Венсковская Ольга Борисовна




Управление образования Слонимского райисполкома

Государственное учреждение образования «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»

 

Программа художественного профиля по направлению соломоплетение

 

 

Венсковская Ольга Борисовна

педагог дополнительного образования

Пояснительная запиcка

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого, гончарного ремесла.

Приемы плетения известны всем первобытным народам. Веками накапливался опыт изготовления изделий различного назначения из легкодоступного материала, каким является соломка.

Соломка – стебли хлебных злаков. Сухая соломка – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.

Для плетения преимущественно используют ржаную солому из-за ее длины и прочности.

Заготавливать соломку следует в июле-августе, в период молочновосковой спелости зерна. При необходимости ее следует просушить. Сушить лучше в закрытом, хорошо проветриваемом помещении в тени, чтобы сохранить цвет и пластичность соломки.

После просушки соломку нужно почистить, постричь и рассортировать в пучки по длине и назначению. Хранить соломку нужно в вертикальном положении. В некоторых случаях соломку хранят в снопах, предварительно срезав колосья со стеблей.

Цель - приобщить детей к белорусскому национальному искусству в области соломоплетения.

Задачи:

1. Обучение детей методам и навыкам соломоплетения.

2. Ознакомление кружковцев с азами аппликации соломкой.

3. Ознакомление детей с процессом заготовки и обработки соломки.

4. Выявление и развитие творческих способностей детей, их эстетического вкуса, чувства красоты, симметрии и соразмерности.

5. Развитие уровня способностей каждого ребенка, расширение его кругозора.

6. Воспитание у детей терпения и усидчивости, аккуратности и бережливости, чувства коллективизма и взаимопомощи, любви к стране и народу.

Теоретический курс предлагает детальное изучение лучших образцов мастеров соломоплетения на выставках и по литературе.

Практический курс предлагает проработку основных видов плетения.

В дальнейшем использование приемов плетения при изготовлении изделий.

Сложность изделий зависит от возраста ребенка, его индивидуальных способностей. Только наработка большого количества однотипных изделий поможет ребенку достичь определенного уровня мастерства. При планировании работы кружка особое внимание уделяется практической работе. Практические занятия будут способствовать приобретению навыков ремесла, развитию художественных традиций народного творчества.

 

Программа рассчитана на 66 часов в год для детей в возрасте 6-10 лет и разновозрастных групп, а для детей в возрасте 11-16 лет – 99 часов. Занятия проводятся звеньями по 6 человек. Звено, состоящее из детей в возрасте 6-10 лет или из детей разновозрастных групп, занимается по 2часа раз в неделю, а звено, состоящее из детей в возрасте 11-16 лет – 3 часа.

Индивидуальная программа, в ее основу положена типовая программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки кружковцев, режима и временных параметров осуществления деятельности. Рассчитана программа на один год.

В программе возможны изменения.

 

 

Учебно-тематический план

для детей в возрасте 6-10 лет и разновозрастных групп.

 

  Название разделов и тем. Общее кол-во часов.   Теория   Практика
1. Вводное занятие.      
2. Подготовка соломы к работе.      
3. Традиционные приемы соломенной пластики: - домашний оберег (по выбору ребенка); -изготовление подставки (по выбору ребенка); -изготовление бижутерии из соломки (по выбору ребенка).      
4. Объемные работы из соломки: -новогодние сувениры и елочные украшения (по выбору ребенка); -изготовление сувениров ко ДЗО (по выбору ребенка); -изготовление сувениров к празднику 8-ое Марта (по выбору ребенка).      
5. Творческие работы детей.      
6. Заключительное занятие.      
7. Итого на одно звено:      

 

 

Учебно-тематический план

для детей в возрасте 11-16 лет.

 

  Название разделов и тем. Общее кол-во часов.   Теория   Практика
1. Вводное занятие.      
2. Подготовка соломы к работе.      
3. Традиционные приемы соломенной пластики: -домашний оберег (по выбору ребенка); -изготовление подставки (по выбору ребенка); - изготовление бижутерии из соломки (по выбору ребенка).      
4. Объемные работы из соломки: -новогодние сувениры и елочные украшения (по выбору ребенка); - изготовление сувениров ко ДЗО (по выбору ребенка); - изготовление сувениров к празднику 8-ое Марта (по выбору ребенка).      
5. Творческие работы детей.      
6. Заключительное занятие.      
7. Итого на одно звено:      

 

 

Содержание программы.

 

1. Вводное занятие. Знакомство с историей соломоплетения. Просмотр работ известных мастеров. Необходимые приспособления и инструменты. Инструктаж по ТБ. Изготовление открытки «Букет» в технике аппликации соломкой.
2. Подготовка соломки к работе. Основные виды соломки, ее декоративные свойства, способы отбеливания и окраски. Стрижка соломы, чистка, сортировка, связывание в пучки.
3. Традиционные приемы соломенной пластики. Соломка в народном искусстве и в повседневной жизни. Домашний оберег: -подбор соломки и нитей, связывание изделия; -плетение «косички» из 3-х соломин и «цепочки» из 2-х, декорирование изделия.
4. Объемные работы из соломки. Что такое сувенир и его значение в повседневной жизни. Новогодние сувениры и елочные украшения: -плетение «витых жгутов» из 5-ти соломин; -утюжка соломки, изготовление заготовок из картона; -плетение «зубатки», обстрочка заготовок; -сшивание изделия; -декорирование изделия. Изготовление сувениров ко ДЗО: -плетение «витых жгутов» из 5-ти соломин; -плетение «витых жгутов» из 4-х соломин; -изготовление заготовок, плетение «зубатки»; -сшивание изделия. Изготовление сувениров к празднику 8-ое Марта: -плетение «витых жгутов» из 4-х и 5-ти соломин; -утюжка соломки, настрочка заготовок; -плетение «зубатки», обстрочка заготовок; -плетение «цепочка», изготовление декора; -сшивание изделия.
5. Творческие работы детей. Выполнение изделий по собственному эскизу (корзинки, шкатулки, конфетницы и т.д.).
6. Заключительное занятие. Оформление выставки «Мы трудились целый год». Подведение итогов работы кружка за год, вручение грамот кружковцам и благодарственных писем родителям, оказавшим помощь кружку.

 

 

По окончании обучения кружковец должен

знать:

1.Основные виды соломки и их биологические особенности.

2.Основные виды плетения из соломки.

3.Основы техники аппликации из соломки.

4.Основы композиции;

уметь:

1.Подготовить соломку для плетения или выполнения аппликации.

2.Разработать эскиз и выполнить изделие.

3.Выполнить плетения:

-зубатка;

-цепочка;

-прямое плетение;

-переплетение «шахматка»;

-витые жгуты из 4-х и5-ти соломин.

4.Подставлять и наращивать соломинки.

5.Сшивать плетенки и изделия.

6.Декорировать изделие.

Свой творческий потенциал кружковцы реализуют через участие в выставках, конкурсах, фестивалях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: