическая и проевропейская составляющая, они выступают за выборность Палаты лордов; в экономике - за меньшее вмешательство государства.

Национальные партии

Несколько партий в Великобритании имеют местный характер. Шотландская национальная партия (Scottish National Party, SNP) и Уэльская национальная партия "Плейд камри" с 1970 года. SNP является первой по величине фракцией в шотландском парламенте и формирует правительство меньшинства. "Плейд камри" является второй по величине фракцией в Ассамблее Уэльса и вместе с лейбористами формирует коалиционное правительство. Главными пунктами программ обеих партий является достижение независимости Шотландии и Уэльса, а по мере движения к этой цели - завоевание максимальной автономии в рамках Соединенного Королевства и Европейского Союза.

Отдельная партийная система существует в Северной Ирландии, где в настоящее время действуют четыре основных партии. Две из них - Демократическая юнионистская партия (Democratic Unionist Party, DUP) и Ольстерская юнионистская партия (Ulster Unionist Party, UUP) - выступают за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства и защищают интересы протестантского большинства Ольстера. Другие две - Социал-демократическая рабочая партия (Social Democratic and Labour Party, SDLP) и "Шинн фейн" (Sinn Fein) - защищают интересы республиканцев и выступают за объединение Ирландии.

Две крайние силы североирландского политического спектра - DUP и "Шинн фейн" в настоящее время формируют коалиционную администрацию Ольстера. Депутаты "Шинн фейн" в течение многих лет бойкотируют свои депутатские обязанности в Лондоне, так как их работа в парламенте требует принесения присяги на верность британскому монарху, что противоречит их политическим убеждениям.

Брекзит

Вопрос о выходе Великобритании из Евросоюза был поднят партией консерваторов ещё в 2016 году. Однако страна смогла начать осуществление выхода только в конце 2019 и вместе с тем проявились проблемы внутри партийной системы.

В ведущих политических партиях Великобритании раскол теперь больше проходил по отношению к брекзиту, а не по идеолого-политическим убеждениям. Ситуация осложняется и тем, что имеются так называемые депутаты-«перебежчики», которые голосуют против основного курса своей партии. А члены партий, придерживающиеся умеренных взглядов, выражают недовольство по поводу отклонения курса и общей программы в радикальную (крайнюю) сторону. Противоречия оказались настолько сильными, что действующая мажоритарная избирательная система не сохранила партии от раскола.

Раскол в Лейбористской партии. На голосовании парламента 14 февраля 2019 года по поводу курса правительства в отношении брекзита премьер-министр Тереза Мэй сделала заявление, опираясь одновременно на поправки консерваторов и лейбористов. Это вызвало недовольство и недоверие этих партий, члены которых расценили компромиссный характер сделки, как возможность дальнейшей выработки усреднённой политики, когда выдвинутые партиями требования будут не учтены. В это же время некоторые члены лейбористской парламентской фракции были недовольны намечавшимся слишком «левым» курсом их лидера Дж. Корбина, а также его нерешительной кампании в пользу сохранения места в ЕС. В результате 18 февраля семеро депутатов от лейбористов вышли из состава партии и создали Независимую группу в парламенте, которая однако не объявляла себя политической партией.

Ещё одно деление в среде лейбористов проявилось в том, что депутаты от округов, где голосовали за выход из ЕС, заняли жёсткую позицию против проведения повторного референдума по отношениям с Европейским союзом, в то время, как большинство членов парламентской фракции выражают противоположное мнение.

Раскол в консервативной партии. Тори были недовольны лидером своей партии – премьер-министром Терезой Мэй, поскольку она, стремясь сохранить партию от раскола, долго не оглашала выбранную стратегию относительно отношений с Евросоюзом. Внутри самой партии ещё в 2016 году образовались две группировки, предметом разделения которых стал брекзит – бремейнеры (сторонники членства в ЕС) и брекзитёры. Последние настаивали на выходе Великобритании из Европейского союза без сделки. Поскольку Мэй больше опасалась реакции брекзитёров, она недооценила бремейнеров, которые заявляли, что выйдут из состава партии, если предложение о выходе страны из Союза без сделки будет принято «по умолчанию». Это было возможно, так как премьер-министр несколько раз откладывала обсуждение «больного вопроса». Поскольку брекзитёры не соглашались на компромисс и смягчение своих условий, а голосование в очередной раз откладывалось, 20 февраля 2019 года трое депутатов-бремейнеров вышли из партии, присоединившись к Независимой группе, организованной лейбористами.

Члены новообразованной Независимой группы, желая смягчить позиции брекзитёров из числа консерваторов и лейбористов и наконец прийти к окончательному решению, участвуют в движении «Народное голосование» (People’sVote) –за новый референдум.

В ответ брекзитёры обеих партий создали новую «Партию брекзит», в которую готовы вступить 100 тыс. человек (численность партии тори –124 тыс.). Вместе они готовятся к действиям в случае отсрочки брекзита (и, соответственно, участия Британии в выборах в Европарламент), второго референдума или досрочных выборов.

В это же время члены Либерально-демократической партии делают прямые заявления о том, что необходимо вообще отозвать заявление Британии о выходе из Союза и тем самым отменить брекзит. В начале ноября 2019 года либерал-демократы заключили пакт с двумя другими проевропейскими партиями - Партией Уэльса и Зеленой партией, образовав некий конгломерат.

В связи с вопросом по поводу брекзита движение националистов в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии начало набирать новую силу. К тому же во время первого референдума в 2016 году Шотландия и Ирландия почти в полном составе проголосовали против выхода из Союза.

Шотландская национальная партия (SNP), правящая в Шотландии, выступает против выхода Британии из Евросоюза и одновременно за выход региона из Соединенного Королевства. Некоторые лидеры партии даже призывают к инициации плебисцита. Это, в свою очередь, создаёт дополнительную напряжённость на политической арене Соединённого королевства.

Одним из острых вопросов является вопрос о границе между Северной Ирландией и Республикой Ирландии, которая входит в состав ЕС. Именно членство в Европейском союзе Великобритании и Ирландии позволило урегулировать многолетний конфликт в Северной Ирландии, снизив напряженность межэтнического и межгосударственного конфликта до нынешнего состояния. Теперь же это противостояние может набрать новые обороты. Сохранение открытой границы между Северной Ирландией и Ирландской республикой будет означать, что Великобритания и после Brexit все еще будет иметь открытую границу с ЕС. Это, в свою очередь, обесценит всё значение проводимого процесса. Ведущие партии этого региона, которые ещё с 2017 года находятся в разногласиях и не могут сформировать общее правительство, провозглашают противоположные программы по вопросу брекзита. Демократическая юниорская партия, став союзником консервативной партии Британии, выступает категорически против сохранения членства в Евросоюзе. А национальная партия «Шинн Фейн» пытается активно продвигать политику воссоединения Ирландии и тем самым решить вопрос о границе.

Таким образом, на современном этапе партийная система Великобритании вступает в процесс переформатирования путём образования межпарламентских группировок, отражающих мнения депутатов по поводу выхода страны из Евросоюза. В них вступают депутаты, недовольные ведущей политикой своей партии и действиями своих лидеров. Раскол теперь проходит не столько по идеологической линии исторически противостоящих партий, сколько по вопросу выбора программы действий страны в условиях брекзита. А в странах, входящих в состав Соединённого королевства, национальные партии начинают продвигать свою программу внешнеполитических действий и из-за вновь проявившихся не до конца урегулированных вопросов национальные движения набирают новую силу среди населения.

Список литературы:

М.С. Белоусов «История государства и права зарубежных стран»

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=908892

Айзенштат М. П. Британия Нового времени. Политическая история. М., 2007.

Киселев А. Проблема формирования английской двухпартийной системы в историографии // Власть. 2011. № 7. – С.162-164.

Туполева Л. Ф., Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XIX века, М., 1973; Klugmann J., History of the Communist Party of Great Britain, v. 1, L., 1968.

Громыко Ал.А. Модернизация партийной системы Великобритании. М., 2007

https://postnauka.ru/video/96264 («История и тенденции развития политических партий» - Илья Локшин)

О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова, В. А. Савельев. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. 1996

Ананьева Е. В. Британия: раскол в ведущих партиях на фоне брекзита. Международная жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: