Правильно выбирайте контрагентов, чтобы избежать доначислений.




 

ФНС требует, чтобы инспекторы строже проверяли, как компания выбирает себе контрагентов. Налоговики считают, что компания должна не просто проверить каждого контрагента, но и выбрать его среди других потенциальных партнеров и обосновать, почему он — лучший.

К чему придираются проверки. § Фиктивность сделки. Это когда в документах отразили то, чего на самом деле не было или в договоре указали одного исполнителя, а сделку исполнила совсем другая компания (ст. 54.1 НК РФ). Если это обнаружат, то ФНС обязательно снимет расходы. § Недобросовестность исполнителя. При поверке инспекторы запросят первичную документацию у контрагентов и допросят их руководителей. Могут также провести экспертизу подписей на документах. А еще оценят процедуру проверки контрагента, которую Вы провели перед тем, как заключить с ним договор. В любом случае придется доказывать, что Ваш исполнитель добросовестный. Иначе расходы по таким договорам не дадут учесть.
Как избежать придирок. Для доказательства того, что компания проявила осмотрительность при выборе контрагента, необходимо обосновать этот выбор, сделав следующие шаги: § Заранее соберите доказательства, что компания выбрала контрагента по тем же критериям, по которым выбирает всех остальных. Из документов должно быть видно, каким образом оценивали условия сделки, платежеспособность контрагента, его деловую репутацию. § Перед заключением договора убедитесь, что у контрагента достаточно оборудования и персонала. Например, запросите у него штатное расписание и бухгалтерскую отчетность (письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547). § Цена не должна быть главным критерием, обосновывающим выбор контрагента. Иначе инспекторы решат, что компания заключила сделку не ради коммерческой выгоды, а для налоговой экономии. В таких ситуациях судьи поддерживают инспекторов. § Для снижения рисков, утвердите единую корпоративную политику подбора контрагентов. Потребуйте ее соблюдения от менеджеров, юристов и других ответственных сотрудников. § Проверяйте контрагентов не только перед заключением сделки, но и делайте это периодически, например, ежегодно. Ведь с момента подписания договора обстоятельства могут измениться. Такую же проверку проводите при перезаключении договоров. § При каждой проверке сохраняйте скриншоты, отчеты, документы, которые подтвердят Вашу осмотрительность.
Политика выбора контрагентов. Проверку контрагентов можно осуществлять, распределив их по категориям риска.
Уровень риска Типовые ситуации
Низкий уровень риска · У компании с контрагентом устойчивые деловые отношения более двух лет. · За период сотрудничества к контрагенту не было претензий. · Если контрагент новый, то он должен входить в рейтинг 200 крупнейших компаний в России по версии любого из ведущих деловых изданий (РБК, Forbes).
Средний уровень риска · Контрагент учрежден менее двух лет назад, в том числе в результате реорганизации. · Контрагент работает на спецрежиме или он — ИП. · Контрагент осуществляет обязательства с помощью третьих лиц. · У компании нет сайта. · Минимальный уставный капитал.
Высокий уровень · Компания работает в сфере строительства, транспорта и не относится к контрагентам с низким уровнем риска. · Штат компании состоит из двух и менее человек кроме директора и бухгалтера. · У компании нет рекомендаций от других контрагентов или иной информации об опыте работы. · Компания сдает нулевую отчетность. · В отношении компании начали процедуру банкротства.

 

Где искать информацию о контрагентах. Прежде чем распределить контрагентов по уровням риска, нужно собрать информацию. Где ее брать, смотрите ниже. § Данные контрагента. Перед сделкой запросите данные у контрагента и изучите их. Обязательно запросите налоговую и бухгалтерскую отчетность, справку о фактическом местонахождении. § Рекомендации других участников рынка. Поинтересуйтесь у Ваших потенциальных контрагентов, с кем они ранее сотрудничали. Проанализируйте эту информацию. Свяжитесь с их предыдущими заказчиками и спросите, выполнял ли Ваш потенциальный партнер свои обязательства, были ли нарушения с его стороны. § Отраслевые рейтинги и сайты лицензирующих органов. Если контрагент предоставил разрешения или лицензии, проверьте их. Ведь он мог подсунуть фальшивку. Например, лицензию на образовательную деятельность можно проверить на сайте Рособрнадзора obrnadzor.gov.ru. § Поисковые системы. В любой поисковой системе введите название или ИНН компании. Изучите страницы, на которых упомянут контрагент. Возможно, Вы натолкнетесь на отзывы других компаний или физлиц. § Сайт ФНС. Скачайте выписку из ЕГРЮЛ на сайте ФНС nalog.ru и проверьте регистрационные данные. Посмотрите, не входит ли компания в реестры недобросовестных поставщиков. § Личные встречи. Не заключайте сделку вслепую. Встретьтесь с контрагентом, желательно в его офисе. Посмотрите, сколько работников находится в офисе, в каком режиме контрагент работает, по какому адресу. Если для сделки нужны основные средства, например склады, станки или машины, организуйте встречу и убедитесь, что они есть не только на бумаге.
Какие документы запрашивать перед сделкой. § Налоговая и бухгалтерская отчетность, в том числе с анализом маржинальности деятельности поставщика. § Лицензии, разрешения, сертификаты. § Состояние расчетов с бюджетом, в т. ч. суммы уплаченных налогов. § Справка о численности и активах. § Справка о фактическом местонахождении с подтверждением. § Рекомендательные письма. § Электронная переписка. § Сведения об интернет-сайте. § Подтверждение наличия возможности исполнить договор. § Полномочия подписантов.
Аргументы по привлекательности контрагента. Аргументы, убеждающие судей в обоснованном выборе контрагента. Используйте их, чтобы подтвердить разумный выбор конкретного партнера: § Возможность поставки товара малыми партиями (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.17 № Ф09-1638/2017); § Отсрочка или рассрочка по оплате товара, товарный кредит (постановления арбитражных судов Северо-Западного от 08.09.16 № Ф07-7075/2016 и Уральского от 13.07.16 №Ф09-7468/2016 округов); § Высокий уровень рентабельности контрагента и существенный рост активов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.16 № Ф05-1148/2016); § Доставка товара силами продавца на склад компании (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.03.15 № Ф09-738/15); § Возможность по условиям договора перевыставлять контрагенту штрафы (определение Верховного суда РФ от 06.02.17 № 305-КГ16-14921); § Производство или торговля уникальными товарами (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.03.15 №Ф09-306/15). Внимание! Опасно приводить условия, которые существенно отличаются от предложений аналогичных поставщиков. Например, когда речь идет о стоимости товара, то она должна соответствовать рыночной или незначительно от нее отклоняться (определение Верховного суда РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: