Характеристика основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной в свете ФГТ




 

Проблема проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ).

Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ...".

Соответственно, задачей каждого дошкольного образовательного учреждения является не столько написание, сколько разработка ООП*. Это тщательная подготовка к использованию в условиях конкретного учреждения материалов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и образовательных программ по приоритетным направлениям развития воспитанников.

Проектирование ООП начинается с проблемно-ориентированного анализа, который дает представление о качестве осуществляемой образовательной деятельности на основе оценки ее результатов. Этот этап связан с тщательным изучением промежуточных и итоговых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы, уточнения критериев оценки достижений детей. Ориентиром являются интегративные качества ребенка, заложенные в ФГТ.

Например, одним из интегративных качеств ребенка является "эмоционально отзывчивый" (п. 3.5 ФГТ). Проблемно-ориентированный анализ как результат мониторинга образовательного процесса должен показать специфику проявления данного качества в разных сферах жизнедеятельности дошкольника. Это требует определения критериев оценки на основе возрастных нормативов, предусмотренных примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, на основе которой строится деятельность ДОУ [1].

Таким образом, проектирование ООП начинается "с конца" - с уточнения особенностей результатов ее освоения ребенком, установления их соответствия ФГТ, выявления достижений воспитанников и проблем в организации образовательного процесса. Одновременно подбирается и уточняется инструментарий для проведения мониторинга, отрабатываются формы обработки и хранения полученной информации. Напомним, что образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая характеризуется непрерывностью действия*.

Результаты проблемно-ориентированного анализа являются отправной точкой для проектирования пояснительной записки к ООП. Уточним, что пояснительная записка является структурным элементом обязательной части ОПП. Экспертиза создаваемых дошкольными учреждениями образовательных программ свидетельствует о том, что типичной ошибкой педагогических коллективов является отделение пояснительной записки от обязательной части программы и написание ее как самостоятельного структурного элемента данного документа.

В пояснительной записке должно найти отражение своеобразие образовательного процесса конкретного дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего следует охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. При написании этой части пояснительной записки необходимо указывать те особенности воспитанников, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и организации образовательного процесса в данном ДОУ. Именно эта часть пояснительной записки вызывает у разработчиков типичные трудности, что зачастую приводит к описанию возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников безотносительно к образовательным достижениям и проблемам детей. В таком случае составленный текст напоминает содержание учебных пособий детской психологии, описывающих обобщенные возрастные особенности детей разных периодов дошкольного детства. Избежать этой ошибки позволяет отражение данных проблемно-ориентированного анализа за последние три года, особенностей готовности к школе выпускников детского сада, раскрывающих достижения и проблемы детей в освоении образовательного содержания, характеристика воспитывающихся в детском саду дошкольников с особыми потребностями.

Ориентация данной части пояснительной записки на достижения и проблемы развития детей позволяет конкретизировать задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации ООП.

В этом случае в задачах по реализации ООП появятся формулировки: "усилить внимание к...", "создать условия для...", "продолжить работу по...", "усовершенствовать систему работы по...". При этом формулировки задач начинаются именно с глаголов совершенного вида неопределенной формы, т. к. это определяет необходимость решения задачи в течение конкретного периода времени, направленность на достижение результата.

Также в текст пояснительной записки целесообразно включить графики, диаграммы, показывающие динамику результатов образовательного процесса. Отражение возрастных и индивидуальных особенностей конкретных детей делает данный документ рабочим и свидетельствует о том, что эта часть ООП требует ежегодного обновления [4].


 

Заключение

 

Современный период развития России чётко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с проблемным полем сегодняшнего дня и мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов - качество образования - нашёл своё выражение в национальной доктрине российского образования, в послании Президента РФ парламенту, в принятой правительством РФ программе модернизации образования.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни. Заложенные в дошкольном возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования. И естественно, что процесс модернизации системы образования в РФ коснулся и дошкольного образования. В первую очередь, необходимо отметить, что в последние годы произошли существенные преобразования нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основными нормативные документы, которые определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, являются: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа",Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ, 23 ноября 2009г. утверждены Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказом Минобрнауки РФ № 655).

Все эти нормативные документы обеспечивают полноценное и комплексное образовательное решение проблем дошкольников в процессе обучения и воспитания, что сказывается на качественном предоставлении образовательных услуг детям дошкольного возраста.

Все перечисленные документы отвечают и являются основой для разработки образовательных программ, основой для разработки дополнительных муниципальных законодательных актов и положений.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.

. Обновление содержания дошкольного образования в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

. Повышение квалификации на рабочем месте. Выпуск № 1-2012. Механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Электронный ресурс

. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

. Технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Солнцева О.В. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 3. - 2012 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: