Тема: Основные этапы и формы процесса познания




 

Выполнил студент:

Павлов Данил Эдуардович

ФИО студента(ки)

Группы: ЗУвБ-37.03.01.02-21

наименование группы

Научный руководитель:

Санникова О.В.

ФИО, должность, ученое звание

 

Итоговая оценка по реферату __________________________

оценка, подпись руководителя

 

 

Ижевск 2021 г.

Процесс познания включает получение инфор­мации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и мате­риальное освоение познаваемых фрагментов действительности (об­щественная практика). Существует тесная связь познания с прак­тикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъектив­ных замыслов, идей, целей в объективно существующие предме­ты, процессы.

 

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специаль­ных технических средств (приборов), расширяющих возможно­сти органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздей­ствия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каж­дый орган чувств представляет собой сложный нервный меха­низм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зре­ния — это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.

Для первой формы чувственного познания (ощущений) ха­рактерен анализ окружающего: органы чувств как бы выбира­ют из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последую­щей форме чувственного познания — в восприятии.

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получае­мых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чув­ственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доно­сит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправлен­ность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на ка­кой-то стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека скла­дываются представления. Если ощущения и восприятия суще­ствуют лишь при непосредственном контакте человека с пред­метом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представ­ление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, блед­нее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенап­равленность познания. В образе, вызванном по памяти, на пер­вом плане будет то главное, что нас интересует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходи­мы в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер. На основании элементов, имею­щихся в действительности, исследователь представляет себе не­что новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические но­винки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реали­зации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

Представление является большим шагом вперед по сравне­нию с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, расту­щей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих пред­ставлениях моменты обобщения становятся куда более значи­тельными, чем в любом представлении о конкретном, единич­ном объекте.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышле­ние человека, являющееся средством проникновения во внутрен­нюю сущность вещей, средством познания закономерностей, оп­ределяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их зако­номерные связи недоступны чувственному познанию. Они пости­гаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Формами рационального познания (мышления человека) яв­ляются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее ши­рокие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество.

+Исходной формой рационального познания является поня­тие. «Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений». Понятие в своем логическом содержании воспроизводит диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и коли­чественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объектив­ная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окру­жающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Обра­зование понятия — это сложный диалектический процесс, вклю­чающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных пред­метов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирова­ние (выделение в предмете одних признаков, наиболее суще­ственных, и отвлечение от других, второстепенных, несуществен­ных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышле­ния, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении»[11].

Объек­тивной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коре­нится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выде­лить те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

Связи и отношения между предметами мысли носят самый раз­нообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между груп­пами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.

«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношени­ями, суждение обладает определенной структурой. В этой струк­туре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозна­чается латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и отноше­ниях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами сужде­ния. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает элект­ропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдель­ным его свойством делает возможным суждение: «железо (S) электропроводно (P)».

Единичным называется суждение, в котором что-либо утвер­ждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами «это», имена­ми собственными и т. д.

Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные сужде­ния начинаются такими словами, как «некоторые», «часть», «не все» и др

+ Общими называются суждения, в которых что-либо утверж­дается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) пред­метов. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого клас­са. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждени­ях).

Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний.

Умозаключение содержит в своем составе суждения,аследовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполага­ет еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и опосредованные.

Непосредственные знания — это те, которые получены чело­веком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосред­ственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредствен­но, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключени­ем понимается форма мышления, посредством которой из изве­стного знания выводится новое знание.

Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при этом уже извест­ное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заклю­чение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к друго­му. Другими словами, это есть отношение логического следова­ния. Всякое умозаключение представляет собой логическое сле­дование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаменталь­ных типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное.

Умозаключение широко используется в повседневном и в на­учном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о воз­никновении Солнечной системы и образовании Земли, о проис­хождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для по­нимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или яв­ления, в понимании его сущности, форм существования, зако­номерностей его развития и т. д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: