Конструктивное деловое общение
Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:
-независимо от статуса воспринимайте человека как равного себе;
-внимательно слушайте участника разговора;
-исключите из речи фразы «ты должен, обязан»;
-важно проявлять тактичность;
-будьте активным слушателем. Задавайте уточняющие вопросы;
-употребляйте предложения без частицы «не»;
Деструктивное деловое общение
Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:
-ложь;
-эгоизм;
-агрессия;
-неблагодарность;
-обида.
Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:
-установление взаимности в совместной деятельности;
-точность и достоверность официальной информации;
-ответственность;
-последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров;
Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.
Деловое общение: признаки и сущность
Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.
Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:
-фраза состоит не более, чем из 13 слов;
-если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник;
-последние фразы запоминаются лучше;
-оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00;
-мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения;
-незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.
Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.
Поэтому выделим признаки делового общения:
-интегрирован в человеческую деятельность;
-имеет общий предмет общения;
-использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие;
-реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие;
-ориентируется на этику.
Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.
Характеристики делового общения
Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:
-приступайте сразу к теме разговора;
-контролируйте тон голоса;
-избегайте критики партнера;
-возьмите время на обдумывание.
Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.
Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:
-унижать и оскорблять;
-критиковать и спорить;
-жаловаться;
-перебивать;
-быстро или медленно говорить;
-хвастаться.
Данный список можно продолжить. Но суть будет одна. Без уважения к личности партнера достигнуть высоких результатов в работе сложно.
Вопрос №2 Трансактный анализ общения
Трансактный анализ общения - Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г.). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я | Типичные способы поведения, высказывания | |
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" | |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" | |
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" | |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделат не сможете" |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.