Ермакова Екатерина Александровна,
воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 176»
Организация гражданско-патриотического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Цель воспитания в дошкольном образовательном учреждении: формирование чувства патриотизма у дошкольников, нравственной и социальной активности.
Исходя из этой цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- формировать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- формировать уважение к труду, людям разных профессий;
- развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;
- формировать у детей элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о родном городе, стране;
- знакомить детей с символами государства;
- развивать чувство ответственности;
- формировать миролюбие, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Основные методы образовательного процесса в детском саду:
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам
По данному направлению в своей работе мы используем следующую модель нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте:
1. Семья. 2. Детский сад. 3. Родной город. 4. Родная страна. 5. Наша Армия.
По мере взросления детей мы расширяем и углубляем их знания по каждому из этих пунктов.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Поэтому, начиная работу в данном направлении, в первую очередь мы знакомим детей с семьей, семейными традициями, профессиями. Воспитываем уважение к труду, к женщине, к старшему поколению, учим сопереживать, помогать младшим.
Важным этапом является приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. Важно познакомить детей с историей города, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Продолжением этой работы является знакомство детей с нашей страной, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства, правами человека. Необходимо расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян, продолжать формировать доброжелательное и толерантное отношение к культуре и традициям других народов.
Немаловажным является воспитание бережного отношения к природе. Необходимо формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
С раннего возраста нужно учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим и старшим, помогать им и уважать их.
Для этого используются различные формы организации деятельности детей, основная из которых – тематическая непрерывная образовательная деятельность. При этом используются индивидуальные задания, художественная литература, иллюстрации, дидактический материал и наглядные предметы.
Нравственно-патриотическое воспитание детей подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (коллажи, поделки, рисунки), праздниками и различными мероприятиями: «День народного единства», «Мы – омичи», «День флага», «23 февраля», «9 мая».
На базе нашего детского сада в старших и подготовительных группах проводится «Бессмертный полк» и «Вахта памяти». Цель данных мероприятий: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами.
Также для детей и родителей подготовлены презентации на тему событий Великой Отечественной войны, для расширения знаний исторического прошлого России.
Важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Поэтому идет систематическая работа не только с детьми, но и с их родителями.
Благодаря этому, дети принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, Дню Победы.
Вспомним слова Антона Семеновича Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». [4,c.13] Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей – самые сильнодействующие факторы воспитания. Долгом каждого педагога является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Литература:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
2. Балдина Е.З. Статья Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-1011113.html
3. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.portal-slovo.ru.
4. Макаренко А.С. «Книга для родителей».- С., 2012