Практическое занятие № 3




Тема: Общая и профессиональная культура педагога. Профессиональная компетентность педагога. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

Цель: Изучить основные формы воспитательной работы в лагерях различного типа. Составить банк форм воспитательной работы с детьми в период летнего отдыха

I. Подготовка к занятию

1. Изучить литературу и подготовиться к обсуждению предлагаемых вопросов

2. Выполнить практическое задание.

II. Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая культура. Общая и профессиональная культура педагога.

2. Профессиональная компетентность педагога.

3. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

III. Практические задания

Задание № 1.

Составить схему «Педагогическая культура».

 

Задание № 2.

Составить схему «Профессиональная компетентность педагога».

 

 

Практическое занятие № 4.

Тема: Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Новые термины

Педагогическое профессиональное образование; бакалавр; магистр; специалист; кандидат наук; доктор наук; научно-исследовательская работа студентов (НИРС); полифункциональность труда учителя-воспитателя; повышение педагогической квалификации; самообразование педагога; профессиональное самовоспитание; методическая работа; профессиональная карьера; профессиональная деформация личности; профессиональный кризис; профессиональный синдром; психологическая саморегуляция.

 

Практические задания

Задание № 1.

Составьте схему педагогического образования в России. Для этого воспользуйтесь материалом параграфа «Система педагогического образования в РФ».

 

Задание № 2.

Изучите с. 2-14 ФГОС CПО по cпециальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах) и ответьте на следующие вопросы.

Какие виды компетенций выделяются в требованиях к вашим результатам освоения основных образовательных программ?

Какие компетенции относятся к профессиональному циклу? (Установите названия компетенций по их кодам)

Как вы считаете, формированию каких компетенций способствует изучение курса «Введение в педагогическую профессию»?

 

 

Задание № 3.

Составить схему собственной педагогической карьеры.

 

 

Задание № 4.

Составьте личную программу профессионального самовоспитания на ближайший месяц.

1) чем конкретней программа, тем легче её будет реализовать;

2) месяц – это небольшой срок для самовоспитания, поэтому надо сосредоточиться на чём-то малом: таком, в чём вы реально преуспеете за месяц. При разработке программы профессионального самовоспитания на месяц советую придерживаться следующей последовательности действий.

1. Начните с выбора качеств, над которыми надо работать. Тут возможны два варианта.

Вариант 1. Составьте список из трёх-пяти качеств, которые вы должны развить у себя для формирования пригодности к будущей профес­сии. Например, возьмём коммуникативные умения, важные для педагога: - вовлечь в разговор другого человека; - общаться не «просто так», а с определённой целью (чтобы что-то узнать или разъяснить, в чём-то убедить); - говорить выразительно, излагать свою мысль последовательно и понятно для окружающих; - следить за реакцией собеседника на ваши слова; - внимательно слушать собеседника; - вежливо прервать собеседника, если он начинает повторяться, тактично указать на ошибки, неточности в его словах, вернуть его к теме разговора и т.д.

Вариант 2. Составьте список из трёх-пяти качеств, которые вам надо преодолеть для успеха в будущей профессиональной деятель­ности. Например: - ваша речь монотонна, невыразительна; - вы стесняетесь начать разговор с незнакомым человеком; - вы коммуникабельны, но при общении постоянно отклоняетесь от темы; - рассказывая что-либо важное, интересное, вы очень волнуетесь, торопитесь высказаться, запинаетесь, сбиваетесь с мысли; - вы часто попадаете в ситуацию, когда собеседник захватывает инициативу в разговоре, а вам «не даёт и рта раскрыть»; - у вас есть привычка постоянно перебивать собеседника, не дослушав до конца и т.д. 2. Выберите из списка два-три качества. 3. Наметьте действия для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества. Например, преодолеть стеснительность и чрезмерное волнение в общении помогут такие действия: - каждый день знакомиться с новым человеком, из разговора узнавать о нем определённую информацию (заранее продумать, что именно вы должны узнать); - на семинарах по различным учебным дисциплинам обязательно высказывать свою точку зрения, не уклоняться от дискуссионных вопросов; - заранее обдумывать свои выступления, составлять план своей речи и строго его придерживаться. 4. Определите, как вы будете фиксировать выполнение плана, оценивать результат самовоспитания (например, записывать данные о новых знакомых, начислять себе баллы за участие в дискуссиях, за удачные ответы на семинарах и т.д.). Источник: https://si-sv.com/faq/1-1#20

 

Задание № 5.

Разделитесь на микрогруппы по 5-7 человек. Каждая микрогруппа должна подготовить к практическому занятию мини-спектакль, сценку на тему «Настоящий учитель». Разыгранное вами действие должно отразить ваше мнение о том, как в педагогической профессии или в обычной жизни проявляются качества настоящего учителя или наоборот: каким учитель не должен быть.

 

 

Вопросы для подготовки сообщений и обсуждения на семинаре

 

1. Образовательно-профессиональный путь студента педколледжа.

2. Повышение квалификации учителей.

3. Участие учителей в методической работе.

4. Самообразование и профессиональное самовоспитание педагога.

5. Профессиональная карьера педагога.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Перечислите основные уровни системы профессионального педагогического образования в России. Какие образовательные организации относятся к каждому из уровней?

2. В чём состоят особенности подготовки кадров высшей квалификации?

3. Какие основные виды деятельности должны уметь осуществлять выпускники-бакалавры, обучавшиеся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, согласно ФГОС ВПО?

4. Какую роль играет педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя?

5. Какие основные задачи позволяет решать научно-исследовательская работа студентов (НИРС)?

6. Почему педагогические науки относятся к наиболее доступным для вовлечения студентов в НИРС?

7. Назовите формы НИРС.

8. Назовите виды НИРС.

9. В чём заключается и как проявляется полифункциональность труда учителя-воспитателя?

10. Какими особенностями обладает педагогический коллектив? Как они отражают специфику педагогической деятельности?

11. Обоснуйте необходимость повышения педагогической квалификации.

12. Что такое методическая работа?

13. Каковы основные виды методической работы?

14. Каковы основные формы методической работы?

15. Обоснуйте необходимость педагогического самообразования и профессионального саморазвития учителя.

16. Как могут быть представлены результаты самообразования?

17. Охарактеризуйте работу учителя по индивидуальному плану самообразования.

18.Какие бывают типы и виды профессиональной карьеры?

18. Чем обусловлены и как проявляются профессиональные деформации личности педагога?

19. Какова роль педагогического самообразования и саморазвития личности в профилактике и преодолении профессиональных кризисов?

20. Как психологическая саморегуляция помогает преодолевать негативное влияние профессиональных нагрузок на личность и здоровье педагога?

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Основная

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика. - М.- КноРус, 2010. – 740 с.

2. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2012. – 463 с.

3. Педагогика/ Под ред. В. А Сластенина. – М: Владос, 2012. – 287 с.

 

Дополнительная

1. Введение в педагогическую деятельность / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России. -2005.-352 с.

2. Кузнецов В.В. Введение в профессиональную педагогическую специальность. - М.: Академия, 2007.

3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2004.- 371 с.

12. Никонова Е., Патьков Н. Культура педагогического общения // Учитель.-2009.-№5.-С.58-65.

3. Смолина С. Профессиональная культура учителя / С. Смолина // Учитель. - 2009. - №2. - С. 29-31.

 

Электронные ресурсы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 13.05.2014).

2. Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://paidagogos.com (дата обращения 13.05.2013).

3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.– М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 576 с. [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. – Режим доступа: https://www.pedlib.ru/Books/1/0075/index.shtml?from_page=196 (дата обращения 13.05.2014).

4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://standart.edu.ru (дата обращения 13.05.2014).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: