Практическая работа №1.
Тема: Общие вопросы инструктирования.
1. Цель: формирование знаний по правилам безопасности труда в сборочном цехе.
Теоретические сведения.
1. Правила безопасности труда в разборочных и сборочных цехах.
-участок разборки должен иметь прочные несгораемые стены.
-полы должны иметь ровную гладкую, но не скользкую удароустойчивую, не впитывающую нефтепродукты поверхность. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи.
-потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов.
-не допускается скопления на участке большого количества агрегатов и деталей.
-запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и огнетушителями.
-разбирать агрегаты, имеющие пружины, разрешается только на специальных стендах или при помощи приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.
-при выпрессовке деталей, имеющих плотную посадку, на прессах последние следует снабжать защитными решетками.
-освещенность рабочих мест искусственным светом должна соответствовать для работ средней точности при малом контрасте различения объекта с фоном. Все стационарные светильники должны быть прочно укреплены, чтобы они не давали качающихся теней.
-при работе пневмоинструментом его во время работы держат двумя руками – за рукоятку и корпус. При неисправности пневмоинструмент отключают от воздухопровода. Шланг не должен иметь изломов, разрезов. Для обеспечения электробезопасности производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть занулены или заземлены.
2. Правила безопасности труда при мойке и обезжиривании деталей.
-моечный участок должен быть оборудован общей приточно-вытяжной вентиляцией, а каждая моечная машина, работающая на водных растворах СМС и растворителях, должна иметь собственную вытяжную вентиляцию с элементами максимального улавливания и возврата паров моющих средств.
-загружать и разгружать моечные машины деталями массой более 20 кг разрешается только с помощью подъемных механизмов.
-стоять под поднятыми грузами или на пути их следования запрещается.
-грузы поднимать только вертикально.
-пуск электродвигателей моечной машины должен производиться только после закрытия дверей машины.
-для предупреждения обезжиривания кожи рук растворами СМС их рекомендуется смазывать защитными кремами.
-особую осторожность следует соблюдать при работе с растворами каустической соды и кислот, так как их попадание на кожу вызывает ее разъединение и ожоги. Куски каустической соды можно брать только лопатой или щипцами. Все работы с каустической содой выполняют в резиновой маске с защитными очками, а также в резиновых перчатках и фартуке.
-запрещается обрабатывать детали из алюминиевых сплавов в растворе каустика, так как при контакте происходит бурная реакция, сопровождающаяся вспениванием и разбрызгиванием раствора. При ожогах едкими щелочами пораженное место следует промыть слабым раствором уксуса и водой. При ожогах растворами кислот места ожога промывают растворами питьевой соды, водой и смазывают вазелином. Растворители являются в разной степени токсичными и при проникновении их в организм человека могут возникать различной степени отравления. Вдыхание воздуха, содержащей пары растворителей, вызывает раздражение слизистой оболочки дыхательных путей, может нарушить работу нервной и сердечно-сосудистой системы.
3. Требования к рабочему месту, инструменту, оборудованию, приспособлениям, применяемым при ремонте автомобилей.
Рабочее место – это часть производственной площади цеха или участка, закрепленной за данным рабочим, со всем необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, которые он (она) применяет для выполнения производственного задания.
-на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный.
-рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкцию оборудования.
-рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой.
-на рабочем месте должно находиться только то, что требуется для выполнения данного задания. -приспособления и инструменты должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки, причем их следует разложить в строгой последовательности их применения, а не разбрасывать и не накладывать друг на друга.
-все, что берется левой рукой, должно быть расположено слева, а все, что берется правой рукой, - справа. Все, что берется обеими руками, должно находиться впереди.
-режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений.
-во время работы рабочий обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, по назначению использовать приспособления и инструмент и предохранять его от повреждений и загрязнений. Строго соблюдать правила техники безопасности.
-по окончании работы рабочий обязан привести в порядок свое рабочее место, а также прилегающую к нему площадь, инструменты и приспособления, применявшиеся при работе.
4. Правила безопасности труда в производственных цехах авторемонтного предприятия: слесарно-механическом, кузнечно-рессорном, сварочном, гальваническом и других.
А) при выполнении слесарно-механических работ:
-надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов.
-проверить исправность инструмента.
-при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для окружающих направить отлетающие частицы.
-оберегать руки от ранения о режущие кромки ножовки и заусенцы на металле.
-надежно закреплять заготовки на столе станка.
-не оставлять ключа в сверлильном патроне.
-не работать на станке в рукавицах.
-при нарезании резьбы вручную в деталях с сильно выступающими острыми частями следят за тем, чтобы при повороте воротка не поранить руки.
-при шабрении обрабатываемая деталь должна быть надежно установлена и прочно закреплена.
-не допускается работа неисправными шаберами.
Б) при выполнении напыления:
-при плазменном и детонационном напылении вредными для здоровья являются шум, поэтому покрытие наносить в специальных камерах.
-оператор должен работать в защитной маске со светофильтром.
-руки от излучения защищаются рукавицами из асбестовой ткани.
В) при сварке:
-для сварщика устанавливают отдельные кабинки.
-материалом стен кабинок служит тонкое железо, фанера или брезент.
-сварщик должен работать в маске со специальными светофильтрами и обязан пользоваться сухими брезентовыми рукавицами.
-прокладка проводов к сварочным машинам по полу или земле, при котором изоляция проводов не защищена и провод доступен для прикосновения, не разрешается.
-перед началом работы, сварщик обязан надеть брезентовый костюм, ботинки и головной убор.
-баллоны с газами хранят только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками и заглушками на боковых штуцерах вентилей.
-переносить баллоны на руках запрещается.
-при транспортировании баллонов не допускаются толчки и удары.
-баллоны с газом устанавливают в помещении не ближе чем на 1 м от радиаторов отопления и не ближе чем на 10 м – от горелок и других источников тепла с открытым огнем.
-запрещено хранить баллоны с кислородом в одном помещении с баллонами горючего газа, с барабанами карбида кальция, лаками, маслами и красками.
-при обнаружении на баллоне или вентиле следов жира или масла баллон немедленно возвращают на склад. Соседство масла и кислорода может привести к взрыву.
Г) при выполнении паяльных работ:
-рабочие посты паяльщиков оборудуют вентиляцией и местными отсосами.
-для защиты рук, применяют рукавицы из асбестовой ткани.
-перед паянием необходимо подогревать детали до температуры 110˚С.
-ручка электропаяльника должна быть сухой
-перегретый паяльник не охлаждают в жидкости.
-запрещено выполнять пайку деталей, в которых содержатся легковоспламеняющиеся материалы.
Д) при выполнении гальванических работ:
-участок оборудуют мощной приточно-вытяжной вентиляцией.
-перед спуском воды в канализацию, ее необходимо обезвредить, так как в ней находятся соли, кислоты.
-рабочие обеспечиваются спецодеждой: резиновыми сапогами, перчатками, прорезиненными фартуками, халатами и очками.
-нельзя закреплять детали в приспособлениях над поверхностью ванны.
-штанги, подвески и аноды следует чистить только мокрым способом, смачивая металлические щетки, так как пыль цветных металлов ядовита.
2.5. Противопожарные правила в цехах авторемонтного предприятия.
-курить только в специально отведенных для этого местах.
-не пользоваться открытым огнем.
-хранить топливо в количествах, не превышающих сменную потребность.
-не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов
-проводить тщательную уборку в конце каждой смены.
-разлитое масло и топливо убирать с помощью песка.
-собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить в специально отведенное для этого место.
-пожары тушить можно веществами, которые способствуют понижению температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода (песок, огнетушительная пена).
-для оповещения о пожаре служат телефон и пожарная сигнализация.
-в случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщать об этом по телефону 01.
-легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) нельзя тушить водой.
-при невозможности тушения водой горящую поверхность засыпают песком, накрывают специальными асбестовыми одеялами, используют пенные либо углекислотные огнетушители.
6. Изучите меры безопасности при испытании и обкатке агрегатов и автомобилей.
-обкатка и испытание двигателей проводятся в специально выделенном и изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
-осветительная аппаратура должна быть в закрытом, а в отделении топливной аппаратуры во взрывобезопасном исполнении.
-помещение для испытания двигателей оборудуют необходимым подъемно-транспортным оборудованием и набором специальных схваток.
-запрещается применять для подъема тросы и проволоку.
-каждый стенд для обкатки двигателей обеспечивают индивидуальным каналом отвода отработавших газов и вытяжным устройством для удаления испарения и теплового излучения.
-все вращающиеся части стендов должны быть ограждены, а сами стенды заземлены.
-во время обкатки запрещается проводить регулировки на работающем двигателе, за исключением регулировок карбюратора и угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе.
Порядок выполнения работы.
1. Изучите правила безопасности труда в разборочных и сборочных цехах.
2. Изучите правила безопасности труда при мойке и обезжиривании деталей.
3. Изучите требования к рабочему месту, инструменту, оборудованию, приспособлениям, применяемым при ремонте автомобилей.
4. Изучите правила безопасности труда в производственных цехах авторемонтного предприятия: слесарно-механическом, кузнечно-рессорном, сварочном, гальваническом и других.
5. Изучите противопожарные правила в цехах авторемонтного предприятия.
6. Изучите меры безопасности при испытании и обкатке агрегатов и автомобилей.
7. Составьте инструкции по технике безопасности согласно варианту:
Вариант 1- при выполнении сварочно-наплавочных работ;
Вариант 2 - при выполнении газотермических работ;
Вариант 3 - при выполнении паяльных работ;
Вариант 4 - при восстановлении деталей электрохимическими способами;
Вариант 5 - при нанесении лакокрасочных покрытий;
Вариант 6 - при работе с синтетическими материалами;
8. Ответить на контрольные вопросы.
Содержание отчета.
- Инструкция по техники безопасности согласно варианта.
- Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Какие меры безопасности характерны для наружной мойки автомобиля?
2. Каковы приемы безопасной работы при разборочно-сборочных работах?
3. Какие меры безопасности принимают при обкатке и испытании агрегатов и автомобилей?
4. Какие основные меры предосторожности принимают при выполнении слесарных работ?
5. Чем обусловлена опасность при сварочных работах, и какие меры безопасности принимают?
6. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при восстановлении деталей гальваническими покрытиями?