Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;
-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
Хвастливый кот.
В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры - в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.
Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.
Вопросы к тексту:
- Где жил хвастливый кот?
- Как его звали?
- Как хвастался кот?
- Где прятались куры?
- Где прятались свиньи?
- Где прятались коровы?
- Где прятались лошади?
- Где прятались кролики?
- Кто напугал хвастливого кота?
Тема: «Транспорт»
Цель: - Употребление приставочных глаголов;
- Употребление предлогов.
Трудолюбивый грузовичок.
Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.
Вопросы к тексту:
- Где жил маленький грузовичок?
- Что делал грузовичок с утра до вечера?
- Из гаража он что сделал, выехал или въехал?
- На заправку он заехал или переехал?
- Когда он заправился, то уехал или заехал?
- К светофору он подъехал или выехал?
- От остановки отъезжал или подъезжал автобус?
- По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?
- До песчаного карьера он доехал или переехал?
- В обратный путь грузовичок поехал или заехал?
Тема: «Весна»
Цель: - Употребление сравнительной степени наречий;
- Употребление падежных форм существительных во множественном числе.
Весна.
Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.
Вопросы к тексту:
- Какие дни стали весной?
- Как светит солнце?
- Как поют птицы?
- Где тает снег?
- Где распускаются подснежники?
- На чём набухают почки?
- Что стали вить грачи?
- Кто сменит белые шубки на серые?
- Откуда вылезут медведи?
- Откуда вернуться перелётные птицы?
Тема: «Семья»
Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса – ин -;
- Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Мамина помощница.
Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама. «Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.
Вопросы к тексту:
- Кто решил навести порядок?
- Чью кружку вымыла Маша?
- А чью чашку?
- Чьи очки она протёрла?
- Чей был зонтик?
- Чей фартук Маша повесила на кухне?
- Чьи были газеты?
- Чью обувь она поставила в ряд?
- Чьи игрушки остались не убранными?
Тема: «Мебель»
Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными;
- Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.
Новоселье.
У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата.
- Чтобы есть нужен обеденный стол, - сказала медведица.
- А нам нужен столик, чтобы играть, - дружно сказали медвежата.
- Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, - прорычал медведь.
- И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.
- Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, - сказала медведица.
- Для игрушек купите нам тумбочку, - попросили медвежата.
- Надо купить тумбу под телевизор, - сказал медведь.
- Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф, - говорила медведица.
- А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.
- Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, - прорычал медведь.
Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.
Вопросы к тексту:
- Что построила медвежья семья?
- Чего не было в новом доме?
- Чтобы есть, какая нужна мебель?
- Что надо было медвежатам, чтобы играть?
- Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?
- На чем медведи будут спать?
- Что просили медвежата для игрушек?
- Что надо купить под телевизор?
- Для посуды, что надо медведям купить?
- Куда они будут убирать одежду?
- Что ещё надо купить в комнату и на кухню?
- Куда медведи привезли мебель?
Тема: «Профессии»
Цель: - Употребление существительных в творительном падеже;
- Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
Кем быть?
Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится - нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить?
Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» - подумал Витя и побежал гулять.
Вопросы к тексту:
- О чём задумался Витя?
- Кем хотел работать Витя на автобусе?
- А кем хотел работать на поезде?
- Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?
- Кем хотел быть, чтобы людей лечить?
- Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?
- Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?
- О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?
Тема: «Цветы»
Цель: - Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;
- Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
На цветочной клумбе.
На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:
- Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, - говорили синие васильки.
- А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, - отвечали им белые ромашки.
- А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.
И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.
- Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, - загрустили белые ромашки.
Вопросы к тексту:
- Где росли цветы?
- Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?
- Кому мешали белые ромашки?
- Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?
- Кому мешали красные гвоздики?
- Куда спряталось солнце?
- Кто загрустил?