1. КОСМОЦЕНТРИЗМ – тип мировоззренческой системы античности, считающей, что космос является разумной, гармоничной и прекрасной упорядоченностью, определяющей все существующее.
2. ТЕОЦЕНТРИЗМ – тип мировоззренческой системы периода Средних веков, определяющей началом всего сущего Бога.
3. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – тип мировоззренческой системы эпохи Возрождения, согласно которой целостный, универсально развитый человек есть центр и высшая цель мироздания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – тип мировоззренческой системы Нового времени, делающей центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок.
5. МЕХАНИЦИЗМ – миропонимание, основанное на отрицании качественной специфики сложных материальных образований, сведение сложных явлений к их физическим причинам, к сумме простых элементов.
6. Сциентизм – философско-мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации индивида в мире. Идеалом для сциентизма выступает естественнонаучное познание.
1. Идеализм – философское направление, утверждающее, что первично сознание, мышление, психическое, духовное, а материя, природа, физическое вторичны, производны, зависимы, обусловлены.
- Идеализм объективный – форма идеализма, утверждающая, что основой всего сущего является безличный всеобщий дух, сверхиндивидуальное сознание, Бог и т.п.
- Идеализм субъективный – форма идеализма, отрицающая объективное,
независимое от сознания субъекта существование материального мира, признающая
единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятие и т.д.
2. Материализм – философское направление, которое решает так называемый основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи. Материализм признает объективность, первичность, несотворимость, неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности.
3. ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
4. Рационализм – направление в теории познания, признающее разум в качестве главной формы, источника познания и поведения людей. Рационализму свойственна установка на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждение в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.
5. Иррационализм – направления в теории познания, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и выдвигают на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.
6. Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Представлен в двух основных формах: материалистический монизм и идеалистический монизм. Материалистический монизм выводит идеальное из материального, идеалистический – материальное из идеального.
7. Дуализм – философское направление, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.
8. Плюрализм – философское направление, согласно которому существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии).
9. РЕЛЯТИВИЗМ — учение об относительности человеческого познания и ценностей.
10. СКЕПТИЦИЗМ – теория, высказывающая сомнение в возможности познания истины
Античность:
1. ЭКЛЕКТИЗМ – философское течение, характеризующееся соединением разнородных взглядов, идей, принципов, получая в результате лишения органической целостности и жизнеспособности целое.
2. ЭЛЛИНИЗМ – период в развитии античной культуры с IV в. до н.э. до I в. н.э. Термин вошел в научный оборот после опубликования работы немецкого ученого И.Г. Дройзена «История эллинизма».
3. АПОРИЯ - понятие, означающее в древнегреч. философии трудноразрешимую проблему. А. возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. А. принято называть рассуждения Зенона Элейского (сам он не употребляет этот термин) о невозможности движения.
Средние века:
1. ПАТРИСТИКА – термин, обозначающий совокупность философских и теологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв., т. н. отцов церкви.
- Апологетика – философия раннего христианства (нач. II – нач. III в. н. э.), этап ранней патристики. Апологетика защищала принципы христианства от критики его со стороны нехристианских мыслителей. Обосновывала преимущество моральных принципов своего вероучения.
- Гностици́зм (от др.-греч. γνώσις-gnosis – «знание, познание, познавание») – религиозное направление, возникшее в начале нашей эры. В основе гностических учений лежало противопоставление духовного мира материальному, который рассматривался как порождение, воплощение тёмных сил.
2. СХОЛАСТИКА – средневековая философия XI-XIV вв., стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозного мировоззрения путем применения логических методов доказательств.
3. ТОМИЗМ – течение в схоластической философии, порожденное влиянием идей Фомы Аквинского, стремящееся рационально обосновать положения христианской веры.
.
1. Монотеи́зм (букв. «единобожие» – от др.-греч. – μόνος «один» + θεός – «Бог») – религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). Формы монотеизма: теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.
1) теи́зм – религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность.
2) пантеизм – учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Центральной идеей пантеизма является космос как всеобъемлющее единство и священность природы.
3) панентеи́зм – религиозно-философское учение, представляющее собой синтез идей теизма и пантеизма, согласно которым мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире (как в пантеизме).
4) деи́зм – религиозно-философское течение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий.
2. Креационизм (от лат. creatio – сотворение) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего по свободной воле.
3. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них, Промысла Божьего (Провидения), осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
4. Эсхатологизм [эсхатоло́гия] – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о конечных целях исторического процесса и космоса в целом.
5. сотериологизм [Сотериология] – учение о спасении, имеющее место во многих религиях (буддизме, христианстве, исламе); ориентация всей жизнедеятельности человека на «спасение души», соединение человека с Богом в так называемом «божьем царстве».
6. Догма – основное положение какого-либо учения
7. ТЕОЛОГИЯ – система обоснования христианского учения о Боге, его качествах, признаках и свойствах; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм жизни верующих и духовенства.
8. Трансценде́нтность (существительное) и трансценде́нтный (прилагательное) (от лат. transcendo – переступать) – философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.
9. УНИВЕРСАЛИИ – в схоластике общие понятия, идеи.
Эпоха Возрождения:
1. Гелиоцентрическая система мира (ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ) – представление об устройстве мироздания, согласно которому Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Возникла в античности, но получила широкое распространение с конца эпохи Возрождения.
2. Геоцентрическая система мира (ГЕОЦЕНТРИЗМ) – представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.
3. Гумани́зм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
4. Деи́зм (от лат. deus – бог) – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных, мистических явлений и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий.
5. ПАНТЕИЗМ – учение, обожествляющее Вселенную, природу.
6. УТИЛИТАРИЗМ – этническое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие.
7. Утопия (от др.-греч. τοπος – «место», ου-τοπος – «не место», «место, которого нет») – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общественного строя либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране, либо как проекта социальных преобразований, ведущих к его воплощению в жизнь.
Новое Время:
1. Дедукция (от лат. deductio – «выведение») – логический способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного или конкретного случая.
2. ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – «наведение») – логический способ рассуждения, при котором на основании отдельных случаев делается общей вывод.
3. ДУАЛИЗМ – существование двух различных, несводимых к единству состояний, мировоззрений, гносеологических принципов в понимании мира.
4. СУБСТА́НЦИЯ (лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) – философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности, которая неизменна, есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Принято выделять 2 вида субстанций – Материю и Дух.
5. СУБСТРАТ [ первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima ] (от лат. substratum – основа, фундамент) – 1) в широком смысле, основа всего существующего; 2) в узком смысле те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).
6. СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – «восприятие», «ощущение») – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
7. СОЛИПСИЗМ (от лат. solus – «единственный» и лат. ipse – «сам») – философское направление, признающее индивидуальное сознание (субъективное «Я») в качестве единственной несомненной реальности и отрицающее объективную реальность окружающего мира.
8. ДЕТЕРМИНИЗМ - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.