Подготовила: Моргунова Л.М.




Консультация для воспитателей.

«Формы взаимодействия с родителями»

Подготовила: Моргунова Л.М.

Уважаемые педагоги сегодня мы будем говорить о ваших взаимоотношениях с родителями. Но прежде чем перейти к этому вопросу, давайте поговорим о том, всегда ли конструктивны ваши взаимоотношения с детьми.

Один учитель, размышляя откуда возникают такие сложные детские проблемы, написал такие строки: «Вот они, главные истины эти: поздно заметили…. Поздно учли… Нет, не рождаются трудными дети, просто им вовремя не помогли. » Кажется, сегодня педагогика вплотную подошла к разгадке успешности – не успешности наших воспитательных усилий.

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания», а простое Со-дружество, Со-действие, Со-трудничество взрослого и ребенка, их ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ в решении насущных проблем ребенка.

Известный педагог – ученый Э. Фромм говорил: «Воспитание – это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей».

Иначе говоря, это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка. Таким, как самопознание, самонаблюдение, самолюбие, самоорганизация, самовнушение, самокритика, самопожертвование, самоуправление, самодеятельность, саморазвитие, самореализация, самодостаточность, самовоспитание, самоактуализация…

И тогда из уст взрослых вместо приказов, запретов, одергиваний, требований, угроз и высмеивания (чаще с тормозящей частицей «нет», унижающих достоинство растущего человека, ребенок будет слышать:

-Ты у меня умница;

-Подумай - и у тебя получится, а если не получится, тогда мы вместе будем думать;

-Не волнуйся! У тебя все получится.

-Не переживай, у каждого в детстве так было, все пройдет.

-Молодец! Ты преодолел, ты справился!

-Ты конечно, можешь поступать по – своему, но мне кажется, ты должен еще подумать - правильно ли это?

-Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему самому.

-Каждый может ошибаться, главное уметь признавать ошибки и исправлять их. Я уверена, что и ты сможешь это сделать.

-Действуй, я тебе доверяю.

Часто можно услышать вопрос к ребенку (его задают и родители и очень часто воспитатели, причем повторяют его несколько раз и с большим надрывом:

-Ты зачем это сделал! Я тебя спрашиваю, зачем ты это сделал!

Прошу Вас не нужно его задавать в таком тоне и с таким надрывом, повторяя бесконечно.

В такой нервозной ситуации ребенок вам не ответит, и вы еще больше разнервничаетесь.

В такой ситуации разумнее будет объяснить, что нельзя делать и почему. Через некоторое время вернитесь к ситуации и спокойно поговорите, что двигало им, почему он поступил неправильно, проанализируйте его поступок вместе с ним, не вы утверждаете приговор, а он сам должен осознать, почему нельзя или неправильно.

Иногда можно увидеть детей одних, в прихожей. Их оказывается, наказали. Но больше всего таким способом вы наказываете себя, т. к. это опасно, оставлять детей без присмотра, за закрытой дверью, вы нарушаете правила безопасности и несете за это уголовную ответственность; и еще одна причина – морально – этическая: вы восстанавливаете ребенка против себя, у него появляется озлобленность, он же тоже знает, что вы не должны так поступать, появляется цепочка зла, а это большая опасность для ваших дальнейших взаимоотношений, и в целом для становления личности.

А теперь поговорим о работе с родителями. Как Вы думаете, почему при таком разнообразии применяемых форм работы с родителями, все-таки возникает непонимание и разногласия? (Выслушать мнение педагогов).

А вот мнение, основанное на опросах педагогов:

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

- низкий культурный и педагогический уровень родителей;

Таково мнение педагогов. А вот что сказали об этой проблеме родители:

- невнимание к детям со стороны воспитателей;

- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изо деятельности и ручному труду);

- только поучают и жалуются;

- много негативного говорят про ребенка и почти ничего хорошего, никаких достижений;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

- мало практической информации;

Отсюда следует вывод:

Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи.

Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать, указывать родителям на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок часто выпадает из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности.

Как изменить существующее положение дел? Как наладить сотрудничество?

Некоторые известные педагоги утверждают, признаками сильной системы являются:

- открытость;

- гласность;

- взаимообмен мнениями;

- серьезное отношение к индивидуальности ее участников;

- гордость за свое учреждение.

Педагоги обязательно должны строить работу на:

- взаимном доверии во взаимоотношениях с родителями;

- учитывать индивидуальность каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;

-одновременно влиять на родителей и детей;

-соблюдать систематичность и последовательность в работе;

- использовать РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫв работе с родителями;

- СОБЛЮДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.

Только на этих принципах можно выстроить новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог, где взрослые являются сотрудниками, партнерами.

Итак, что же это за формы работы с семьей?

Назовем наши традиционные формы:

- родительские собрания;

- беседы;

- консультации;

- анкетирование;

-практикумы;

- семинары;

- наглядная информация;

- выставки;

- посещение семьи;

- конкурсы; и др.

Существуют также и нетрадиционные формы работы с родителями:

- круглый стол;

- вечер вопросов и ответов;

- семейный театр;

- семейный музей;

- родительская почта;

- семейная гостиная;

- семейный клуб;

- телефон доверия;

- семейная библиотека;

- библиотека игр;

- походы;

- родительские посиделки;

- просмотр видеороликов, видеозарисовок, слайдов из жизни ДОУ;

- рекламная информация;

- родительская газета;

- родительский журнал;

- переписка с родителями;

- презентации выставок детских работ, концерты силами детей и взрослых;

Педагоги чаще должны смотреть на себя со стороны и стараться меняться в лучшую сторону, двигаться к совершенству.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, т. к. это Вы пришли работать с детьми, Вы получили специальное образование.

Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:

- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;

-отметьте сначала положительные факты его жизни;

-замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

-если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

-желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы, если не готовы сейчас – прямо об этом скажите;

-вселяйте в родителей веру в своего ребенка;

-щадите самолюбие родителей;

-не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: