Цели и задачи эстетического воспитания




Конспект по теме «Эстетическое воспитание, как важнейший аспект личностного развития учащихся»

Подготовила студентка группы ЗФ-309-072-6-1Кунашак

Галимова Юлия Рустамовна

 

Проблема эстетического воспитания на сегодняшний день является весьма актуальной. Век технического прогресса, компьютеризации принёс много достижений, удобств, комфорта в современную жизнь, но лишил человека многих духовных ценностей и ориентиров.

Эстетическое воспитание является составной частью воспитательного процесса, которое непосредственно направлено на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека. В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическое поведение ребенка.

Методологической основой эстетического воспитания является эстетика - наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формах отражения действительности и преобразования жизни в соответствии с законами красоты, о роли искусства в развитии общества.

Цели и задачи эстетического воспитания

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Задачами эстетического воспитания являются:

· формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;

· развитие способности понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке;

· формирование эстетических чувств, вкусов;

· педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры;

· развитие мотивации (потребностей, интересов) и способности к художественно-творческой деятельности;

· формирование способов художественно-творческой деятельности;

· поддержка одаренных детей;

· выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Цель эстетического воспитания заключается в формировании эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты как:

· эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;

· эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

· эстетические потребности — необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

· эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

· эстетические идеалы — социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве;

· эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическая воспитательно-образовательная среда призвана создавать у детей ориентацию на высшие ценности бытия; творческое отношение к жизни, должна активно способствовать такому выбору жизненного пути, который ведёт к максимальному развитию природных и приобретённых способностей человека в интересах, как самого индивида, так и всего общества.

Формировать эстетические потребности школьников возможно благодаря созданию эстетической ситуации.

Эстетическая ситуация - это совокупность условий и факторов, которые приводят к возникновению воспитательного момента или эффекта, выражающегося в своеобразном порыве человека к новым смыслам через напряжение и разрешение определённого жизненно-художественного противоречия. Иначе говоря, это фрагмент такой совместной деятельности педагога и обучающегося, когда создаются условия для общения с эстетическим объектом, в результате чего ребенок, включаясь в эстетические переживания, приобретает опыт эстетического восприятия, суждения, оценок, что влияет на его вкусовые позиции, развитие эстетических свойств личности происходит в условиях последовательного и систематического включения учащихся в «эстетические ситуации.

Например, при созерцании картины может звучать соответствующая музыка или стихи, помогающие глубже понять художественный образ. В некоторых случаях для создания эстетической ситуации педагогу нужно быть артистом, чтобы образно и эмоционально рассказать о художественных произведениях искусства, иллюстрировать свой рассказ интересными, историческими фактами или высказываниями художников, поэтов, музыкантов. Всё это должно быть рассчитано на сформированный интерес учащихся и уровень их развития. Следует также помнить, что всё окружение и обстановка во время эстетической ситуации должны соответствовать теме художественного объекта и цели эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание в учащихся осуществляется в процессе обучения и воспитания целым комплексом средств, к которым можно отнести кино, театр, природу, предметы художественной культуры, музыкальные произведения, литературу, межличностные отношения, СМИ, труд, отношения в семье, личность учителя, слово и многое другое.

Отдельные приемы обучения и воспитания также направлены на эстетическое воспитание учащихся:

· отработка культуры соблюдения тишины и порядка;

· бережливое отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели;

· доброжелательные отношения и вежливость между учащимися;

· беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах;

· ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т.д.

Разнообразны формы работы с обучающимися:

· беседы, лекции, встречи за круглым столом;

· «университеты» культуры;

· клубы друзей искусства;

· экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера;

· «капустники», «посиделки»;

· посещение кинотеатров и театров и многое др.

Эстетика должна присутствовать на всех учебных занятиях. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что на любой учебной дисциплине возможно эстетическое воспитание: «В любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Например, в математике иногда говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство». На уроках окружающего мира младшие школьники видят, исследуют причуды и красоту окружающей природы.

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и средних классах она решается, прежде всего, на занятиях по родному языку и литературе, изобразительному искусству и музыке. С этой целью учителя предлагают школьникам придумать и выполнить свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Стоит пробудить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей.

Художник Б.М. Неменский разработал программу по изобразительному искусству, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, «что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека». Учащиеся могут навести чистоту в школьном дворе, привести в порядок посадки декоративных кустов, выкрасить забор, после чего любоваться делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Ребята могут вырастить цветы под окнами школы, которые яркими красками будут радовать всех до глубокой осени. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предупреждать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают от ультрамодных увлечений, способствуют выработке этической культуры.

Важным аспектом формирования эстетических потребностей у школьников является эстетическое самовоспитание.

В полной мере эстетическая потребность сформирована в том случае, когда личность осознаёт необходимость постоянного расширения эстетического кругозора, совершенствование своего вкуса, общего развития эстетической культуры.

Задача учителя – помочь добиться этого, исходя из особенностей духовного склада, индивидуального интереса, характера, эрудиции учащегося.

На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности: какую литературу об искусстве прочитать, какие выставки и музеи посетить, какие кинофильмы посмотреть, в какой кружок записаться и т.д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить перегрузки.

На третьем этапе педагог учит ребенка переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с методами самовоспитания. Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя, сколько научился не сникать при неудачах. На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, учит самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.

Самовоспитание — это индивидуальная работа ребенка над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах, поэтому важно, чтобы ребенок опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, которые, идя навстречу подростку и доверяя ему, тактично помогали преодолевать трудности эстетического саморазвития.

Н. Г. Чернышевский так сказал об образованном человеке: «Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: