Этапы и методика подготовки экскурсии




Прежде чем экскурсию увидит и услышит потребитель - экскурсант, необходимо провести большую подготовительную работу, пробные экскурсии, рекламные акции.

Подготовка экскурсии складывается из следующих этапов:

1. Выбор темы, которая определяет содержание экскурсии.

2. Определение цели и задач экскурсии.

3. Подбор литературы и составление библиографии.

4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Обход маршрута.

8. Подготовка текста экскурсии.

9. Формирование «портфеля экскурсовода» - комплекта наглядных пособий, которые будут использоваться в ходе экскурсии.

10. Составление методической разработки / технологической карты экскурсии на 6–12 страницах (цель, тема, маршрут и объекты, длительность, методические приемы показа и рассказа, организация и техническое проведение).

11. Утверждение этой разработки руководством.

При проектировании услуги «ЭКСКУРСИЯ» в качестве методических и сертификационных выступают следующие документы:

1. технологическая карта (методическая разработка) экскурсии;

2. контрольный текст экскурсии;

3. материалы «портфеля экскурсовода»;

4. схема трассы маршрута транспортной экскурсии;

5. рецензия на экскурсию (в необходимых случаях).

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в её основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, о которых имеется обширная информация, и они могут включаться в несколько различных экскурсий.

Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было чётким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов.

При определении названия экскурсии следует избегать применения различного рода штампов, обезличивающих тему; использования сокращений слов, аббревиатур; применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации. Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.

Разработке экскурсии предшествует определение ее цели. Цели подчиняется всё, что показывается и о чём рассказывается в ходе экскурсии. У одной экскурсии может быть несколько целей, но ставить более трёх нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной.

Задачи экскурсии более локальны, они конкретизируют цель. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

Изучение материалов при разработке новой экскурсии начинается с составления библиографии, касающейся её темы. Исследуются архивные исторические источники, статистические данные, периодическая печать, экспозиции и фонды музеев и др.

Важным художественным компонентом экскурсионного рассказа является цитирование отрывков из прозаических и поэтических произведений. В связи с этим разработчикам экскурсии необходимо изучить также и художественную литературу, которую можно будет использовать при написании текста экскурсии.

Чтобы экскурсия отличалась научностью, современностью, необходимо при подготовке новой темы получить консультации у научных работников и специалистов по спорным, не до конца ясным проблемам содержания экскурсии.

Изучение экскурсионных объектов целесообразно завершить составлением картосхемы территории, по которой пройдет будущий маршрут экскурсии, с нанесением на неё в условных знаках всех выявленных достопримечательностей. Общепринятых условных знаков экскурсионных объектов не существует. Они должны быть разработаны самими участниками творческой группы.

После изучения экскурсионных объектов и составления картосхемы наступает этап отбора экскурсионных объектов. Он производится на основе определения значения каждого из них для раскрытия экскурсионной темы с заранее намеченной целью. При отборе необходимо учитывать силу зрительного воздействия объекта на экскурсантов, его известность, местоположение, наличие удобных подъездных путей, состояние окружающей территории.

Объекты подразделяют также на основные и дополнительные. Основные - это те, без которых невозможно раскрыть тему экскурсии. Как правило, на показе основных объектов раскрываются под- темы экскурсии.

Дополнительные объекты помогают рассказать об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями. Не рекомендуется включать в показ объекты, не связанные с темой, поскольку они отвлекают внимание экскурсантов и нарушают стройность экскурсии.

В экскурсионной практике принято в двух-трехчасовой обзорной городской экскурсии использовать 15 - 30, в тематической - 10-15 объектов. В экскурсии не следует стремиться к чрезмерному увеличению числа объектов показа, это мешает глубине освещения темы. Недостаточное же их количество не создает полноценного зрительного ряда, что также не способствует повышению качества экскурсии.

Важнейший этап - отбор экскурсионных объектов, создание яркого зрительного ряда. Аксиомой является правило «от показа к рассказу», допуская первичность зрительных впечатлений перед устной информацией.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов необходимо учитывать значение каждого из них для раскрытия освещаемой темы. Оценка объектов проводится по следующим критериям:

· познавательная ценность объекта;

· известность объекта, например, памятник тысячелетия России в Новгороде, мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде, исток Волги в Тверской области;

· экзотичность объекта, его неповторимость;

· выразительность, под чем подразумевается внешняя выразительность самого объекта или его особое взаимодействие с окружающей средой;

· сохранность, современное состояние объекта, возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится;

· месторасположение, удобство подъезда к нему, состояние подъездной дороги, наличие мест для стоянки транспорта и размещения группы при осмотре объекта.

После оценки экскурсионных объектов и изучения литературных источников, связанных с ними, на каждый объект составляется карточка. Требования к ней включают следующие пункты:

1. Наименование объекта. Если объект переименовывался, то и первоначальное название.

2. Исторические события, связанные с объектом, их даты.

3. Местонахождение объекта (адрес).

4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике).

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).

6. Сохранность объекта.

7. Охрана памятника (на кого возложена, чьим решением).

8. Фотография или другой иллюстративный материал.

9. Дата составления карточки экскурсионного объекта, фамилия составителя.

Вышеназванные пункты карточек экскурсионных объектов могут быть дополнены или несколько видоизменены, особенно если это касается объектов природы.

«Портфелем экскурсовода» принято называть в профессиональной среде комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, картосхемы, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:

· необходимость и целесообразность их использования и познавательная ценность;

· необычность;

· выразительность;

· сохранность.

Фотографии, картосхемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18х24 см, отличаться ясностью и чёткостью изображения. Наглядные пособия, предназначаемые для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24х30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов салона.

Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. Необходимо стремиться сделать его компактным, чтобы не допускать слишком длинных проездов или проходов между объектами показа. Их время не должно превышать 10 - 15 мин.

При разработке маршрута следует избегать повторных проездов по одной и той же улице или мимо одного и того же экскурсионного объекта, хотя этого не всегда можно добиться. Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесёнными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме также может быть указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30 км/ч), «средняя» (40 - 45 км/ч), «быстрая» (около 60 км/ч).

Следует провести уточнение маршрута. Для этого необходимо совершить его повторный объезд или обход. На этом этапе работы уточняются трасса движения, месторасположение объектов, условия их обзора из автобуса, подъезды к намеченным местам выхода экскурсантов из автобуса, выбираются варианты размещения группы для лучшего осмотра объектов, фиксируются явления, которые могут мешать проведению экскурсии (стройка вблизи объекта, начинающийся ремонт дороги и т.п.).

В процессе работы по уточнению маршрута экскурсии необходимо провести хронометрирование времени, отводимого на показ объектов, переезд (переход) от одного объекта к другому, а также времени на выходы группы из автобуса. Это даст возможность уточнить продолжительность экскурсии в целом.

Далее разрабатывается технологическая карта экскурсии, как своеобразный план показа объектов и изложения материала, связанного с ними, включая методические приемы показа и рассказы. По намеченному плану создается текст: контрольный - для туристской фирмы, и индивидуальный - для экскурсовода. Часто текст и содержание экскурсии оперативно приспосабливаются под реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории.

После утверждения маршрута экскурсии начинается работа над созданием текста экскурсии. В экскурсионной практике его принято называть контрольным текстом. Излагаться текст может как в хронологическом порядке, так и согласно расположению экскурсионных объектов на маршруте, т.е. по очерёдности раскрываемых подтем. В контрольном тексте приводятся также материалы, которые могут составить содержание вступления, заключения и логических переходов между подтемами. В него могут включаться и сведения об объектах, не предусмотренных разрабатываемой экскурсией, но относящихся к ее теме. Это делается с целью дальнейшего их использования в случае создания вариантов экскурсии на ту же тему.

На практике установлено, что объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет 40-50 страниц текста компьютерного набора (шрифт 14 через 1,5 интервала), для пешеходной - 25 - 30 страниц.

Контрольный текст экскурсии представляет собой основу для разработки индивидуальных текстов отдельных экскурсоводов.

Среди формальных, обязательных требований к оформлению контрольного текста следует указать на необходимость титульного листа. На него выносятся название учреждения, организовавшего подготовку экскурсии, наименование её темы, состав творческой группы, дата утверждения текста.

Индивидуальный текст представляет собой готовое для исполнения экскурсионное произведение, т. е. текст для экскурсионного рассказа.

Структура индивидуального текста состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление подразделяется на организационную и информативную части.

В организационной экскурсовод сообщает свое имя, отчество, фамилию, называет организацию, проводящую экскурсию, знакомит также группу с водителем автобуса, называет тему, сообщает маршрут, продолжительность экскурсии, место её окончания (где желающие могут покинуть автобус), проводит инструктаж о правилах поведения в автобусе.

В информационной части экскурсовод кратко излагает содержание экскурсии, называет наиболее значимые объекты, которые увидят экскурсанты, несколько подтем, с которыми их познакомят. Вступление не должно занимать более 5-7 минут, и его рекомендуется проводить до начала движения по маршруту.

Вступление должно быть ярким, лаконичным. На этом этапе устанавливается контакт с экскурсантами, они получают первое представление об экскурсоводе.

Основная часть экскурсии строится на сочетании показа и рассказа и состоит из отдельных раскрываемых на различных объектах подтем, соединённых между собой логическими переходами. Логические переходы могут носить характер обобщения, сравнения, дополнения и т.д.

Нередко, заканчивая одну подтему и переходя к объекту показа другой, экскурсоводы пользуются так называемыми формальными переходами, которые не связаны с содержанием экскурсии («сейчас мы с вами пройдем дальше и осмотрим...», «а теперь мы проедем к следующему памятнику...»). Такие формальные переходы, заменяющие собой логические, относятся к недоработкам в экскурсиях, но они неизбежны там, где переезды между объектами занимают считанные секунды.

В заключении экскурсовод подводит итоги, делает выводы по теме экскурсии, отвечает на вопросы экскурсантов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: