Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно -транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Всегда ли мы, взрослые, подаем ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, троллейбус, автобус? Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы, как бы негласно, разрешаете нарушать их своим детям!
Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.
Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут ИГРЫ. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице. Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:
• НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Мы едем по улице», «Знаки на дорогах », «Учись вождению», «Юные водители», «Говорящие знаки», «Светофор», «Три письма» и др.;
• АЛЬБОМЫДЛЯ РАСКРАШИВАНИЯ: «Дорожная грамота », «Еду, еду, еду» и др., знакомящие с дорожными знаками, их значением.
• ДЕТСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа милиционер» С. Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь - автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота » И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», М. Зощенко «Показательный ребенок»; Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»; Н. Мигунова «Я иду по тротуару»; «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;
Используйте ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ для объяснения им правил безопасности на улицах:
• понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
• покажите ребенку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении;
• предложите ребенку самому найти дорогу домой, когда берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п.;
• чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами, как, по его мнению, следует поступать па улице в том, или ином случае, что означает тот или иной знак;
• объясните детям свое поведение на улице: причину остановок на тротуаре для обзора дороги, выбор места для перехода дороги, свои действия в разных ситуациях.
Не жалейте времени на «УРОКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ». Родители, помните!
• Жизнь детей, их здоровье, забота о них – это самый важный вопрос. Вырастить детей грамотными и дисциплинированными пешеходами, уберечь от аварий обязаны помочь все взрослые.
• Немаловажная роль взрослых в поведении на улице. Задача будет решена в том случае, если равнодушию взрослых будет положен конец. Каждый родитель должен считать своим долгом предупреждение возможности возникновения транспортных происшествий, влекущих за собой несчастья.
• Взрослый человек не имеет право проходить мимо детей, которые по непониманию или из–за озорства каким – то образом подвергаются опасности.
• Помните, что дети во всём берут пример со своих мам и пап, бабушек и дедушек, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Если мама будет перебегать дорогу на красный свет светофора, то ребёнок сделает то же самое, вместе с родителями или один.
• Переводя ребёнка через дорогу, держите его за руку.
• Контролируйте, где Ваш ребёнок, если Вы остановились с приятелем на тротуаре, не увлекайтесь с ним разговорами, забыв, что в это время делает Ваш ребёнок.
• Выйдя из пассажирского транспорта, не спешите переходить дорогу, дождитесь, пока движущееся средство отойдёт от остановки.
• Ваша задача сформировать у детей привычку обязательно останавливаться перед переходом проезжей части, оценивать ситуацию и только тогда переходить.
Улица для маленького пешехода – сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Мы с Вами можем помочь ребёнку избежать этих неприятностей!