политические и правовые идеи греческих и римских стоиков.




6.1 Древнегреческие стоики

Основателем стоицизма был Зенон (336—264 до н. э.). В истории стоицизма различают три периода: древнюю, среднюю и новую (римскую) Стою.

Мироздание в целом, управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона» («общего закона»), который имеет в то же время божественный характер и смысл. В основе гражданского общежития лежит, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование. Зенон и Хрисипп в своих сочинениях о государстве, обосновывали космополитические представления о том, что все люди граждане единого мирового государства (космополиса) и что человек — гражданин вселенной.

Рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

Действительно свободными являются, по учению стоиков, лишь мудрецы и цари. Отсюда и одобрение стоиками царской власти.

Имея в виду государственные законы и установления, соответствующие общему естественному закону, стоики выступали за их неуклонное соблюдение.

Идеи древнегреческих стоиков получили свое дальнейшее развитие в римском стоицизме.

 

6.2 Римские стоики

Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (ок. 1 до н. э. — 65 н. э.), Эпиктет (ок. 50 — ок. 120) и Марк Аврелий Антонин (121 — 180). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу. Римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования.

Сенека от-стаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) рабства может быть, лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. Раб, согласно Сенеке, — человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Не отвергая само рабство как социально-политическое явление и правовой институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом.

Все люди равны и в том смысле, что они — «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Сенека считал судьбу причиной всех причин.Разумность делает человека богоподобным. Благодаря разуму и общительности люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут тесными сообществами. Развивая космополитические идеи, Сенека утверждал, что Вселенная — это естественное государство со своим естественным правом, признание чего — дело необходимое и разумное. Членами (гражданами) этого вселенского государства (космополиса) по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие,

которые служат только большому, и такие, которые служат

только малому.

Наиболее ценным и безусловным, является большое государство. Разумность и понимание закона судьбы состоят в том, чтобы, противодействуя случаю, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими.

Сходные идеи развивали и другие римские стоики: Эпиктет — раб, затем отпущенный на волю, и император (в 161 — 180) Марк Аврелий Антонин.

Эпиктет: дополняет резкую критику богатства и осуждение рабства. Акцент при этом делается на безнравственности рабства.

Марк Аврелий Антонин развивал «представление о государстве с равным для всех законом.

Некоторые идеи греческих и римских стоиков (в частности, отстаиваемый ими индивидуализм, а также естественно-правовые положения) оказали влияние на взгляды римских юристов.

7.Политико-правовые идеи Цицерона

В области государства и права размышления Цицерона (106-43 до н.э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает определение, что такое народ - соединение многих людей,

связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только общего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (общий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собственности.

Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государственного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заявлено Цицероном.

Цицерон обращался и к проблеме идеального гражданина. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должен трудиться для общего блага.

Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет:

≪Под действие закона должны подпадать все≫. Итог размышлений Цицерона: 1) общины возникают от

природы, следовательно, государство возникает от природы; 2) власть вручается мудрецам, способным

приблизиться к постижению мира, божественного разума; 3) государство – охрана имущества граждан;

4) законы должны соответствовать общественному порядку; 5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения.

Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формой правления. Он разделяет три формы правления:1) царская власть - монархия; 2) власть оптиматов -аристократия;

3) власть народа - демократия.

Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естественным

правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все

рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами.

 

 

8.Правовые идеи римских юристов.

Понятие права (лат.иус) римские юристы определили ч-з понятия справедливости. Consensus – лежит в основе всякого права. Законы обязательны для всех лишь потому что народ санкционировал их своим согласием. Форма неважна, Нравс-ый закон также обязателен как и писанный. Гос-во представляет общую волю граждан. Делили право на публичное и частное. По определению Ульпиана публичное право есть то кот-ое относит.к положению римского гос-ва, частное к пользе отдельных лиц. Включает в состав публичного права святын жреуов магистратов. Частное право делилось на 3 части: 1. Ест.право (ius natural)2.право народов (ius gentum) 3.цивильное право (ius civille). М-у ними нет жестких границ. Они легко взаимодействуют и перетекают друг в друга. Различал в соответствии с кноцепцией Ульпиана: ест.право –право общее для всех живых существ как людей так и животных. Под действием ест.права подпадает брак, рождение, воспитание детей. Право народов – общее для всех но не распространяется на жив-ых на людей и их отношения. Право испольуемое всеми народами раздел им-ва, купля и продажа, рабство и освобождение от него.). Цивильное право- характеризуется как собственное право народов. – право установленное для римских граждан, часть общего права и права народов. Триада права: справедливость императивность нормативность. 1-ая справедливость. Придавалось основопологающее значение это есть постоянное и непрерывная воля воздавать каждому предоставлять то, что ему принадлежит. Принцип справ-сти сопряжен с идеей равенства. Равного соблюдения прав и равного воздаяния. Право может отклонятся от принципа спр-сти и от равного превратиться в неровное. 2.Императивность. выражает хар-р обязывающий, долженствующий принуждающий. Императивность принципа проистекает из его справедливости. Веления права обязательны исполнению п.ч. они справедливы. 3.нормативность. находит свое отражение в законе. По опре-ию Марциана заимствованное у Демосфена закон есть то все люди должны повиноваться в силу разных оснований но главное что всякий закон есть мысль изобретения и дар Бога. Закон же есть необходимая форма. общая идеальная форма выражения права так и конкретный источник права постановления народного собрания. Источники цивильного права: Leges – закон, плебисциты- римских плебейских собраний, сенатус консульты, постановления Сената, магистраторы преторов, конституции императоров, мнения мудрецов. К источнику права относят обычаи(если нет писанного закона).

 

9. Политико-правовые идеи Аврелия Августина

Всвоем главном произведении ≪О Граде Божием≫ А. Августин (354-430) объясняет, что существуют два

града: град божий - церковь, град земной - государство. Церковь странствует по земле, но цель имеет на

небе. Град земной - создание человеческое, и его цель временная. Он создан насилием, держится

принуждением. Государство – большая разбойная шайка. Государства разделяются на те, которые

начинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Авеля. Те, которые от Авеля, - христианские государства. Их суть - забота о подчиненных. Государство существует в помощь небесному граду, чтобы направлять мир

земной к небесному.

Августин первый призвал обращать всех в христианство насильственными методами.

Источник зла-свободная воля людей. Прежде чем понимать, мы должны верить. Рабство создано не

природой. Грех - первопричина рабства. Бог разделил людей на бедных и богатых, установил частную

собственность. Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных -чтобы испытать богатых.

Он считает, что несовершенство земной жизни человека - результат, порожденный ≪великим преступлением≫ Адама и Евы. Их греховность породила греховность государственного устройства, при котором существует господство человека над человеком. Но эта греховность – естественный порядок человеческой жизни,

предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания, соответствующие вине согрешающих. Но этот порядок не будет вечным, он прекратится со вторым пришествием Христа, когда будет установлено царство небесное. Оправданием существующего государства может быть лишь его служение церкви.

Августин стоит на страже справедливости, считая, что в ней проявляется истинное право, без которого неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о земных правах в конечном итоге определяются главным правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви, на борьбу со всем тем, что противостоит христианской вере. Августин затрагивал и проблему естественного права, которое, как он считал, люди изначально получили от Бога, его разума и воли.

Следует отметить, что в учении Августина прослеживается и прогрессивное начало, связанное с реалистическим подходом к оценке возможностей и способностей человека, его законных устремлений подниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога.

 

10-политическое учение римско-католической церкви. Доктрина «двух мечей». Идеология средневековых ересей.

римско-католической церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех

Средних веков. Средневековая христианская религия была ядром мировоззрения феодального общества.

На протяжении всей политической истории западноевро- пейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Могущество государей происходит от церкви безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Например, согласно доктрине «двух мечей», разрабатывавшейся в XII— XIII вв., основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Другой церковь вручила государям, чтобы те могли вершить земные дела. Самой церкви использовать обнаженный меч, держать кровавое оружие не пристало. Однако она пускает его в ход, но при помощи государей, наделяемых церковью правом повелевать людьми и карать их.

Как утверждали богословы, государь есть слуга церкви, служащий ей в таких делах, которые недостойны духовного лица.

Средневековые ереси

Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние века, вызывали протест угнетенных.

При доминирующем положении религии в общественном сознании Средневековья такой классовый протест не мог не облечься в религиозную оболочку. Он принял в Западной Европе

форму различных отклонений от доктрины и практики римско-католической церкви, папства. Течения, оппозиционные либо прямо враждебные официальному вероучению, получили наименование ересей.

На первом этапе эволюции феодальных отношений ереси еще не имели массовой базы. В XI—XII вв. произошел подъем еретических движений. В них стали принимать участие уже довольно значительные группы людей.

Дно из первых крупных еретических движений богомильство Богомильское учение отражало настроения закрепощаемых болгарских крестьян, которые выступили против феодально-церковной эксплуатации и национального угнетения страны Византийской империей. острая критика современной им католической церкви. Резко осуждались ее иерархиче ская структура и пышная обрядность, неправедно нажитые ею богатства и погрязшие в пороке священнослужители, извратившие, по убеждению еретиков, подлинное учение Христа. Для богомилов была неприемлема не только официальная церковь и ее институты; они отрицали также государственность, весь строй социальной жизни. Самые радикальные из еретических течений восприняли еще и некоторые идеи манихейства. Манихеи объявляли весь телесный мир порождением дьявола, извечным воплощением зла, заслуживающим лишь презрения и уничтожения. в общем потоке оппозиционных еретических движений XIV—XV вв. отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Первая отразила общественно-политические интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к ним социальных групп.

Видные представители бюргерской ереси Джон Уиклиф и Ян Гус. Дж. Уиклиф настаивал на независимости английской церкви от римской курии и возражал против вмешательства церковных кругов в дела государства. Ян Гус был последователем Уиклифа. Крестьянско-плебейские еретические движения XIV—XV вв.

представлены в истории выступлениями лоллардов (нищенствующих священников) в Англии и таборитов в Чехии. Лолларды, которые желали передачи земли крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества, пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан. Таборитский лагерь будучи выразителями интересов крестьянства, городских низов, обедневшего мелкого рыцарства, табориты не только боролись с римско-католической церковью, но и добивались также осуществления мер собственно антифеодального характера. Ни лоллардам, ни таборитам не удалось добиться своих целей. Они были разгромлены объединенным усилиями духовных и светских феодалов.

 

 

11. Политико-правовые идеи Фомы Аквинского

Ф. Аквинский (ок. 1225-1274) первый соединил науку с религией. До него церковь не соглашалась на существование науки как отрасли знания. Религия первична (наука - производное от религии), но духовный мир должен возглавляться наукой.

Ф. Аквинский создал сеть законов. Четыре основных: 1) вечный - божественный, естественный; 2) естественный - человеческий, 3) человеческий - положительный; 4) божественный - положительный.

Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель -божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон направлен на самосохранение ипродолжение рода человеческого, на установление должных отношений между людьми. Наконец, человеческий закон, который устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, способных творить зло, проявлять нечестность, руководствоваться ложным пониманием правды. Человеческий закон служит претворению в жизнь естественного закона путем имеющихся у государства средств. Если человеческий закон (право) противоречит естественному, то он признается несостоятельным и подлежит отмене. Суть теории: предписания человеческого закона вытекают из воли и разума Бога, а если это так, то нарушение этого закона есть тяжкий грех.

Власть от Бога не значит, что каждый князь, поставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с ним можно бороться. Аквинский выступал за монархию как форму правления. Царь один править не должен. Умный царь подбирает себе советников и правит вместе с ними.

В целях придания своему учению большей достоверности и привлекательности он предпринял попытку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды Аристотеля, но с таким расчетом, чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквинского к схоластике. Следуя за Аристотелем, Аквинский утверждает, что государство - результат естественного стремления человека к общению, которое ему необходимо для удовлетворения своих потребностей. Цель государства - общее благо, т.е. создание необходимых условий для достойной жизни человека. Эта цель, по мнению Аквинского, предполагает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, беспрекословное подчинение властям. (Всякая власть от Бога), поэтому долг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положением, не нарушает законов. В противном случае народ имеет право на восстание и свержение его, но Лишь при согласии на это церкви и папства.

12. Ещё надо представлении о праве средневековых юристов

Монополия на знание права, которая находи­лась в руках узкого круга юристов оборачивалась злоупотреблением данным правом. Все это вызы­вало ненависть народных масс и к римскому пра­ву, и к докторам права. Недаром народная сатира говорила о трех видах грабителей — разбойниках, купцах и юристах. На борьбу против злоупотребле­ний правом не раз поднималось и городское насе­ление. Например, во время восстания в Вормсе (1513г.) горожане требовали, чтобы доктора права были изгнаны из суда и совета. Когда искаженное римское право стало вполне феодализированным, выступления против него и юристов стали частью борьбы против феодализма. С этих позиций крити­ковали римское право деятели Просвещения и Ре­формации, а также юристы филологической шко­лы. В период Крестьянской войны 1525 г. в одном из проектов Реформации было требова­ние, чтобы «доктора права не допускались ни в ка­кой суд, ни в какие княжеские или иные советы. Впредь эти доктора права никогда не должны ни говорить перед судом, ни писать, ни давать сове­тов... Народу должно быть возвращено его старое отечественное естественное право».

Учеными-юристами нового направления проводится большая работа по восстановлению точного смысла римских законов, их знания как целостного явления, Были устранены искажения текста древних рукописей и восстановлены те места, которые ранее вовсе не приводились и бы­ли забыты. Предметом изучения снова становится римское право, как оно выглядит в Своде Юстиниа­на и сочинениях виднейших римских юристов,

а не те или иные их интерпретации и комментарии к ним.

Во Франции выдающуюся роль в изучении рим­ского права сыграл Яков Куяций (1522—1590). Он порывает со схоластикой и казуистикой старой школы и изучает чистое римское право, рассмат­ривает его в связи с развитием общественной жиз­ни и культуры Древнего Рима. Ему, в частности, при­надлежит восстановление знаний о сочинениях таких выдающихся римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел. Куяций проводит верную мысль о невозможности практического использования римского права без учета техусловий, в которых оно возникло и развивалось,Блестящий лекторский талант, многочисленные труды о римском праве создают Куяцию мировую известность.

В интерпретации юристов филологиче­ской школы римское право соединяется с гума­нистическими идеями, совершенствуется метод исторического анализа, римское право рассмат­ривается и изучается полностью. Широкой разра­ботке подвергаются отдельные институты римского права, вопросы его применения, исследуются со­держащиеся в нем противоречия.

12. Политико-правовые идеи Максимита Падуанского

М. Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) - один из идеологов бюргерства.

Падуанский критично подходит к теократической теории. Основная причина войн, смут – неверное представление о соотношении церкви и государства. Попытки церкви вмешаться в дела светские сеют раздоры, лишают мира европейские государства.

Падуанский различает два вида законов: божественный и человеческий. Первый из них дает оценку жизни и деятельности человека на земле и в зависимости от ее результатов определяет место смертного

в потустороннем мире. Второй - нацелен на достижение общего блага, укрепление власти и выполнение ее решений. Из этого следует, что церковь, служа высшей цели, определяемой Богом, не должна вмешиваться в мирские дела; она имеет право учить, но не наказывать. Человеческий закон должен приниматься народом, который является законодателем.

Законы, по Падуанскому, - основа государственной власти. Издавать законы имеет право народ: представители, им выбираемые. Но выполнять законы должен тоже народ. Падуанский один из первых завел речь о разделении власти на исполнительную и законодательную. Законодательная власть выше исполнительной. Источник законодательной власти - народ. Исполнительная власть действует в рамках,

отведенных ей законодателем, и призвана строго выполнять его решения, законы.

Общество должно быть разделено на две категории: высшую и низшую. Первая – чиновники, священники,

военные. Вторая - ремесленники, земледельцы, торговцы.

В своем сочинении ≪Защитник мира≫ Падуанский выступает в качестве обличителя католической церкви,

возлагая на нее ответственность за все людские несчастья, включая сюда и войны, которые нарушают

должный порядок в обществе, обостряют отношения между государствами. Его требование - свести

деятельность церкви к занятию духовной жизнью людей.

Государство - результат естественного развития человеческого общежития, начало которому положила

семья. Далее был род, племя. Завершающей стадией явилось государство, основанное на согласии людей,

его населяющих, и защищающее их общие интересы.

Падуанский - сторонник монархии, но не наследственной, а избираемой. Единственным источником власти он считал народ в лице его высших сословий: военных, священников, чиновников.

Именно они озабочены общими интересами. В то время как низшие сословия: торговцы, земледельцы,

ремесленники - представляют собой простой народ, занятый лишь своими интересами.

Его идеи - это предтеча развития демократических начал в политической правовой мысли Западной Европы.

13. Возникновение политической и правовой мысли в Древней Руси (11-13 вв.). Митрополит Иларион, князь Владимира Мономаха, Даниил Заточник.

13. Развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053-1125).

Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», в которых затронут большой круг вопросов, касающихся: объема полномочий великого князя, взаимоотношений церкви и государства, принципов отправления правосудия в стране.

Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении...», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении... » не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.

Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопросов об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. С теми же, кто жаждет войны, достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.

При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной власти Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но, тем не менее, отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.

С начавшимся вскоре после смерти Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132) процессом феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого Русского государства на отдельные государства-княжества.

13. Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведениях, приписываемых Даниилу Заточнику (XII-XIII вв.).

Произведения Д. Заточника выражали тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей.

Центральной политической идеей произведения, его стержнем служит образ великого князя. Он явно идеализирован в традициях, разработанных в русской политической литературе. Князь привлекателен внешне, милостив. Управление князя крепко и справедливо. Князь выступает как верховный глава всем своим людям. В случае же если отсутствуют порядок и управление в стране, государство может погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление.

В духе традиций русской политической мысли Д. Заточник последовательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться на их Совет (Думу). Советники должны быть умны и справедливы и всегда действовать по закону («правде»), а князю необходимо уметь их выбирать.

Не обязательно привлекать только старых и опытных, ибо дело не в возрасте и опыте, а в уме. Эти положения со всей очевидностью показывают, что форма власти у Д. Заточника близка к идеалу Мономаха.

Князь должен иметь хорошее войско, так как его «богатство во множестве храбрых и мудрых людей».

Д. Заточник говорит и о необходимости «царской грозы», но эта гроза не реализация самовластья, а, напротив, признак дееспособности и надежности верховной власти для подданных, поскольку именно их «царская гроза» ограждает «яко оградом твердым».

Боярское самоуправство осуждается Д. Заточником. Оно беззаконно, несправедливо, порождает в державе неурядицу. Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением последнему. Боярское засилье ведет к прямому ущербу верховной власти.

Д. Заточник осуждал политику феодальной раздробленности и хотел видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающимся на Совет «думцев» и представляющим своей властью опору и защиту всем подданным. Причем его интересует только охрана и защита своей земли, а не завоевательные походы. Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагала ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало главной задаче того времени - объединению всех русских земель под властью великого князя.

14-политическое и правовое учение московской руси XV- начало XVI вв. Доктрина «москва-третий рим». Нестяжатели и осифляне. Нил сорский, максим грек и иосиф волоцкий.

Автор теории, «Москва — третий Рим », был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе филофеи известно немногое. у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли.

Много внимания он уделял теме о Божественном происхождении царской власти. Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от «правды», но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных. Право на оказание сопротивления государю филофей отвергает.

Судьба россии не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православной христианской религии. И произошло это в осуществление древних пророчеств: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Развитая Филофеем в политическую теорию формула

«третьего Рима» была не нова для литературы XV—XVI столетий. православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству к процветанию. Именно поэтому он прочно связывает с ним судьбу России, чем и объясняется призыв ко всем

христианам видеть в лице Москвы оплот православия, а следовательно, защиту и поддержку для каждого из них лично. Резко и категорически он выступил против свободы суждений и особенно против

научных исследований. Видимый мир, по мнению Филофея, не только не следует преобразовывать, но грешно даже изучать. Теория Филофея «Москва — третий Рим» получила большое

распространение. и была усвоена русским общественным мнением.

14.Нил Сорский

Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило известность как нестяжательство. Приверженцы сохранения экономического статуса церкви и монастырей стали называться иосифлянами, по имени главы этого направления Иосифа Волоцкого.

Основателем доктрины нестяжания принято считать старца Нила Сорского. Концепция Нила Сорского во многом совпадает с положениями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями.

Идеалом Нила является общинное устройство. Монахи такой общины живут по апостольским заповедям. Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную. Логика рассуждений Нила не допускала владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной областью, в которой не могут применяться государственные методы воздействия. категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека. В русской политической мысли Нил прямо поставил вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли.

14.Максим Грек

Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком. Исходным пунктом всех рассуждений Максима Грека является евангельская проповедь предпочтительности «нестяжания» и обязательности личного труда. Нынешняя церковь преступила евангельские заповеди, Максим Грек вообще оценивает источник приобретения и умножения крупной частной собственности как несправедливый, расходящийся с евангельскими принципами жизни людей. Он принципиально осуждает

богатство. Причину всех пороков современной монастырской системы как социального характера так и

нравственного. он усматривает в организации вотчинного быта всей церковно-монастырской системы. Всенародное избрание правителя он считает вполне законным получением царского достоинства. Предпочтительной формой власти, по Максиму Греку, является такая ее организация, при которой царь управляет подвластными советах царских. Сущность верховной власти трактуется им традиционно, как реализация божественной воли.

14.Иосиф Волоцкий

Стяжательская» (или иосифлянская) позиция представлена основателем этого направления мысли Иосифом Волоцким.

Приверженцы сохранения экономического статуса церкви и монастырей стали называться иосифлянами. Иосифляне в качестве основной аргументации к оправданию стяжательского положения крупного общежительного монастыря обычно выдвигали тезис о личной нищете каждого в отдельности члена корпорации, утверждая, что евангельские принципы не нарушаются, поскольку каждый монах нищ, а все богатство в целом принадлежит монастырю.

Он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти, но предлагает отделить представление о власти как о Божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом — главой государства. Властитель выполняет Божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки. Поэтому не всегда следует повиноваться царю или князю. Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность обсуждать и критиковать личность и действия царя. Царь не должен забывать, что он не первое лицо в государстве. Но после Соборов 1503—1504 гг., когда Иван III переориентировался в своих действиях на прочный союз с церковью, Иосиф преследует другие цели: возвеличить властвующую персону и доказать необходимость безоговорочного подчинения ее авторитету. В своих трудах Иосиф предпринимает попытку провести классификацию законодательства, но в его религиозной трактовке этой проблемы допускается смешение закона Божественного и закона государственного.

В конце XV в. на Руси вновь обострился вопрос о еретиках. Иосиф Волоцкий считал своим долгом развенчать учение еретиков окончательно и, главное, доказать необходимость их физического истребления. Он предпринял попытку доказать, что еретическое инакомыслие это п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: