Методические рекомендации к проведению занятий с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения.




Конспект индивидуального занятия по формированию математических представлений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

 

Подготовила: Халилова Л.Д.

Тема: Счёт в пределах 5. Закрепление.

Цель: Продолжать учить обучающихся узнавать цифры от 1 до 5 и выполнять счётные операции в пределах 5.

Задачи:

Образовательная: продолжать учить соотносить число и цифру, называть цифры по порядку и вразнобой, пересчитывать предметы, писать цифры по обводке.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умения выполнять требования учителя.

Коррекционная: развивать устойчивость внимания и восприятия, память,

элементы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, устную связную речь.

Оборудование: цифры от 1 до 5,картинки с разным количеством предметов, тетради, ручки, индивидуальные меловые доски, счётный материал: косточки, пуговицы, игрушки, учебные предметы.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

Проверка наличия оборудования, учебных принадлежностей.

II. Сообщение темы и задач урока.

- Сейчас урок математики. Будем учиться называть цифры и считать предметы от 1 до 5. Надо внимательно слушать учителя. Выполнять все указания учителя.

III. Устный счёт.

Учитель сообщает ребёнку о том, что сейчас они будут выполнять задания устно.

1. Назови цифры, изображённые на таблице. (Ученик показывает цифры, называя их.) Учитель помогает, контролирует.

2. Игра «Волшебный пакетик». Ученик опускает руку в пакетик и достаёт попавшую цифру, называет её с помощью учителя.

3. Разложи на парте цифры по порядку от 1 до 5 (цифры разложены вразбивку). Учитель контролирует, помогает.

IV. Физ. минутка (сидя за партой).

Светит яркое солнышко. (Учитель и ученик поднимают руки вверх).

И вдруг на небе появилась тёмная туча. Она становится всё темнее и темнее.

(положили головы на парту!)

Вдруг раздался гром (поднимают головы и хлопают в ладоши).

Забарабанил дождик (стучат пальцами по парте).

И опять засветило яркое солнышко. (поднимают руки вверх, опускают и кладут перед собой).

V. Работа по теме урока.

1. Работа с предметными картинками. (Посчитать количество предметов на картинке и подобрать нужную цифру). Учитель оказывает помощь.

2. Работа с косточками. (Под цифру положить соответствующее количество косточек).

3. Счёт игрушек (2 куклы, 3 мишки, 4 машинки). Помощь и контроль.

VI. Физ. минутка (делают по показу учителя).

Два хлопка над головой.

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

(Учитель говорит медленно. Ребёнок пытается артикулировать и произносить звуки, слоги, слова за учителем).

VI. Письменная работа.

1. На доске расчерчена сетка в виде клеток. Учитель показывает образцы написания цифр по очереди 1, 2.

2. Письмо цифр учеником на доске по образцу сопряжено с рукой учителя, частично самостоятельно.

3. Письмо цифр 1, 2 на индивидуальных досках по обводке, частично самостоятельно, частично с помощью учителя.

4. Работа в тетрадях (письмо по обводке цифр 1,2, частично самостоятельно, частично с помощью учителя).

VII. Итог урока.

Какой сейчас был урок? (С помощью учителя отвечает «математика»).

Что делали на уроке? (С помощью учителя отвечает: считали предметы, писали цифры).

 

Методические рекомендации к проведению занятий с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения.

1. Интенсивный темп занятия может приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усиливать его дезорганизацию. Необходимо избегать переутомления детей в течение всего учебного дня.

2. Лучше, чтобы в 1 классе эти дети вообще как можно меньше писали. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ. Вместо того чтобы писать на доске, ребенку можно предложить выбрать карточку с ответом из висящих рядом с доской кармашков.

3. Мелкую моторику, необходимую для выработки хорошего почерка, развивать раскрашиванием по методу Монтессори. А проблем с прописыванием букв бывает значительно меньше, если к нему дети приступают после тренировочной работы с раскрасками.

4. Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться с визуальной опорой на буквы или, еще лучше, целые слова.

5. Использовать системность подачи информации, которая создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

6. Необходимо показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-З минуты), быстрыми, каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес. В конце «работы» надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых.

7. При объяснении любого урока надо давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше «проиграть» его с детьми.

8. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т.д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.

9. Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

10. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей.

11. Для детей с выраженно умственной отсталостью не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок.

12. Не использовать сильные отрицательные эмоции в обучении детей, которые снижают способность к обучению.

13. Монотонная неинтересная работа утомляет детей.

14. У детей часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: